Рефераты. Трагедия наркомании

Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно

запретного. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка Пандора

получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие

несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не

терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это

делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за

желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но

и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя»,

чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.

Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода

предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего-

либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как

родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением.

Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и

стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на

котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты

ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить

«запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.

— Рано курить тебе, еще маленький! — вот довод, усиливающий зависть ко

взрослым и тем толкающий на тайное курение.

Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности

мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным

препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.

Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности или

отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых и

уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями. Более

того, эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут

способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать

удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.

Ведь та же любознательность является одной из замечательных особенностей

человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие

исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что некоторые

молодые люди пробуют наркотики с тем, чтобы испытать их действие на себе.

Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (и с

алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения

любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи,

престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не стремился и не

рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как правило, уже имеет

то или иное представление как о вредных для здоровья).

Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в других

обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность

самоутверждения или достижения независимости. Понятно, что эти мощные для

молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и

другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более

привлекательными.

Такая потребность может быть проявлением скрытого расстройства

эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить мимолетное

удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти. Нежелательные

отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И все это из-за

погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным традициям. Так что

наркомания не только и не столько медицинская, сколько моральная, социально-

психологическая проблема.

Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки

самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных

средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской

привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги,

страха.

Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю, табаку,

в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в

заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством

лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. п.

И, конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано с

попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной

молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом

неполноценности», или как протест против господствующих представлений,

касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий. В

любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат

приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов,

приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют

социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например непоступление в

институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия.

Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую

ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как

степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или

неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств,

влияющих на настроение, восприятие и поведение. Важно и влияние семьи,

сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих или, наоборот,

способствующих вербовке молодых людей наркоманами.

Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование в

одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических

веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек

отравления детей названными в газетной статье химическими веществами.

Прослушивание зарубежных радиопередач, чтение иностранных журналов также

отражаются на восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе

на потреблении дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую,

половую, умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного

звена» действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно

подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств

(скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или

успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А

отсюда недалеко и до опробывания этого бабушкиного средства на себе, может

быть, целой группой школьников.

Особый, весьма серьезный мотив обращения молодых людей к наркотикам —

переживаемые ими жизненные личные трудности. Обычно они связаны либо с

семейными конфликтами, либо с ситуацией в школе, либо с какими-то иными

проблемами. Сложности такого рода вызывают болезненно переживаемое

психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную

жизнь и непременно требует разрядки.

Семья может, с одной стороны, предотвратить дурное пристрастие, а с другой,

как это мы знаем по опыту работы с семьями алкоголиков, может

способствовать и даже стимулировать наркоманию подростков. Во всяком

случае, есть данные, что существует связь между «терапевтическим»

применением психотропных средств родителями и приобщением их детей к тем же

или другим таблеткам, или, как выражаются наркоманы, «колесам». Наиболее

показательна подобная взаимосвязь в семье курящих родителей — их дети

значительно чаще становятся курильщиками, чем те ребята, которые

воспитывались в «бездымной» семье.

Социально опасно

Цвет лица землист. А он не старый.

В доме холод, грязь... И тишина.

Дети в школе умственно отсталых

И в психиатрической жена...

Слаб и вял он, словно из мочала

сотворен

. А он, при всем при том,

Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.

С. Викулов

Наркоман — социальный труп. Он равнодушен к общественным делам. Его ничто

не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится

смыслом жизни. И еще одна особенность. Наркоманы стремятся приобщить к

своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим

неинфекционным заболеванием.

Кратковременный период иллюзий после приема дурмана сменяется нарушением

сознания, судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе.

Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества.

Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди детей,

родившихся у наркоманов, велик процент аномалий в развитии, врожденных

уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу затраченные на

его воспитание и образование средства, не участвует в производстве.

Медицинское его обслуживание и лечение дорого и малоэффективно. В среде

наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем

сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия одурманивания

трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к

потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы.

Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже

некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание и серьезные

недомогания делают обременительными учебу и работу, ведут наркоманов к

тунеядству.

Под влиянием общественного мнения наркоман вынужден скрывать свой порок. Он

ищет поддержку в какой-либо группе, которая приняла бы его. Обычно это так

называемые отбросы общества; присоединяясь к ним, наркоман сам исключает

себя из прежнего коллектива.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.