Рефераты. Влияние совместного использования пиридитола и дыхания гиипоксически-гиперкопнической газовой смесью на мыслительные способности здоровых пациентов

Влияние совместного использования пиридитола и дыхания гиипоксически-гиперкопнической газовой смесью на мыслительные способности здоровых пациентов

[pic]

На здоровых добровольцах в возрасте от 19 до 24 лет, из которых было

сформировано 5 групп по 5 человек проводилось исследование эффектов дыхания

гипоксически-гиперкапнической газовой смесью совместно с ноотропными

средствами. Выработка «адаптационного дыхания» гипоксически-гиперканической

газовой смесью проводилось с помощью портативного дыхательного аппарата ТДИ

– 01, который состоит из двух цилиндрических, входящих одна в другую и

заливаемых водой камер, непосредственно соединенных с дыхательной трубкой.

Внутренняя камера имеет насадку с мелкоточечными отверстиями. Конструкция

помещается во внешнюю камеру изменяемого объема – стандартная стеклянная

банка. Внешняя камера необходима для увеличения концентрации углекислого

газа и снижении концентрации кислорода во вдыхаемой воздушной смеси.

Выработка «адаптационного дыхания» проводилась натощак два раза в день

(утром и перед сном) по 20 минут.

Использовался свободный тип дыхания, только через рот. Носовые ходы

перекрывались полностью пальцами или ватными тампонами. Положение тела –

сидя за столом. Положение тренажера – на столе, вертикально.

Тренинг состоял из 4 этапов. Первые два этапа, которые длились по одной

неделе, являлись вводными. В этот период происходила адаптация к

гипоксическому типу дыхания. По этому применялись минимальные нагрузки.

На первом этапе во внутреннюю камеру вода не заливалась, а объем внешней

камеры составлял 500 мл. На втором этапе объем внешней камеры увеличивался

до 700 мл, а в стакан заливалось 2 столовые ложки теплой кипяченой воды.

Третий – четвертый этапы – основной тренинг. Продолжительность каждого

этапа – 1 месяц. При этом во внутреннюю камеру заливалось 3 столовые ложки

воды. Объем внешней камеры увеличивался до 1000 мл на третьем этапе, и до

1500 мл на четвертом этапе.

По окончании третьего и четвертого этапов проводился контроль нервно-

психического статуса здоровых добровольцев. Исследовались: кратковременная

память, долговременная память, объем арифметических действий, вербальное

обучение, перекодирование, ассоциативное научение, внимание,

работоспособность.

q Кратковременная память.

Исследовалось 5 списков по 30 слов, поочередно зачитывался каждый

список в темпе 1 слово в минуту. После этого испытуемые

воспроизводили в протоколе все слова, которые могли вспомнить.

Оценивался процент всех воспроизведенных слов, предъявленных на 26-

30 местах в списках и число неправильно воспроизведенных слов.

q Долговременная память.

Так же, как и при исследовании кратковременной памяти, поочередно

зачитывалось 5 списков из 30 слов каждый (1 слово в секунду). Но

после предъявления последнего слова списка называлось трехзначное

число. Испытуемые в течение минуты вели «обратный счет тройками»,

затем воспроизводили слова в протоколе также в течение 1 минуты.

Оценка результатов проводилась по тем же показателям, что и при

выполнении первого теста.

q Объем скорости арифметического мышления.

При оценке скорости арифметического мышления складывались все

арифметические действия в пяти списках обратного счета тройками, и

находили показатель скорости арифметического мышления в минуту.

q Вербальное обучение.

В течение 5 сеансов предъявлялся один и тот же список. Каждый раз

после зачитывания испытуемые воспроизводили слова в течение 1

минуты у себя в протоколе. После пятого сеанса обучения испытуемые

на оборотной стороне листа воспроизводил слова, которые могли

вспомнить. Оценивалось количество слов, заученных в каждом сеансе и

число ошибок в словах в пяти сеансах обучения.

q Перекодирование.

Применялось пять списков слов. При зачитывании списка, каждому

слову присваивался порядковый номер. После предъявление всего

списка в различном порядке назывались номера, а испытуемые в

протоколе напротив номера воспроизводили слова. Для оценки этого

теста использовали индекс точности перекодирования, который

рассчитывали по формуле: N1 / (150 * N2) * 100%, и индекс объема

перекодирования N1 / 150 * 100%, где N1 – число случаев

правильного перекодирования в пяти сеансах; N2 – число ошибок в

пяти сеансах перекодирования; 150 – количество слов, предъявленных

в пяти сеансах.

q Оценка скорости ассоциативного обучения.

В течение пяти сеансов предъявлялся один и тот же список из 30 слов

с присвоением каждому слову порядкового номера. Каждый раз после

зачитывания испытуемые записывали заученные пары у себя в

протоколе. После пятого сеанса на оборотной стороне листа

испытуемые воспроизводили ассоциативные пары, которые могли

вспомнить. Оценивались следующие показатели: число заученных пар в

каждом сеансе обучения, общее число заученных пар и количество

ошибок.

q Оценка процесса внимания.

Предлагался список из 1000 различных букв. Корректурная проба

выполнялась в течение 5 минут. Нужно было вычеркнуть буквы К, В, Н,

за исключением тех случаев когда они стояли перед буквами А и Е. По

окончании каждой минуты по команде экспериментатора выставлялся

восклицательный знак в том месте списка, где на данный момент

проводился анализ. При оценке процесса внимания вычислялся индекс

точности внимания: n1 / (n1 + n2) * 100%, где n1 – число

правильно зачеркнутых букв, n2 – число ошибок.

q Оценка работоспособности.

Использовались данные предыдущего теста. Для этого подсчитывалось

число проверенных букв за каждую минуту и общее число букв

проверенных за 5 минут. Кроме оценки когнитивного статуса,

исследовались показатели функции внешнего дыхания (МОД; ОФВ1),

показатели ферментов печени (АЛТ; АСТ), показатели рО2 , рСО2, КОС

с помощью стандартных лабораторных методик.

На фоне дыхания гипоксически-гиперкапнической газовой смесью

использовались ноотропные средства с седативным и стимулирующим действием.

Пирацетам – по 400 мг 2 раза в сутки;

Пиридитол – по 100 мг 2 раза в сутки;

Аминалон – по 500 мг 2 раза в сутки;

Пантогам – по 500 мг 3 раза в сутки;

Результаты влияния ноотропных средств и дыхания гипоксически-

гиперкапнической газовой смесью на мыслительные процессы, КОС, ферменты,

показания ФВД занесены в таблицы. Обработка полученных данных производилась

компьютерным способом с использованием методов описательной статистики

двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.