Рефераты. Видные ученые, врачи и сестры милосердия в истории медицины

Видные ученые, врачи и сестры милосердия в истории медицины

г.Ессентуки

ВИДНЫЕ УЧЕНЫЕ, ВРАЧИ И МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ.

Реферат по дисциплине – русский язык студентки Ессентукского медицинского

колледжа Курановой Алины.

| |

Видные ученые, врачи и сестры милосердия в истории медицины.

Первые сведения о помощи медицинских сестер, по-старому – сестер

милосердия, относятся к средним векам. Общины сестер милосердия

существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте, Иерусалиме, Каире),

и в Германии, и при протестантских церквах в России ( в Санкт-Петербурге,

Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатого века

протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельными

работницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле

ухода за раненными воинами.

В России, как и в западной Европе, до середины девятнадцатого века

правильно организованной работы по уходу за ранеными не существовало.

В 1854 году во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна

Романова учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, и

предназначенную главным образом к подаче помощи раненным и больным во время

войны. Сознавая, что при недостаточном по своей численности врачебном и

санитарном персонале правительство одно не в состоянии обеспечить участь

массы больных и раненых, великая княгиня решилась устроить женский уход за

ними в самом месте военных действий. Учредив общину, великая княгиня

отправила в Крым, а затем и в другие места, несколько отрядов сестер

милосердия, которые работали под управлением знаменитого хирурга Пирогова;

общее число сестер на театре военных действий доходило до двухсот

пятидесяти. Мысль отправлять женщин в театр военных действий была принята с

недоверием, но своей деятельностью сестры милосердия оказались выше всяких

похвал; они ухаживали за больными, помогали при операциях , следили за

питанием и одеждой больных, утешали умирающих, безропотно переносили все

ужасы войны. В попечении о больных сестры не делали никакого различия между

своими и неприятельскими солдатами. Из ста двадцати сестер

Крестовоздвиженскогй общины, находившихся в Крыму, десять умерло от

заразных болезней.

В 1894 году Крестовоздвиженская община перешла в ведение общества

Красного креста. В мирное время сестры милосердия поступают для ухода за

больными в военные госпитали, больницы. Во время эпидемий сестры милосердия

посылались Красным крестом для помощи раненым, их помощь осуществлялась и

во время народных бедствий, землетрясений и т.п.

Но вернемся к Крымской войне… Великий хирург Пирогов Н.И. обосновал

необходимость привлечения женщины к участию в оказании медицинской помощи

на войне, определил роль и задачи сестер и врачей общины. В частности, он

писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины не может сочувствовать

страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так

сказать, не свойственными мужчинам».

В это время Пирогов Н.И. писал своей жене: «…подумай… мы живем на земле

не для себя только…». Принцип «жить на земле не только для себя» Пирогов

Н.И. считал основой сестринского милосердия. А позднее в одном из писем

Е.М.Бакуниной он заметил, что больных и раненых «мы не делили на своих и

чужих».

В своем письме 6 декабря 1854 г. Пирогов Н.И. писал: «Дней пять тому

назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны,

числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут

заниматься, как теперь, то принесут, нет сомненья, много пользы».

Впервые на войне в Крыму, которую Пирогов Н.И. назвал «великой драмой»,

сестры милосердия стали делать то, что в наше время обозначено как функция

защиты больного, а их стали рассматривать как адвокатов больного. Именно

сестра представляла интересы больного. Вот как писал об этой работе сестер

милосердия Н.И.Пирогов: « Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях,

помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино

и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно

одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и

бедствий».

В другом письме он отмечал: «Так поставили упущенный госпиталь на ноги,

что теперь не узнаешь. Отдали вместе смотрителя под следствие, завели

контрольные дежурства сестер». Не случайно Е.М.Бакунина, отмечая эту работу

сестер милосердия, говорила о них как о «ходатайницах» за интересы больных

и раненых.

С конца декабря большинство сестер не могли продолжать работу из-за

сыпного тифа; остальные ухаживали за больными сестрами. Вновь вступившие в

общину женщины проходили в течение 2 – 3 месяцев обучение в пехотном

госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, а затем также

отправлялись на театр военных действий.

