Рефераты. Административно-территориальный портрет России




                Политико-административное деление СССР в 1990 г.


Союзные республики

Автоном-

ные респуб-

лики

Автоном-

ные

области

Автоном-ные

округа

Края


Админис-тративные

области

Админис-тративные

районы

Города

РСФСР

16

5

10

6

49

1834

1030

Украинская ССР

-

-

-

-

25

480

429

Белорусская ССР

-

-

-

-

6

117

99

Узбекская ССР

1

-

-

-

10

155

124

Казахская ССР

-

-

-

-

17

222

83

Грузинская ССР

2

1

-

-

-

65

61

Азербайджан-ская ССР

1

1

-

-

-

61

65

Литовская ССР

-

-

-

-

-

44

92

Молдавская ССР

-

-

-

-

-

40

21

Латвийская ССР

-

-

-

-

-

26

6

Киргизская ССР

-

-

-

-

2

40

21

Таджикская ССР

-

1

-

-

2

44

16

Армянская ССР

-

-

-

-

-

37

27

Туркменская ССР

-

-

-

-

3

45

19

Эстонская ССР

-

-

-

-

-

15

33

ВСЕГО

20

8

10

6

114

3225

2126


Именно следствием поспешности и неоправданного революцио­низма явился процесс очередного дробления областей, начавшийся в первой половине 30-х гг. Так, на стыке Ленинградской, Москов­ской и Западной областей была образована Калининская область, а Ивановская промышленная область разделена на Ивановскую и Ярославскую; от Северокавказского края отпочковалась Азово-Черноморская область, а Уральская область разделилась на Свер­дловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую (которая вскоре была преобразована в Омскую область) и т.д., и т.п. Что же случилось? Почему принцип «органического единства экономического райо­нирования, национального устройства и административно-терри­ториального деления» с необыкновенной легкостью нарушался едва ли не каждый год? С сегодняшних позиций может быть дан лишь один ответ: проявлялся обычный «зуд реформаторства».

Интересно, что крупные изменения в политико-администра­тивном устройстве страны происходили во время войны 1941 — 1945 гг., причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири — например, были образованы Тюменская, Кур­ганская и другие области, что подчас не диктовалось ни срочнос­тью, ни иными разумными доводами.

После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных отметим такие, как преобразование в 1945 г, Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская об­ласть была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР — в Карельскую АССР. Продолжилась администра­тивно-территориальная «чехарда» с образованием и упразднением областей как в составе Российской Федерации, так и в Казахстане, республиках Средней Азии и других регионах.


           3. Политико-административная реформа в Новой России


Административно-территориальное устройство постперестроеч­ной России претерпело существенные количественные и качест­венные изменения.

Прежде всего «парад суверенитетов» привел к изменению ста­туса всех бывших автономных республик и ряда автономных облас­тей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (На­пример, Горно-Алтайская автономная область — Горно-Алтайская АССР — Горно-Алтайская ССР — Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим — «Респуб­лика в составе РСФСР».

Если раньше в состав РСФСР входило 16 автономных респуб­лик, то теперь Российская Федерация объединяет 21 республику. Многие из них изменили свои прежние названия. Их новые назва­ния: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай (Алтай), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская респуб­лика, Республика Калмыкия — ХальмгТангч, Карачаево-Черкес­ская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Респуб­лика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская республика, Республика Хакасия, Чеченская республика (Ичкерия), Чувашская республика — Чаваш Респуб­лики.

Бывшие автономные области - Адыгейская, Горно-Алтай­ская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состава краев (Краснодарского, Алтайского, Ставро­польского и Красноярского), в которые они раньше входили.

В России осталась одна автономная область — Еврейская; дру­гие за последние годы преобразованы в республики. Некоторые из автономных округов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Корякский и Чукотский) тоже провозгласили себя республиками, а Коми-Пер­мяцкий автономный округ — автономной областью, но по Консти­туции они все остаются автономными округами. Всего их 10: Агин­ский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Тай­мырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Остается неизменным с 1958 г. количество краев (6) и областей (49).



Схема. Административно-территориальное устройство Новой России.


 

















В начале 90-х гг. специальными указами были образованы не­которые национальные районы — Немецкий на территории Славгородского и Хабаровского районов Алтайского края (как акт исто­рической справедливости после ликвидации такого района в 1938 г.), Эвено-Батагтайский в Республике Саха, Эвенкийский в Бурятии и др. Подобные образования не явились чем-то принципи­ально новым — они были предусмотрены еще госплановским районированием и занимали свою «нишу» в административно-территориальном делении России многие десятилетия.

Согласно новой Конституции, «правовое поле» краев, областей и республик существенно расширилось. Хотя их собственное пра­вовое регулирование (включая принятие законов и иных правовых актов) и ограничивается Основами законодательства, издающего­ся Федерацией, вошло в практику заключение специальных дого­воров между субъектами Федерации о разграничении прав и обя­занностей. Именно эта тенденция вызывает наиболее ожесточен­ную критику со стороны «государственников» - сторонников жесткого курса, считающих, что получение односторонних льгот отдельными политико-административными единицами недопус­тимо.


Глава III. Оренбуржье – история родного края.

Историческое прошлое Оренбуржья выражено бесчисленным количеством письменных документов, археологических находок; оно до отказа забито именами истинных и ложных героев; их образы бесконечной чередой мелькают в причудливом и бесконечном круговороте исторических событий.

В начале XVIII века на Алтае и верхнем Иртыше существовало сильное государство Джунгар. Джунгары покорили казахов  Большой орды и угрожали Малой орде. В этих условиях казахам Малой орды приходилось выбирать: или быть физически уничтоженными, или обратиться за помощью к более сильному соседу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.