Рефераты. Шпаргалки по физиологии высшей нервной деятельности

дея-сть особых «станций усиления» рефл актов.

3.Теории локализационализма, эквипотенцианализма. Принцип системности в

работе мозга.

Сущ-ет 2 группы тео, хар-щих функциональную организацию мозга. Тео

локализационализма. Они утверждают, ч функции в мозге локализованы, т. е.

Имеют точное место, откуда осущ-ся их точная лок-ция. Крайнее проявление –

френология Галля: умственные и моральные кач-ва чела лок-ся в определённых

районах поверхности мозга и по степени их развитости можно судить об общих

способностях чела, и это можно определить визуально (шишки на башке). Эта

тео имела ряд оснований: пс-кие функции полностью зависят от конкретного

субстрата мозга, это подтверждено опытами Брока и Вернике. Тео

эквипотенцианализма: все части мозга равноценны в функциональном отношении.

Также сущ-ют тео холизма и универсализма: эксперменты над жив-ми показали,

ч поведение страдает не столько от того, в каком участке мозга проведены

операции, сколько от того, какой объём ткани извлечён при ней; наблюдается

высокая пластичность мозга и взаимозамещаемость частей; мозговые структуры

динамичны. Павлов: динамическая лок-ция функций. Это тео объединяет 2

предыдущие. Круть: лок-ция существует, но она динамична и может изменяться.

Принцип системности: функции в мозге системны.

4. Базовые понятия ФВНД. Рефлекс. Концепция нейронной организации

рефлекторной дуги.

Раздражимость – способность живой системы (клетки, ткани, органа,

организма) реагировать на действие раздражителей изменением уровня

физиологической активности. Раздражители – любые изменения внеш/внутр

среды, кот воспринимается клетками и вызывают ответную реакцию. Р-ли м/б 1.

По природе: химич, биологич, физич. 2. По степ чувств-ти:

адекват/неадекват. 3. По силе: пороговой, подпорог, надпорог силы. Под

действием р-ля в клетках возникает 2 вида изменений – специфич/неспецифич

(хар-ные для данного вида ткани/хар-ные для всех видов тканей).

Возбудимость – способность клетки отвечать на воздействие раздражителя

реакцией возбуждения. Возбуждение – форма ответной реакции на действие

раздражителей внеш/внутр среды, сопровождающаяся генерацией волнового,

распространяющегося потенциала действия. Сущ-ть возбуждения закл в т, ч

клетки орг-ма имеют электронный заряд, кот обеспечивает ся разностью

заряженных частиц (анионов и катионов) снаружи и внутри клетки. Это

мембранный потенциал. При действии раздражителя на клетку изменяется

проницаемость мембраны клетки, вследствие чего ионы быстро перемещаются.

Это и есть процесс возбуждения. В нервной ткани возбуждению противостоит

другой процесс – торможение (процесс, заключающийся в уменьшении/полном

прекращении ответной реакции на раздражение). Рефлекс – реакция организма

на раздражение, реализуемая через ЦНС. Энергия раз-ля вызывает рефлекторный

ответ через систему рецепторов, нервных проводников, ЦНС и исполнительные

органы. Схема рефлекса: рецептор, проводниковый отдел, центральный аппарат

анализа раздр-ля и исполнительный прибор (эффектор). Рефлекс

рассматривается как система ответных реакций орг-ма на внеш воздействия,

обусловленная не только сигналами внеш среды, но и обратными связями,

приходящими в ЦНС от исполнительного аппарата.

5. Возбуждение и торможение в ЦНС, иррадиация, концентрация, индукция,

доминанта.

Раздражимость – способность живой системы (клетки, ткани, органа,

организма) реагировать на действие раздражителей изменением уровня

физиологической активности. Раздражители – любые изменения внеш/внутр

среды, кот воспринимается клетками и вызывают ответную реакцию.

