Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно
запретного. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка Пандора
получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие
несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не
терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это
делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за
желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но
и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя»,
чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.
Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода
предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего-
либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как
родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением.
Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и
стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на
котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты
ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить
«запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.
— Рано курить тебе, еще маленький! — вот довод, усиливающий зависть ко
взрослым и тем толкающий на тайное курение.
Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности
мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным
препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.
Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности или
отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых и
уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями. Более
того, эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут
способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать
удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.
Ведь та же любознательность является одной из замечательных особенностей
человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие
исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что некоторые
молодые люди пробуют наркотики с тем, чтобы испытать их действие на себе.
Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (и с
алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения
любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи,
престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не стремился и не
рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как правило, уже имеет
то или иное представление как о вредных для здоровья).
Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в других
обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность
самоутверждения или достижения независимости. Понятно, что эти мощные для
молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и
другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более
привлекательными.
Такая потребность может быть проявлением скрытого расстройства
эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить мимолетное
удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти. Нежелательные
отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И все это из-за
погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным традициям. Так что
наркомания не только и не столько медицинская, сколько моральная, социально-
психологическая проблема.
Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки
самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных
средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской
привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги,
страха.
Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю, табаку,
в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в
заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством
лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. п.
И, конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано с
попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной
молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом
неполноценности», или как протест против господствующих представлений,
касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий. В
любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат
приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов,
приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют
социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например непоступление в
институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия.
Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую
ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как
степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или
неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств,
влияющих на настроение, восприятие и поведение. Важно и влияние семьи,
сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих или, наоборот,
способствующих вербовке молодых людей наркоманами.
Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование в
одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических
веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек
отравления детей названными в газетной статье химическими веществами.
Прослушивание зарубежных радиопередач, чтение иностранных журналов также
отражаются на восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе
на потреблении дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую,
половую, умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного
звена» действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно
подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств
(скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или
успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А
отсюда недалеко и до опробывания этого бабушкиного средства на себе, может
быть, целой группой школьников.
Особый, весьма серьезный мотив обращения молодых людей к наркотикам —
переживаемые ими жизненные личные трудности. Обычно они связаны либо с
семейными конфликтами, либо с ситуацией в школе, либо с какими-то иными
проблемами. Сложности такого рода вызывают болезненно переживаемое
психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную
жизнь и непременно требует разрядки.
Семья может, с одной стороны, предотвратить дурное пристрастие, а с другой,
как это мы знаем по опыту работы с семьями алкоголиков, может
способствовать и даже стимулировать наркоманию подростков. Во всяком
случае, есть данные, что существует связь между «терапевтическим»
применением психотропных средств родителями и приобщением их детей к тем же
или другим таблеткам, или, как выражаются наркоманы, «колесам». Наиболее
показательна подобная взаимосвязь в семье курящих родителей — их дети
значительно чаще становятся курильщиками, чем те ребята, которые
воспитывались в «бездымной» семье.
Социально опасно
Цвет лица землист. А он не старый.
В доме холод, грязь... И тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена...
Слаб и вял он, словно из мочала
сотворен
. А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
С. Викулов
Наркоман — социальный труп. Он равнодушен к общественным делам. Его ничто
не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится
смыслом жизни. И еще одна особенность. Наркоманы стремятся приобщить к
своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим
неинфекционным заболеванием.
Кратковременный период иллюзий после приема дурмана сменяется нарушением
сознания, судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе.
Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества.
Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди детей,
родившихся у наркоманов, велик процент аномалий в развитии, врожденных
уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу затраченные на
его воспитание и образование средства, не участвует в производстве.
Медицинское его обслуживание и лечение дорого и малоэффективно. В среде
наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем
сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия одурманивания
трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к
потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы.
Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже
некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание и серьезные
недомогания делают обременительными учебу и работу, ведут наркоманов к
тунеядству.
Под влиянием общественного мнения наркоман вынужден скрывать свой порок. Он
ищет поддержку в какой-либо группе, которая приняла бы его. Обычно это так
называемые отбросы общества; присоединяясь к ним, наркоман сам исключает
себя из прежнего коллектива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5