Рефераты. Токсические вещества

предшествующие хронической интоксикации, облегчают формирование

психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии. По нашим

данным, более чем у половины подростков в анамнезе были черепно-

мозговые травмы различной степени, но развитие психоорганического

синдрома началось только после хронической интоксикации

ингалянтами. В 80 % отмечена задержка психомоторного развития в

раннем детстве - позже обычного начинали ходить, говорить, долго

не могли приобрести элементарные навыки самообслуживания,

наблюдался энурез.

Для хронической интоксикации бензином характерно также

поражение печени и почек. Может развиваться малокровие с

лейкопенией.

При злоупотреблении пятновыводителями часто встречаются

хронические бронхиты.

Отдаленные катамнезы свидетельствуют, что у тех, кто в

подростковом возрасте злоупотреблял ингалянтами, в дальнейшем

имеется высокий риск злокачественного течения хронического

алкоголизма [Узлов Н. Д., 1983] с быстрым развитием психической и

физической зависимости от алкоголя и даже с психической

деградацией.

Среди тех, кто, будучи подростком, был госпитализирован

для обследования в связи с алкоголизацией, по данным 10летнего

катамнеза, хронический алкоголизм сформировался лишь в II %

Зато среди тех, кто злоупотреблял ингалянтами, через 10

лет хронический алкоголизм был диагностирован в 36 % [Попов Ю.

В., 1989].

6. ЛЕЧЕНИЕ

Закона об обязательном лечении токсикоманий в настоящее

время не существует. Большинство злоупотребляющих ингалянтами -

дети и подростки до 16 лет, поэтому для их лечения требуется

согласие родителей или заменяющих лиц, которое не всегда легко

получить. Трудности возникают при отсутствии единого мнения между

отцом и матерью.

После 16 лет нужно согласие самого подростка. Дается оно

еще более неохотно, обычно под давлением инспекции по делам

несовершеннолетних, которая настоятельно рекомендует подростку

самостоятельно обратиться к наркологу. В противном случае в связи

с тем, что злоупотребление ингалянтами обычно сочетается с

делинквентным поведением, подростку угрожает специальное

воспитательное учреждение.

При злоупотреблении ингалянтами без признаков зависимости

обычно оказывается достаточным изолировать подростка от его

асоциальной компании. В этих случаях злоупотребление

прекращается.

Лечение необходимо при сформировавшихся токсикоманиях. Его

следует проводить в стационарных условиях - прежде всего с той же

целью изоляции от асоциальной компании и возможности строгого

контроля за поведением.

Лечение складывается из дезинтоксикации, использования

средств для подавления зависимости и терапии психоорганического

синдрома.

Дезинтоксикация осуществляется с помощью обычных средств

(глюкоза, натрия тиосульфат, мочегонные средства и т. п.),

которые лучше вводить парентерально (особенно капельно

внутривенно). В этих случаях, кроме дезинтоксикационного

действия, добавляется психотерапевтический фактор, особенно для

подростков младшего возраста, на которых подобная процедура

производит впечатление как свидетельствующая о тяжести их

отравления.

В качестве дезинтоксикационного средства иногда ранее

использовались также инъекции сульфозина, вызывающего выраженную

гипертермическую реакцию. Но подростки, особенно с признаками

токсической энцефалопатии и психоорганического синдрома,

переносят эту процедуру очень тяжело, обычно трактуют как

наказание, и это еще более настраивает их против всякого лечения.

С 1989 г. сульфозин изъят из числа лекарств, применяемых в нашей

стране.

Купирование стертой абстиненции, в картине которой

депрессия обычно занимает ведущее место, сводится к тому, что к

дезинтоксикационным средствам можно добавить антидепрессанты с

противотревожным действием (амитриптилин, пиразидол).

Психотропные средства предназначаются для нормализации

поведения и подавления влечения к токсическому агенту.

Эффективность лечения ими невысока. Малые дозы нередко

недейственны, а большие вызывают побочные явления, которые

обусловливают крайне негативное отношение к лечению у подростков.

Использование циклодола в качестве корректора паркинсоноподобных

нарушений нецелесообразно, так как этот препарат сам по себе

служит для подростков одним из привлекательных средств, чтобы

вызвать у себя галлюцинации.

