Рефераты. Характеристика и значение деловых игр в медицине

методиками. Из приведенной формулы видна сложность даже установления

понятия деловая игра. Существует два образца учебных игр, принципиально

отличающихся между собой.

Первая из них "Больной с жалобами на боль в груди" представляет собой

игру контролирующе-обучающего характера. Обратная связь, которую получает

играющий в виде текста на карте в ответ на свое решение на предыдущем шаге

игры. констатирует лишь объективное состояние больного вследствие

предпринятых действий. Играющий должен самостоятельно оценить информацию о

состоянии больного и предпринять шаги для оптимизации этого состояния.

Следовательно, этот первый этап игры погружает учащегося в реальную

обстановку интеллектуальной врачебной деятельности.

Вторая игра "Раненый на поле боя" и "МПП" имеют преимущественно

обучающий характер. После принятия решения на данном этапе, в зависимости

от правильности или ошибочности своего решения, играющий получает карточку,

на которой уже заранее в тексте написано, правильным или ошибочным является

его решение. Здесь же прогнозируется последствия допущенной ошибки.

Теперь можно перейти к формулировке понятия "учебная игра".

Д.Р. Карсон дает следующее определение деловой игры: "Деловая имитация

или игра может быть определена как упражнение в цепочечном принятии

решения, основанное на некоторой модели управленческой деятельности и на

исполнении участниками игры этой имитируемой деятельности. Д.Р. Карсон

рассматривает два основных класса деловых игр: общие управленческие игры и

функциональные.

Из сказанного ясно, что медицинские клинические игры являются

функциональными и неинтерактивными, что касается индивидуальных или

групповых, то они могут применяться в любом из этих вариантов. В

классификации методов активного обучения перечислены семь признаков деловой

игры:

Первый признак имеется: моделируется профессиональная деятельность

врачей. Поскольку главной целью и смыслом клинических учебных игр является

моделирование умственной профессиональной врачебной деятельности,

клинические игры не рассматривают проблемы управления руководящих

работников. Клиническая игра должна моделировать, прежде всего,

интеллектуальную, а кое-где и профессиональную мануальную деятельность

врача.

Второй признак налицо: потому что перед игровым коллективом — учебной

группой, независимо от количества участников поставлена общая цель —

оптимальная диагностическая и лечебная работа с моделью больного.

Третий признак так же полностью соблюден, поскольку играющий

назначается на роль врача. То обстоятельство, что в игре по принципу "врач

— больной" каждый из участников играет роль одного лечащего врача —

непринципиально. Следует все время помнить о цели и смысле учебной игры в

медицине — сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык

работы с больным в своей профессиональной основной роли — лечащего врача. В

игре по принципу "консилиум" и других более сложных игр из перечисленных

ниже участники игр назначаются на роли разных врачей специалистов

(терапевта, хирурга, гинеколога и т.д.), но это опять не принципиально, ибо

главной ролью для участников медицинской клинической игры является роль

врача.

Четвертый признак — для всех производственных, экономических, военных

и прочих деловых игр различие интересов участников определяется той

реальной профессиональной деятельностью, моделью которой является игра. В

силу специфики профессиональной деятельности врача клинические медицинские

игры не могут и не должны отвечать требования четвертого признака, ибо

различие интересов участников клинической игры нет и быть не может.

Клинические игры полностью отвечают и пятому признаку деловых игр. В

игре по типу "Консилиум" состояние больного неизбежно меняется в

зависимости от действий разных участников консилиума. Так, если хирург,

гинеколог, невролог и др. специалисты настаивают на своей тактике, то игра

коренным образом меняется в зависимости от решения принятым каждым

консультантом.

Шестой признак — система стимулирования. Для клинических медицинских

игр характеризуется состояние больного — выздоровление при правильных

решениях или ухудшение, вплоть до летального исхода при ошибках.

Седьмой признак — объективность оценки результатов игровой

деятельности.

"Отсутствие хотя бы одного из перечисленных семи признаков не

позволяет считать занятия деловой игрой, а требует отнести его к одному из

других методов активного обучения.

В клинических медицинских играх есть борьба между врачом и болезнью. И

если врач не в состоянии победить болезнь, то она побеждает больного,

нанося тем самым поражение врачу.

Исходя из выше изложенного, принята следующая формулировка понятий

деловой игры. Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая)

игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее

моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным

динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом

соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых

играющими на предыдущих этапах.

Исследователи проблемы игровой имитации считают, что ситуации,

закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными,

типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций. Н в медицине

нужно учесть проблему редких больных. Клиницисты всех профилей знают, что

многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко и

показать студентам реальных больных часто не возможно. И здесь учебная игра

на эту тему компенсирует отсутствие больного.

Проблема практического здравоохранения вовсе не в том, что врачи плохо

распознают и не умеют лечить самые редкие болезни, главная беда в том, что

они довольно часто плохо диагностируют и не всегда хорошо лечат самые

частые, важнейшие заболевания, составляющие основной удельный вес

показателей заболеваемости, пораженности и смертности населения. Поэтому

смысл учебного моделирования посредством диагностических и лечебных задач,

проблемных ситуаций и особенно учебных игр — обеспечить высокую

профессиональную подготовку, именно на этом уровне, жизненно важном для

каждого врача — безупречно работать в довольно характерной и типичной

обстановке.

