План:
Введение
c.2
Родственники И.П.Павлова c.3-4
А) Приход Петра Дмитриевича Павлова в Рязань c.3
Б)Воспоминания И.П. Павлова о своих “предках”. c.3
В)Обустройство личной жизни П.Д. Палова в Рязани. c.3-4
Г)Описание некоторых членов семьи Успенских. c.4
Д)Рождение у супругов первенца Ивана. c.4
Первая неприятность в жизни Ивана Петровича. c.4-5
А) Помощь крестного и ее значение. c.5
Учеба И. П. Павлова.
c.5-6
А) Привычка Ивана записывать мысли. c.5-6
Б) Наставление отца о книгах c.6
В) Учеба в семинарии.
c.6
Г) Изучение исторических личностей. c.6
Знакомство с Серафимой Васильевной c.7
Поступление в Медико-Хирургическую академи. c.7
Получение звания приват-доцента. c.8
Три ветви физиологии c.8-
21
А) Физиологи Сердечно-сосудистой системы. c.8-9.
Б) Физиология пищеварения c.9-13
В) Физиология высшей нервной деятельности. c13-21
Отношение И.П.Павлова к революциям 1917 года c21-23
Мое мнение о научной деятельности И. П. Павлова c23
Список используемой литературы c.24
Приложение
c.25
Я написал реферат по истории на тему “Жизнь и деятельность академика Ивана
Петровича Павлова”, для того, чтобы познакомиться с его деятельностью и
получше узнать о нем, как о моем земляке. В процессе составления реферата
я посетил памятные места, связанные с именем академика. Одним из наиболее
понравившихся мест был дом-музей Ивана Петровича Павлова. Я прослушал всю
экскурсию, а после попросил экскурсовода ответить на мои дополнительные
вопросы. А также прочел около десяти книг посвященных памяти Ивана
Петровича и его деятельности.
Одна из наиболее используемых книг для составления реферата - это книга
Сергея Воронина “Жизнеописание Ивана Петровича Павлова”. В книге собранны
воспоминания и автобиография Ивана Петровича.
Здесь же использовалась книга Елены Сапариной “Последняя тайна жизни” в
ней автор подробнее останавливается на творческой деятельности
И.П.Павлова.
Помимо этих книг, для описания дома, семьи и увлечениях Ивана Павлова, я
использовал книгу А.В.Чечнева “На родине академика И.П.Павлова”
Также я исользовал книги Астаратьяна и Балдановской. В них авторы описывают
детство, учебы и немного творческой деятельности.
В томах Павлова очень подробно описывается труды и его личное мнение о них
а также перспективы на будующие.
В книге Павловой, описывается ее личные воспоминания о днях жизни и работы
академика.
Помимо книг, я также работал с журналами, например журнал “НЛО” и “Техника
молодежи” в них авторы Черненко и его коллеги рассказывают об отдельных
эпизодах жизни академика а также его отношению ко всему происходящему в
мире.
И это лишь небольшая часть той работы которую я проделал для написания
данного реферата.
…В 1840 году из села Кривополянье Раненбургского уезда пришел в Рязань с
котомкой за плечами Петр Павлов. Все его предки трудились на земле. Вместе
с тем являлись низшими членами церковного причта. Дмитрий, деревенский
пономарь, умно воспользовался возможностью послать трех своих сыновей, в
том числе и Петра, в семинарию учиться.
Вот как вспоминает своих “предков” Иван Петрович: “…Дмитрий (отец Петра),
Архип, Мокей, Павел, откуда и произошла наша немудреная фамилия. Мой отец
хорошо помнил свою генеалогию и передал ее мне. По его рассказам, мой дед
(Дмитрий) был очень умный и дельный человек. Это можно видеть и в том
факте, что он провел трех своих сыновей через семинарию. Кажется, их трое
только и было: Иван, Иван и Петр (мой отец).
Старший был настоящий богатырь. Про него мой отец рассказывал, что в
кулачных боях рязанских молодцов против окрестных крестьян он был главарем
бойцов с городской стороны. Хорошим здоровьем владели и остальные братья -
другой дядя Иван и мой отец.
Но нормальная жизнь моих дядей довольно скоро оборвалась, благодаря их
беспорядочности. Оба сделались сельскими священниками по окончании
семинарии. Но скоро подверглись духовным карам (монашество, расстрижение и
т.д) за пристрастие к алкоголю. Старший, проделавший этот стаж, скоро
заболел и умер от легочной болезни, вероятно - последствия кулачных боев.
Второй дядя долго жил и оставил по себе во мне яркую память…”
В 1846 году Петр Дмитриевич окончил Рязанскую духовную семинарию.
