На данном этапе происходит анализ и оценка значимости информации о
сенсорных событиях и ее перевод в кратковременную память, либо забывание.
Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события,
явления, а их частичное отображение. Емкость ее невелика. Длительность
сохранения информации 5 - 60 с.. Запоминание связано с повторением, что
позволяет сохранять информацию более длительное время.
Долговременная память удерживает огромный объем информации. Если
объем кратковременной памяти ограничен, то долговременная память постоянна,
а объем ее неисчерпаем .
Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в
систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на
протяжении всей жизни. Так, например, различные виды мастерства,
способность читать и писать сохраняется с момента научения на протяжении
всей жизни.
Основой функционирования системы долговременной памяти является не
физическая емкость, а способность отыскать ответ на поставленный перед
системой вопрос. Именно поэтому долговременная память составляет основное
звено в организации целенаправленного поведения, обеспечивая хранение,
извлечение и воспроизведение информации из внешней и внутренней среды
организма.
Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления,
которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И,
наоборот, все то, что малозначительно, запоминается хуже и быстрее
забывается [2,3]
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому,
что запоминается. Все то, что вызывает яркую эмоциональную реакцию,
откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди
слабовольные, ленивые и неспособные к длительным волевым усилиям,
запоминают информацию поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с
особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей
памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые он ставит в
своей деятельности.
1.2.3. Механизмы памяти.
Накопление и хранение информации в нервной системе обеспечивается
за счет электрических и химических процессов.
В основе сенсорной памяти лежат электрические процессы в рецепторах.
После электрического ответа на внешнее воздействие возникают следовые
процессы, продолжающиеся некоторое время уже при отсутствии реального
раздражителя. Эти процессы и составляют основу сенсорной памяти.
Длительность хранения следов в рецепторах составляет около 500 мс. Поэтому
зрительный образ, например, сохраняется во время мигания, при чтении,
восприятии речи и пр. На этом же виде памяти основано слитное восприятие
изображений в кино и телевидении.
В основе кратковременной памяти большинство ученых усматривают прежде
всего механизмы, связанные с многократным циркулированием - реверберацией
нервных импульсов по замкнутой системе нейронов . Если информация не
переходит в долговременную память, то она стирается при ее замене на новую.
Долговременная память формируется на основе синтеза макромолекул –
нуклеиновых кислот и белков – и связана с активацией генетического аппарата
нервной клетки, в результате чего возникают изменения в мембранах нейронов
и межнейронных связях. Иными словами, длительное хранение следов памяти
обеспечивается взаимосвязями между нейронами, их активностью и химическими
изменениями в самих нейронах, что приводит к созданию новых структурных
основ для хранения информации.
1.3. Научение и его виды.
1.3.1. Адаптация и научение.
Жизнь любого организма – это прежде всего непрерывная адаптация к
условиям столь же непрерывно меняющейся среды. Существование живых
организмов сводится к постоянной выработке форм поведения, направленных на
восстановление какого-либо нарушенного равновесия или на достижение
определенных целей. У животных эта непрерывная адаптация осуществляется
благодаря все более и более сложным процессам – от рефлексов до мышления.
По мере продвижения вверх по ступеням иерархии живых существ стереотипные,
предопределенные или запрограммированные формы поведения постепенно
уступают место более гибкому и пластичному поведению, позволяющему
организмам адаптироваться к тем разнообразным ситуациям, с которыми они
ежедневно сталкиваются.
Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут
претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные
поведенческие реакции могут изменяться, иногда очень существенно или
необратимо. Эти изменения происходят в результате того опыта, который в то
или иное время приобретает индивидуум.
Именно необратимость или хотя бы стойкость изменений служит
отличительной чертой приобретенных форм поведения. Поведенческие реакции
порой изменяются и при болезнях, утомлении или сотрясении мозга. Однако
изменения в этих случаях – в отличие от научения – бывают лишь временными.
Таким образом, научение – это адаптивное изменение индивидуального
поведения в результате предшествующего опыта.
Научение теснейшим образом связано с памятью, хранящей полученную
информацию, от которой зависит устойчивость вновь приобретенных форм
поведения.
Способность к научению обнаружена у всех животных за исключением
форм, у которых отсутствует нервная система. Следовательно, можно
утверждать, что способность к научению является свойством нервной системы.
1.3.2. Формы процессов научения
1. Привыкание и сенсибилизация.
Привыкание наступает, когда организм "научается" игнорировать какой-то
повторный или постоянный раздражитель, "убедившись", что он не имеет
особого значения для той деятельности, которая в данный момент
осуществляется. Животные, повторно подвергающиеся воздействию одного и
того же раздражителя, за которым не следует никаких биологически значимых
событий (подкрепление, наказание), перестают на него реагировать. Так,
например, птицы перестают бояться пугала – научаются не обращать на него
внимания. Человек очень быстро перестает реагировать на пустые угрозы и
обещания.
Сенсибилизация – процесс, противоположный привыканию. При этом
повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний
становится все более чувствительным к данному стимулу. Эти раздражители
становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Например, слова –
паразиты вроде "так сказать", "значит" и т. п. в лекциях некоторых
преподавателей иногда повторяются настолько часто, что могут полностью
отвлекать внимание студентов от содержания лекции.
2. Импринтинг.
Наследственно запрограммированное и необратимое формирование
привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту,
который попадает в поле его зрения в первые часы жизни.
3. Ассоциативное научение.
Такой тип научения представляет собой выработку классического
условного рефлекса (ответного действия на раздражитель, за которым следует
подкрепление). Данный тип научения заключается в связывании "условного"
раздражителя (например, слухового или зрительного) с каким-либо рефлексом,
ранее с ним не связанным (например, слюнным рефлексом у собаки).
Выработка инструментального условного рефлекса также относится к
ассоциативному типу научения и представляет собой выработку первичного
целенаправленного действия, приводящего к определенному результату. Эту
форму научения называют также "закреплением действий, ведущих к успеху" или
"методом проб и ошибок".
4. Подражание.
Это способ научения, при котором индивидуум полностью усваивает ту или
иную форму поведения другой особи, включая понимание последствий этого
поведения для модели. Например, люди подражают главным образом каким-то
знаменитостям или тем, перед кем они преклоняются. Известно также, что
живым моделям всегда подражают чаще, чем героям фильмов, в том числе
мультипликационных.
5. Инсайт .
Это высшая форма научения. Уже само по себе слово "инсайт" (insight –
проникновение внутрь, постижение), в какой-то мере отражает то, что решение
проблемы приходит внезапно, без каких-либо проб и ошибок, формирования
реакций или логических рассуждений. Инсайт – это озарение, вспышка,
осветившая сознание Архимеда, когда он, выскочив из ванны, внезапно
закричал "Эврика!". Но в отличие от чистого творчества инсайт возможен
только в том случае, если субъект уже решал какие-то задачи с помощью
сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.
Инсайт возможен лишь при достаточном развитии интеллектуальных
функций. По этой причине такая форма обучения достоверно установлена только
у высших обезьян и у человека [1].
1.4. Мышление.
1.4.1. Общее понятие о мышлении.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека,
характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и
внутренних переживаний. Целью мышления является приспособление к новым
условиям на поведенческом уровне и решение новых задач. Процессы мышления
сводятся к образованию: 1) общих представлений и понятий; 2) суждений и
умозаключений.
По форме мышление бывает словесно-логическим (абстрактным),
эмоциональным (оценочным), практическим и т. д. Сущность мышления
составляет мысленное моделирование человеком различных событий. Мышление
Страницы: 1, 2, 3, 4