Рефераты. Умственная деятельность и способы развития

На данном этапе происходит анализ и оценка значимости информации о

сенсорных событиях и ее перевод в кратковременную память, либо забывание.

Кратковременная память удерживает не точную копию предмета, события,

явления, а их частичное отображение. Емкость ее невелика. Длительность

сохранения информации 5 - 60 с.. Запоминание связано с повторением, что

позволяет сохранять информацию более длительное время.

Долговременная память удерживает огромный объем информации. Если

объем кратковременной памяти ограничен, то долговременная память постоянна,

а объем ее неисчерпаем .

Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в

систему долговременной памяти, где и сохраняется часами, а иногда на

протяжении всей жизни. Так, например, различные виды мастерства,

способность читать и писать сохраняется с момента научения на протяжении

всей жизни.

Основой функционирования системы долговременной памяти является не

физическая емкость, а способность отыскать ответ на поставленный перед

системой вопрос. Именно поэтому долговременная память составляет основное

звено в организации целенаправленного поведения, обеспечивая хранение,

извлечение и воспроизведение информации из внешней и внутренней среды

организма.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления,

которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И,

наоборот, все то, что малозначительно, запоминается хуже и быстрее

забывается [2,3]

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому,

что запоминается. Все то, что вызывает яркую эмоциональную реакцию,

откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди

слабовольные, ленивые и неспособные к длительным волевым усилиям,

запоминают информацию поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с

особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей

памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые он ставит в

своей деятельности.

1.2.3. Механизмы памяти.

Накопление и хранение информации в нервной системе обеспечивается

за счет электрических и химических процессов.

В основе сенсорной памяти лежат электрические процессы в рецепторах.

После электрического ответа на внешнее воздействие возникают следовые

процессы, продолжающиеся некоторое время уже при отсутствии реального

раздражителя. Эти процессы и составляют основу сенсорной памяти.

Длительность хранения следов в рецепторах составляет около 500 мс. Поэтому

зрительный образ, например, сохраняется во время мигания, при чтении,

восприятии речи и пр. На этом же виде памяти основано слитное восприятие

изображений в кино и телевидении.

В основе кратковременной памяти большинство ученых усматривают прежде

всего механизмы, связанные с многократным циркулированием - реверберацией

нервных импульсов по замкнутой системе нейронов . Если информация не

переходит в долговременную память, то она стирается при ее замене на новую.

Долговременная память формируется на основе синтеза макромолекул –

нуклеиновых кислот и белков – и связана с активацией генетического аппарата

нервной клетки, в результате чего возникают изменения в мембранах нейронов

и межнейронных связях. Иными словами, длительное хранение следов памяти

обеспечивается взаимосвязями между нейронами, их активностью и химическими

изменениями в самих нейронах, что приводит к созданию новых структурных

основ для хранения информации.

1.3. Научение и его виды.

1.3.1. Адаптация и научение.

Жизнь любого организма – это прежде всего непрерывная адаптация к

условиям столь же непрерывно меняющейся среды. Существование живых

организмов сводится к постоянной выработке форм поведения, направленных на

восстановление какого-либо нарушенного равновесия или на достижение

определенных целей. У животных эта непрерывная адаптация осуществляется

благодаря все более и более сложным процессам – от рефлексов до мышления.

По мере продвижения вверх по ступеням иерархии живых существ стереотипные,

предопределенные или запрограммированные формы поведения постепенно

уступают место более гибкому и пластичному поведению, позволяющему

организмам адаптироваться к тем разнообразным ситуациям, с которыми они

ежедневно сталкиваются.

Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут

претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные

поведенческие реакции могут изменяться, иногда очень существенно или

необратимо. Эти изменения происходят в результате того опыта, который в то

или иное время приобретает индивидуум.

Именно необратимость или хотя бы стойкость изменений служит

отличительной чертой приобретенных форм поведения. Поведенческие реакции

порой изменяются и при болезнях, утомлении или сотрясении мозга. Однако

изменения в этих случаях – в отличие от научения – бывают лишь временными.

