Рефераты. Характеристика и значение деловых игр в медицине

и неимитационные. К последним относятся традиционные формы занятий:

проблемная лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар.

К имитационным данная классификация относит как неигровые методы —

анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, так и игровые —

деловая игра, разыгривание ролей и игровое проектирование.

Главное в методах активного обучения вовсе не то, являются они

имитационными или неимитационными, игровыми или неигровыми, а то,

обеспечивают ли они у каждого учащегося достижения третьего уровня обучения

— практическое овладение профессиональной деятельностью.

ПРЕИМУЩЕСТВА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся

вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную

информацию, представленную в такой дидактической форме, что это

обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными

способами результаты обучения практической деятельности.

Такое понимание проблемы дает следующее преимущество:

1. Однозначно определяется цель активного обучения — добиться существенно

лучших результатов, чем при традиционном общепринятом методе.

2. Отсутствует жесткое ограничение — что конкретно относить к активным

методам.

3. Обозначено главное отличие — способ получения, переработка и

реализация учебных сведений.

4. Зафиксирована четкая нижняя граница — практическая деятельность, т.е.

третий уровень обучения.

5. Не обозначена верхняя граница обучения, т.е. предусмотрено, что

активными методами можно формировать и совершенствовать четвертый

уровень обучения — истинное творчество.

6. Обусловлен объективный критерий лучших результатов, т.е. не

общеизвестные, завышенные субъективные отметки на зачетах и экзаменах,

а документированные результаты решения задач, тестового контроля,

самостоятельной работы учащегося с реальными объектами

профессиональной деятельности, например у студента-медика, и врача —

работа с больными.

7. Цель и условия — объективно лучшие результаты обучения и высокий

(минимум три) уровень обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Исходя из вышеперечисленного, выделились три важнейших направления,

улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так

и со всеми перечисленными методами и средствами обучения:

. это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих

алгоритмов;

. оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью

программированного обучения;

. моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого —

дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.

Речь идет не только о высшем медицинском образовании, но именно о

медицине. Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и

целесообразна не только в условиях мединститута, но и в рядовой больнице и

поликлинике. Высшее медицинское образование построено на нозологическом

принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического

занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единице,

т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная

болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации

заключается в том, чтобы воспитать у студента и врача практическое умение

безошибочной дифференциальной диагностики, клинически сходных заболеваний,

экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения

больного в кратчайшие сроки. Если назвать клинические игры по

нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из

самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение.

Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых

лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно

называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу.

Например, не "острый инфаркт миокарда", а "больной с жалобами на боль в

груди". Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической

единице и призвана отработать у играющих оптимальную систему лечения при

уже установленном диагнозе. Такую игру можно называть с указанием диагноза.

Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в

медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях

название игры должно соответствовать ее фактическому содержанию (защита

годового отчета больницы, заседание МСЭК).

Учебные игры в медицине не должны замыкаться в своей профессиональной

скорлупе. Разработчики и потребители игр обязаны следить за тем, что

делается в соседних ведомствах, чтобы взять все полезное, что может

сформировать соответствующие качества мышления профессиональной

деятельности врачей.

Цель учебных игр нужно рассматривать в общем комплексе целей, методов

активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства

высшего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим

образом:

|Этап обучения |Цель обучения |Уровень |Оптимальные методы|Оптимальный |

| | |обучения|обучения, |комплекс методов и|

| | | |обеспечивающие |средств обучения и|

| | | |достижение цели |контроля |

|1.Овладение |Усвоить описание |I-II |Традиционное |1.Выделение |

|информационной|болезней, с | |обучение с |главной учебной |

|базой учебного|которыми врач | |использованием ТСО|информации |

|предмета |должен иметь дело| |на основе |2.Логическая |

| |в своей | |выделенной главной|структура учебной |

| |профессиональной | |информации в |темы, курса, |

| |деятельности. | |учебной теме, |предмета по |

| | | |курсе, целом |синдромному |

| | | |предмете |принципу. |

| | | | |3.Методическая |

| | | | |разработка-установ|

| | | | |ка для студента на|

| | | | |предстоящее |

| | | | |практическое |

| | | | |занятие. |

| | | | |4.Тестовый |

| | | | |контроль усвоения |

| | | | |знаний. |

|2.Методический|быстро и |III |Алгоритмизация |1.Обучающий |

|инструмент |правильно | |программирования, |алгоритм. |

|практического |распознавать | |моделирования |2.Программированно|

|использования |конкретные | |профессиональной |е обучение. |

|информационной|болезни у каждого| |деятельности на |3.Профессиональные|

|базы. |больного | |основе оптимальных|задачи. |

| | | |принципов |4.Проблемные |

| | | |мышления. |ситуации. |

| | | | |5.Учебные игры. |

|3.Формирование|Быстро и |III |Моделирование |1.Обучающий |

|навыков |безошибочно | |профессиональной |алгоритм. |

|профессиональн|распознавать все | |деятельности на |2.Учебные игры. |

|ой |болезни и успешно| |основе оптимальных| |

|деятельности. |лечить всех | |принципов мышления| |

| |больных | |и алгоритмов. | |

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕДИЦИНЕ.

Общие цели деловых игр в медицине:

. погружать учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно

близкую к профессиональной практической работе врача в распознавании

болезней и лечении больных;

. создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от

правильных и ошибочных действий и решений;

. нести ответственную воспитательную функцию;

. умение проводить дифференциальную диагностику кратчайшим путем

минимальное время и назначать оптимальную тактику лечения наиболее

простыми и доступными методами лечения;

. сформировать оптимальный психологический климат общения с больными и

коллегами по работе;

. эффективно действовать не в условиях богато оснащенных клиник, кафедр,

институтов, а первичной врачебной сети — на амбулаторном приеме в

поликлинике, на скорой помощи, в роли участкового врача;

. в качестве контроля профессиональной подготовки служить барьером на пути

к постели больного, пропуская к больному только профессионально

подготовленных учащихся.

Что такое учебные игры в медицине? Ответ на этот вопрос весьма сложен,

потому что в литературе нет ни общего понимания, что такое игры, ни единого

подхода к этой проблеме.

По определению Р.Ф. Жукова, В.И. Рыбальского и др. деловая игра — это

моделирование конкретной ситуации или избранных ее аспектов, выполняемая в

соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.