Преподавал греческий язык и латынь сначала в Скопинском, потом в Рязанском
духовном училищах. Вскоре брак с Варварой Ивановной
__________
№3. ст. 27
Успенской обеспечил ему место в бедном окраинном приходе и крышу над
головой в доме тестя на Никольской (так называлась улица Павлова). Семья
Успенских не отличалась своим здоровьем и силой как семья Павловых. Варвара
Ивановна была безграмотной, что не мешало, однако, быть ей умной женщиной.
Отец Варвары Ивановной, был священником в Рязани при церкви Николы долгошей
(по форме церкви). По словам Варвары, он не ладил с начальством. А кроме
того, был крут и тяжел в семье. Он умер.. на его место, как это было в
обычае духовенства того времени, женившись на его дочери, и поступил Петр
Дмитриевич.
14 сентября по старому стилю, 26 сентября по новому стилю 1849 года у
супругов Павловых родился первенец Иван, названный в честь дедушки со
стороны матери. Он был здоровый, веселый мальчик, проводил время в играх с
меньшими братьями. Охотно помогал матери, мыл чайную посуду и умывал
меньших братишек, а отцу помогал в его садовых работах. До того Петр
Дмитриевич все никак не мог собраться с силами и выстроить себе дом.
Радостное событие поторопило. Первая годовщина мальчика ознаменовалась тем,
что семья переехала в домик с мезонином, купленный Петром Дмитриевичем за
полцены по соседству. Домик был старый. В день переезда его еще
ремонтировали. Академик Павлов впоследствии описал запомнившиеся на всю
жизнь детали переселения:
“… Но странное дело- я как будто помню мой первый визит в этот дом, где
прошло затем все мое детство до юношества включительно. Странность
заключается в том, что этот визит сделал я на руках у няни, то есть был,
вероятно, годовалым или около того ребенком!…” Память его с детства была
феноменальна!
В восемь лет Иван Петрович упал с высокого помоста, на котором он
раскладывал на зиму яблоки. Упал он на
1. №3.ст.25
каменный пол. Ушиб оказался с очень серьезными последствиями. Мальчик стал
бледнеть, худеть, плохо спал и совсем потерял аппетит. Что повредил он при
падении, осталось неизвестным, так как доктору его не показывали, а лечили
домашними средствами: парили в бане, растирали муравьиным спиртом, поили
кирпичным чаем. Но мальчик не поправлялся и до того ослабел, что братья
прозвали его “лутошкой”.
К счастью, приехал к ним в гости его крестный- игумен Троицкого
монастыря. Увидя своего крестника в таком жалком состоянии, он взял его к
себе в монастырь, где и продержал год с лишком.
Умный старик прежде всего стал усиленно питать крестника яйцами, молоком,
курами, а перед обедом давал рюмку слабого вина. По утрам занимался с ним
гимнастикой. Летом заставлял его плавать, ездить верхом и играть в городки,
а зимой разгребать снег и кататься на коньках. Кроме того, мальчик всегда
помогал своему крестному в его работах в большом монастырском саду и
огороде, причем все исполнял также внимательно и аккуратно, как его
руководитель.
Велико было влияние этого старика на детскую душу. Образованный крестный
своими рассказами и чтением любознательному ребенку пробудил в нем любовь к
книге и умственным занятиям. Первой книгой, которую крестник получил в
подарок, были басни Крылова. Почти всю книгу знал он на память и любовь к
Крылову сохранил до конца жизни.
Начав читать, Ваня Павлов надоедал всем рассказами о прочитанном. Вот
однажды, когда у крестного была спешная работа, мальчик, особенно надоедал
ему своими разговорами о “Квартете”. Крестный дал ему тетрадь и карандаш и
сказал:
“..Ты расскажи все этой тетрадке. Теперь я занят, а завтра прочту все, что
ты напишешь…”
___________
1. №3 ст.22 2. №3 ст.23
С этих пор Иван Петрович полюбил письменно выражать свои мысли.
По возвращении мальчика домой крестный не оставлял его своими заботами.
Он поставил в саду гимнастику для него и убедил отца строго следить за
упражнениями ребенка. Сам же выписал он для всех детей книги. Тут надо
отметить еще совет отца, который приобщая детей к чтению, старался
выработать у них особое отношение к книгам. У него на этот счет
существовала своя, проверенная опытом, метода. Чтение не забава, а дело,
пояснял он. Читать книги надо по нескольку раз, и уж во всяком случае два
раза. Только так можно понять и запомнить. Иван Петрович не забывал этого
до конца своей жизни.
Петр Дмитриевич мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви.
Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась: почти с восьми лет он
научился читать и писать, в одиннадцать лет он поступил в Рязанское
духовное училище, а затем в духовную семинарию. Иван Петрович был одним из
лучших учеников. Выдвинулся он благодаря своей начитанности, хорошему
изложению мыслей и критическому отношению к прочитанному. Годы его учебы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5