Некоторые транквилизаторы также являются средствами,

которыми подростки злоупотребляют и не столько с целью успокоения

и релаксации, сколько для того, чтобы усилить алкогольное

опьянение при наличии малых количеств спиртного, а также как

веществами, которые в больших дозах сами по себе могут вызывать

своеобразное отупение с эйфорическим оттенком настроения

("балдеж" на сленге подростков).

Наиболее приемлемыми психотропными средствами, с учетом

упомянутых оговорок, являются перициазин (неулептил) и тиоридазин

(сонапакс, меллерил). Неулептил дают в каплях (1 капля 4 %

раствора содержит 1 мг) по 5-10 мг 2-3 раза в день. После выписки

из стационара его рекомендуется назначать 2 раза в день после

учебы и на ночь. Сонапакс применяют в таблетках в дозе 10-25 мг

дважды или трижды в день. Вялость и сонливость обычно наблюдаются

лишь в первые дни приема. К упомянутым средствам можно

присоединять небольшие дозы антидепрессантов (амитриптилин или

пиразидол по 25 мг утром и днем), а при склонности к

дисфориямкарбамазепин (финлепсин, тегретол) по 0,2 на ночь.

Аверсионная терапия применялась в качестве попыток для

подавления влечения к какому-либо ингалянты предлагалось сочетать

действие его запаха с применением средств, вызывающих рвоту.

Однако неподкрепляемые постоянно условные рефлексы отличаются

нестойкостью. Кроме того, когда выработан условный рвотный

рефлекс на запах одного ингалянта, которым злоупотреблял

подросток, для него остается возможность перейти к другим

ингалянтам с совершенно иным запахом.

В США пробовали к клею, ингаляциями которого

злоупотребляли школьники, примешивать добавки с отталкивающим

неприятным запахом - заметного эффекта это не дало.

Лечение психоорганического синдрома, кроме общеукрепляющих

средств и витаминов, осуществляется посредством приема пирацетама

(ноотропила) - по 0,4 3 раза в день. Эффект сказывается после

длительного (недели, месяцы) лечения. Тем не менее, по данным

психологических

обследований, постепенно улучшаются кратковременная

память, способность концентрировать внимание.

При вялости, астении, апатии, малоподвижности и

малоконтактности показаны ноотропы (пирацетам, ноотропил) и

неспецифические стимуляторы: экстракт левзеи (по 20 капель 3 раза

в день), настойка аралии (по 30 капель 3 раза в день), экстракт

элеутерококка (по 20 капель 3 раза в день), а также синдокарб (по

5-10 мг утром и днем; на ночь не давать) или сиднофен (в той же

дозе).

В случае преобладания в картине таких психоорганических

расстройств, как дисфория, аффективная взрывчатость,

агрессивность, кроме неулептила, может быть рекомендован

карбамазепин (финлепсин) по 0,2 2-3 раза в день.

Психотерапия у злоупотребляющих ингалянтами подростков

имеет весьма ограниченную эффективность. Безусловно, подросток

непосредственно от врача должен услышать обо всех возможных

вредных последствиях для здоровья. Некоторые подростки не

отдавали себе в этом отчета. Однако следует учитывать, что в

среде многих асоциальных подростковых компаний субъективная цена

собственного соматического здоровья бывает, невысока и

значительно уступает субъективной цене развлечений и

удовольствий. Угроза психическому здоровью, перспектива стать

слабоумным, потерять способность соображать, стать беспамятным

производит большее впечатление, но нередко воспринимается с

недоверием. В этих случаях полезны бывают наглядные примеры,

особенно с демонстрацией результатов психологических

исследований, обнаруживающих нарушения памяти и внимания у

данного подростка в сопоставлении с благоприятными результатами,

полученными у других его сверстников.

Наиболее действенными в отношении подавления влечения и

психической зависимости оказываются конкурентные интересы и

увлечения, если таковые удается найти и пробудить.

Список литературы:

1. Проф. Джон А. Соломзес, Проф. Вэлд Чебурсон,

Док. Георгий Соколовский “Наркотики и общество”

OCR Палек, 1998 г

2. А.Личко, В.Битенский “Учебник по наркомании для подростков” ru.drugs,

1996 год

Наркотики и общество

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.