АДВОКАТУРА РОССИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема I. Правоохранительная система государства и адвокатура Тема II. Понятие адвокатуры, ее значение Тема III. История русской дореволюционной адвокатуры Тема IV. Русская адвокатура советского периода Тема V. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 90-х гг. XX столетия Тема VI. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации Тема VII. Объединения адвокатских коллективов Тема VIII. Адвокат Тема IX. Правовое регулирование и общие требования к деятельности адвокатов Тема X. Профессиональная этика адвоката Тема XI. Проблемы адвокатского красноречия Тема XII. Зарубежный опыт организации и деятельности адвокатуры
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема XIII. Адвокат — участник судопроизводства (общие вопросы) Тема XIV. Адвокат в конституционном судопроизводстве Тема XV. Адвокат в гражданском судопроизводстве A. Адвокат – представитель в гражданском процессе в системе судов общей юрисдикции Б. Адвокат – представитель в арбитражном процессе (АПКРФ) B. Адвокат — представитель в третейском суде Тема XVI. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях Тема XVII. Адвокат в уголовном судопроизводстве A. Общие вопросы Б. Адвокат на предварительном следствии B. Участие адвоката в суде первой инстанции Г. Обжалование приговора (постановления судьи, определения суда) и участие адвоката в апелляционной, кассационной и надзорной судебной инстанции Д. Участие адвоката в процессуальной стадии исполнения приговора Е. Участие адвоката при рассмотрении уголовных дел судом присяжных Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией уголовно-процессуальной формы 3. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами Тема XVIII. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским Судом по правам человека Тема XIX. Консультационная работа адвоката Тема XX. Адвокат-поверенный Тема XXI. Правовое обслуживание сферы хозяйственных отношений
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема I. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРА
. Общее представление о правоохранительной системе государства, ее структуре и назначении.
. Место адвокатуры в правоохранительной системе.
. Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
. Проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности адвокатуры.
Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка. Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений. Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура. Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами. Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями. Это концептуальный вопрос и многочисленных проектов Закона об адвокатуре, и принятого в апреле- мае 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения — обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты по уголовным делам (ст. 48 Конституции), — она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии. Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных органов и органов управления. Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений (ст. 30 Конституции), должен быть решен отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти. Коллегии адвокатов не являются общественными организациями и их создание и функционирование должно основываться не на законе «Об общественных объединениях», а на законодательстве об адвокатуре — профессиональной организации, составляющей часть правоохранительной системы государства и вместе с тем представляющей собой институт гражданского общества. Права адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным законодательством, определяющим порядок отправления судами различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное). Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного). Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами и органами государства. Защита прав человека и гражданина, а именно этой цели служит адвокатура, приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1 Конституции РФ). Судебная защита, гарантированная «каждому» (ст.46 Конституции РФ), отнюдь не решает всех правовых конфликтов, рождаемых общественными отношениями. В России ежегодно (по приблизительным данным) привлекается к административной ответственности около восьми миллионов граждан. Из этих дел об административных правонарушениях лишь четвертая часть рассматривается судьями, остальные — органами административной юстиции, чаще всего органами МВД. Нетрудно представить, какое море беззаконий и ущемлений прав человека скрывает эта практика. Достаточно сказать, что в 2001 г. только согласно официальных данных, прокуратурой разрешено около 1 млн. жалоб, 210 тыс. из которых связаны с восстановлением нарушенных прав, при этом отменено по протестам прокуроров 55 тыс. незаконных правовых актов государственной и муниципальной власти и должностных лиц; самостоятельно прокуратурой ежегодно выявляется около 100 тыс. нарушений законодательства в административной деятельности, более 160 тыс. правонарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. До 70 тыс. заявлений о совершенных преступлениях оставляются без своевременного реагирования и скрываются от регистрации в органах внутренних дел[1]. Остается неустановленной судьба более 30 тыс. граждан пропавших без вести. Арест и содержание под стражей более 1300 человек только по постановлениям следователей прокуратуры признаны незаконными[2]. Эти цифры, свидетельствующие о масштабах нарушений законности органами управления и ущемлениях прав человека, впечатляют даже с оговоркой об их неполноте, вызванной недостаточной эффективностью методов их выявления. Сама судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в которой многим видится панацея если не от всех, то от многих бед, пока еще очень далека от идеала. Непросто добиться приема у судьи, нередки случаи незаконного отказа в приеме исковых заявлений (отказ в судебной защите). В 1999 г. таких случаев зарегистрировано вышестоящими судами более трех с половиной тысяч. Часто законность судебных решений оказывается сомнительной. Например, только в 1999 г. признано неправосудными, отменено и изменено около 100 тыс. судебных актов по гражданским спорам. Все эти соотношения и цифры свидетельствуют о том, что без помощи опытного адвоката защита прав человека, даже и судебная защита, дело весьма проблематичное. Отсюда значение организации правовой помощи населению в России, отсюда и роль адвокатуры в нашей современной правовой жизни.
ЛИТЕРАТУРА: К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева М., 1997. А.В.Наумов. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора//Российская юстиция. №1. С.24. Состояние законности в Российской Федерации (1998-1999 гг.) — Издание НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. М., 2000. Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
. Адвокатура как добровольное профессиональное объединение юристов с целью оказания юридической помощи населению.
. Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации.
. Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления.
Независимость адвокатуры от государственных органов. Гарантии независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства адвокатурой, самоуправление, экономическая самостоятельность и др.).
. Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость, профессиональная тайна, нравственные начала профессии и др.).
Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающую в себя участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.). Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними. Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» вытекает, что адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающееся адвокатской деятельностью. Как институт гражданского сообщества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и др.). Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти — это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокатуры, ее место в системе государственных и общественных институтов. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды. К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно[3], в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона — обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Не случайно в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» впервые четко изложено требование о том, что «Адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер» (п.п.1 п.4 ст.6). Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, фальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п. Это значит, что адвокат не слуга клиента — он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний). Начинающему адвокату следует усвоить формулу: все законные действия адвоката порождают права и обязанности для его клиента, а все незаконные действия адвоката порождают обязанности лично для него самого. В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в числе задач адвокатуры предусматривалось «содействие осуществлению правосудия». В новом Законе это требование отсутствует. Однако вопрос о том, должен ли адвокат содействовать правосудию постоянно, возникает и требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат, естественно, объективно содействует осуществлению правосудия. Но это не главная его задача и он не может предавать клиента ради «торжества правосудия». Существенно изменилось в годы реформ представление о «государственном руководстве адвокатурой». Практически не применялись статьи «Положения об адвокатуре РФ», в которых говорилось о государственном контроле. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждались исполнительными органами субъектов Федерации. Были ограничены функции Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определялась ими самими. Минюст не заслушивал отчеты председателей коллегий адвокатов и т.д. В результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретала независимость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретал реальное содержание. Эти достижения длительное время носили характер практических завоеваний адвокатуры. Юридическое оформление они получили в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31