Хочется несколько слов сказать о такой выдающейся сестре милосердия,

отличившийся в Крымской войне, как Екатерина Михайловна Бакунина. Выросшая

в холе и веселье, именитая аристократка, она работала в лазаретах как

простая сиделка, кроткая и любящая; для сестер была старшей среди равных, а

как начальница – требовательная и строгая. Работать сестрам приходилось в

ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Н.И.Пирогова выполнялось до

двухсот операций и ампутаций. По словам очевидцев, многие сестры

милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям,

что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Несмотря на то, что

первые сестры были набраны с большой поспешностью и многие из них не имели

никакого образования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали

образцами профессионализма.

Нравственный контроль сестер получил широкое применение на деле

благодаря Е.М.Бакуниной. Она обратила внимание на страдания раненых,

отправляемых в Россию зимой в одном холстинном платье, с выдачей двух

полушников на четверых: у Перекопа полушубки отбирались, и далее, где

только начиналась суровая русская зима, больные следовали в чем были – в

холстинном платье, обмораживались и совсем замерзая на дороге. По

ходатайству Бакуниной, вместо холстинной одежды стали выдавать суконную.

Она сама стала сопровождать транспорт раненых, неся вместе с ними все

невзгоды пути, голодая, простужаясь и болея, но сделала свое дело: на

этапах стал заготовляться теплый ночлег, горячая пища, сбитень и любовный

уход сестер.

Женщина громадной силы воли, Бакунина была и женщиной великого

смирения. Еще ранее долгое время она отказывалась быть старшей сестрой в

своем отделении, исполняя работу рядовой сестры. Любившая в свободные от

очередных дежурств часы присесть на койку больного, побеседовать с ним и

утешить, Екатерина Михайловна в приезд государя в армию отказывает себе в

этом удовольствии, боясь, что будут говорить, что она ходит, чтобы

встретить царя. Больших трудов стоит Пирогову и великой княгине Елене

Павловне уговорить Бакунину принять на себя должность настоятельницы

общины. Первый писал: «Я требую от вас, как святого долга: возьмите на себя

управление общиной… Я вам ручаюсь… вы остались (после смерти Хитрово) одна

из всех, которая может поддержать истинное значение общины и руководить ею

предположенным и известным вам путем… Вы знаете, как я вас уважаю и люблю…

Знаете и мою привязанность к общине, а потому не смеете

отказываться».великая княгиня писала: «Вы единственная, которая может быть

призвана (на высокий пост настоятельницы)… У вас хватит мужества исполнять

это призвание во всей полноте… Я обращаюсь к вашему сердцу!» как мы видели

Бакунина вполне оправдала надежды на нее Пирогова и великой княгини.

Бакунина была первой на работе и последней уходила на отдых. Последней

выходит она из разрушаемых неприятелем градом бомб госпиталей и только

тогда, когда вывезен последний раненый, отправлено последнее казенное

добро. Едва оправившись в Севастополе от тяжелой формы тифа, она идет на

помощь меньшему брату Христа и едва сама не погибает.

Возвращение Бакуниной в Петербург по закрытии всех военно-временных

госпиталей было приветствовано поэтом Глинкой следующим стихотворением:

Где могучий Севастополь

Красовался на скалах…

…Там-то смерти праздник дан,

Там хлестала кровь из ран!..

Но дружина жен и девы,

Обручась крестом златым

С милосердием святым,

Шли на гибель, не бледнея,

И несли фиал елея

И сердечную слезу

В неисходную грозу…

И вот одна, пройдя тот путь кровавый,

Явилась к нам в венце Христовой славы

И, отгостив на огненном пиру,

Из мира бурь пришла на мир в столицу.

Приветим же Бакунину сестрицу

И милосердия приветим в ней сестру!

Литература:

«Словарь Брокгауза» Санкт – Петербург, 1905г. стр. 714 – 715.

Священник Сергий Филимонов «Учебник для сестер милосердия, пастырей,

несущих служение в больнице», Москва, 2002г.

Священник Сергий Махаев «Сестры милосердия», Свято-Тихоновский

богословский институт, 2000г.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.