В медицинских учебных играх нужно предусмотреть полноту ситуаций.

Разрабатывая игру, следует стремиться к тому, что бы помимо информации,

необходимой и достаточной для диагностики был обязательно включен и

"информационный шум — избыточные сведения, которыми, тем не менее, всегда

пользуются большинство врачей. Это сложные лабораторные анализы,

многочисленные инструментальные исследования.

Деловые игры бывают исследовательскими, производственными и учебными.

Главная цель и смысл последних подготовка специалистов, их тренировка и

развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации.

Разные формы игр преследуют различные цели. Исследовательские игры служат

для проверки гипотез, накопления статистических данных, поиска новых форм

организаций. Производственные игры применяются для совершенствования,

отработки и корректировки организационных, управленческих, технологических

и других приемов и процессов. Учебные игры используются для подготовки и

тренировки работников, формирования узких знаний и развития умения и

навыков.

Деловые игры бывают односторонние, когда все играющие стремятся к

достижению единой определенной цели; двухсторонними, когда все

противостоящие стороны пытаются разрешить ситуацию в свою пользу;

многосторонними, когда приходится организовывать сложные взаимодействия

игроков с конкурирующими и взаимоисключающими интересами.

Очевидно, что все клинические игры по самому своему замыслу и цели

могут быть односторонними, ибо все они преследуют единственную цель —

быстрейшую оптимальную диагностику и эффективное лечение.

Различают возрастающие по сложности несколько вариантов клинических

игр.

Первый тип игры: "врач — больной". Это основная форма клинической

игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности

врача, направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма

наиболее проста, она является основой всех клинических игр. Учебная игра

"врач — больной" организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна

и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем

студента до применения этой методики на лекции, когда лектор ведет игру со

студентами целого потока или даже всего курса.

Второй тип — "Консилиум". Эта игра отличается тем, что кроме лечащего

врача в игре участвуют консультанты. Формально эта ролевая игра, где разные

играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки.

По своей сути она односторонняя.

Третий тип клинической игры — это "Палатный врач". Отличие этого

варианта в том, что палатный врач ведет несколько больных. При этом для

моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится

на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих

заболеваний. Эта игра может быть проще или сложнее, в зависимости от того,

будет ли палатный врач иметь дело с многопрофильными больными, скажем,

кардиологическими, пульмонологическими, либо разнопрофильными, когда в

палате общего отделения концентрируются больные с разной патологий разных

органов и систем. Второй вариант гораздо сложнее для студентов и требует

более серьезной подготовки.

На последнем различии могут строиться еще два варианта игр:

специализированное отделение стационара, когда врач имеет дело с

однопрофильными больными, и общее, например, общетерапевтическое,

общехирургическое отделение больницы, где врач лечит больных с поражением

разных органов и систем. Эти две игры отличаются от игры "Палатный врач с

несколькими больными" тем, что здесь помимо чисто клинических задач,

возникает организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами

заведующим отделением, с вспомогательными, клиническими, инструментальными

и лабораторными службами.

Наиболее сложными, притом не только клиническими, но и

организационными играми могут стать учебные игры "Поликлиника", "Больница",

"Больнично-поликлиническое отделение".

III.. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР.

Лечебное учреждение, получающее молодое врачебное поколение, часто

жалуется, что выпускники медицинских институтов не владеют

профессиональными элементарными навыками, особенно плохо они подготовлены к

взаимодействию со своими коллегами и различными службами столь сложного

современного механизма, каким сегодня является поликлиника, стационар,

больнично-поликлиническое объединение. Многосторонние связи лечащего врача

с регистратурой, с кабинетами функциональных и специальных инструментальных

исследований, с консультантами различных специальностей и рангов,

различными врачебно-контрольными экспертами, санаторно-курортными

комиссиями, в реальной жизни оказываются слабым звеном.

Моделирование профессиональной работы врача в коллективе лечебно-

профилактического учреждения посредством учебной игры в принципе позволит

лучше подготовить студента и врача к оптимальной деятельности. Иными

словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы типа "Врачи

системы здравоохранения".

Главное назначение деловых игр — уменьшить для учащихся степень

новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли

напоминать, что "производственная сфера" врача — это больной человек. И

неожиданность ситуации для врача в сложных случаях оборачивается вполне

реальной гибелью больного.

Поэтому главное — это моделирование клинической работы врача и здесь

наиболее оправданы клинические игры, смысл которых — создать максимально

реальную модель профессиональной работы врача с больным.

Учебная игра в высшем медицинском образовании должна стать тем

интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к

реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной

профессиональной деятельности.

Литература:

Карсон Д.Р. Деловые игры. Метод обучения принятию решений. М., 1977г.

Комаров В.Ф. Методика разработки деловых игр. Тез. докл., Новосибирск,

1981г.

Наумов Л.Б. Деловые игры в высшем медицинском образовании. М., 1982г.

Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине.М., 1986г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.