Таким образом, научение – это адаптивное изменение индивидуального

поведения в результате предшествующего опыта.

Научение теснейшим образом связано с памятью, хранящей полученную

информацию, от которой зависит устойчивость вновь приобретенных форм

поведения.

Способность к научению обнаружена у всех животных за исключением

форм, у которых отсутствует нервная система. Следовательно, можно

утверждать, что способность к научению является свойством нервной системы.

1.3.2. Формы процессов научения

1. Привыкание и сенсибилизация.

Привыкание наступает, когда организм "научается" игнорировать какой-то

повторный или постоянный раздражитель, "убедившись", что он не имеет

особого значения для той деятельности, которая в данный момент

осуществляется. Животные, повторно подвергающиеся воздействию одного и

того же раздражителя, за которым не следует никаких биологически значимых

событий (подкрепление, наказание), перестают на него реагировать. Так,

например, птицы перестают бояться пугала – научаются не обращать на него

внимания. Человек очень быстро перестает реагировать на пустые угрозы и

обещания.

Сенсибилизация – процесс, противоположный привыканию. При этом

повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний

становится все более чувствительным к данному стимулу. Эти раздражители

становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Например, слова –

паразиты вроде "так сказать", "значит" и т. п. в лекциях некоторых

преподавателей иногда повторяются настолько часто, что могут полностью

отвлекать внимание студентов от содержания лекции.

2. Импринтинг.

Наследственно запрограммированное и необратимое формирование

привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту,

который попадает в поле его зрения в первые часы жизни.

3. Ассоциативное научение.

Такой тип научения представляет собой выработку классического

условного рефлекса (ответного действия на раздражитель, за которым следует

подкрепление). Данный тип научения заключается в связывании "условного"

раздражителя (например, слухового или зрительного) с каким-либо рефлексом,

ранее с ним не связанным (например, слюнным рефлексом у собаки).

Выработка инструментального условного рефлекса также относится к

ассоциативному типу научения и представляет собой выработку первичного

целенаправленного действия, приводящего к определенному результату. Эту

форму научения называют также "закреплением действий, ведущих к успеху" или

"методом проб и ошибок".

4. Подражание.

Это способ научения, при котором индивидуум полностью усваивает ту или

иную форму поведения другой особи, включая понимание последствий этого

поведения для модели. Например, люди подражают главным образом каким-то

знаменитостям или тем, перед кем они преклоняются. Известно также, что

живым моделям всегда подражают чаще, чем героям фильмов, в том числе

мультипликационных.

5. Инсайт .

Это высшая форма научения. Уже само по себе слово "инсайт" (insight –

проникновение внутрь, постижение), в какой-то мере отражает то, что решение

проблемы приходит внезапно, без каких-либо проб и ошибок, формирования

реакций или логических рассуждений. Инсайт – это озарение, вспышка,

осветившая сознание Архимеда, когда он, выскочив из ванны, внезапно

закричал "Эврика!". Но в отличие от чистого творчества инсайт возможен

только в том случае, если субъект уже решал какие-то задачи с помощью

сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.

Инсайт возможен лишь при достаточном развитии интеллектуальных

функций. По этой причине такая форма обучения достоверно установлена только

у высших обезьян и у человека [1].

1.4. Мышление.

1.4.1. Общее понятие о мышлении.

Мышление – процесс познавательной деятельности человека,

характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и

внутренних переживаний. Целью мышления является приспособление к новым

условиям на поведенческом уровне и решение новых задач. Процессы мышления

сводятся к образованию: 1) общих представлений и понятий; 2) суждений и

умозаключений.

По форме мышление бывает словесно-логическим (абстрактным),

эмоциональным (оценочным), практическим и т. д. Сущность мышления

составляет мысленное моделирование человеком различных событий. Мышление

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.