Возбудимость – способность клетки отвечать на воздействие раздражителя

реакцией возбуждения. Возбуждение – форма ответной реакции на действие

раздражителей внеш/внутр среды, сопровождающаяся генерацией волнового,

распространяющегося потенциала действия. 1863 – Сеченов открыл торможение

НС. Вот молодец!!! Торможение - процесс, заключающийся в уменьшении/полном

прекращении ответной реакции на раздражение. Функции торможения:

охранительная (защита нерв тканей от истощения), участие в обработке

поступающей инфы, важный фактор координации дея-сти НС. Взаимодействие

процессов возбуждения и торможения обеспечивает сложную дея-сть НС и соглас

дея-сть всех органов чел-го тела. Интеграция – объединение дея-сти различ

систем организма в единое целое. Координация – взаимодействие с целью

приспособления к различ условиям среды. Осн пр-пы координации: 1. Связанные

с особенностями стр-ия НС пр-п общего конечного пути (множ-во чувств

нейронов к 1 НЦ и к 1 рабочему органу) и пр-п обратной афферентации

(рецептор, чувствит нейрон, НЦ, рабочий орган, ответная реакция в НЦ). 2.

Связанные с фунциональными св-вами нервных процессов. Иррадиация

(дивергенция) – процесс распространения возб/торм из очага возникновения на

др участки мозга. Конвергенция – схождение возб различ происхождения к 1 и

тому же нейрону. Концентрация – сосредоточение нервного процесса в

небольшой группе нервных клеток. Доминанта – преобладающий очаг возб в коре

ГМ. Индукция – процесс, закл-ся в том, ч при возникновении

коцентрированного очага возб/торм изменяется функциональное состояние рядом

расположенных центров (одноврем индукция). Последоват индукция – изменение

состояния в 1 НЦ. Благодаря смене процессов возб и торм работа мозга явл

цикличной, т. е. Обеспеч высокая работоспособность.

6. Общая хар-ка БР, их классификация.

БР - это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно

возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на

воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для

данного вида деятельности. БР связаны с жизненно важными биологическими

потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути.

Это врожд реакции; явл видовыми и складываются в процессе эволюции данного

вида,возникают на специфический/адектв раздр-ль, воздействующий на опр-ное

рецепторное поле, Бр относит постоянны и сохр в течение всей жизни. Бр

могут сильно изменять поведение животного при изменении в окр среде. РЦ

расположен на уровне СМ и нижних отделов ГМ, т. е. Это Р низшей НД. У чела

формируются представительства Р в коре (с возр). В мех-ме БР большую роль

играет обратная афферентация. БР, становление кот. завершается в

постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко

подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические

условия. Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы

претерпевают значительные изменения. Попыток описания и классифик. БР было

сделано много, и при этом пользовались различными критериями: по характеру

вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их

следования в данном конкретном поведенческом акте. Конорский разделил БР по

их биологич. роли на сохранительную -рефлексы, обеспечивающие регуляцию

постоянства внутренней Среды организма( пищевой, дыхательный и т.д.);

рефлексы сохранения и продолжения рода (половой и заботы о потомстве), и на

защитные рефлекторные реакции, связанные с устранением вредных агентов,

попавших на поверхность или внутрь организма (чесательн. рефлекс, акт

чихания и т.д.), рефлексы активного уничтож. или нейтрализ. вредных

раздражителей, объектов (наступательные или агрессивные рефлексы), реакции

пассивно-оборонительного поведения. В особую группу выделены

ориентировочный рефлекс на новизну, реакция нацеливания на стимул и

ориентировочоно-исследовательское поведение. Павлов разделил безусловные

рефлексы на 3 группы: простые, сложные и сложнейшие БР. Среди сложнейших БР

он выделил следующие: 1) индивидуальные-пищевой, активно- и пассивно-

оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс

игры; 2) видовые- половой и родительский. С эволюционной т. з. каждое

существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере,

биосфере и социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальн.

освоение мира), хотя филогенетич. предпосылки последнего обнаруживаются

лишь у высших животных. По мнению Симонова, освоению каждой сферы Среды

соответствуют три разных класса рефлексов: 1. Витальные БР обеспечивают

индивидуальное и видовое сохранение организма (пищевой, оборонительный,

ориентировочный). Критерии: 1. неудовлетворение соответствующей потребности

ведет к физической гибели особи, 2. реализация БР не требует участия другой

особи того же вида.

2. Ролевые (зоосоциальные) БР могут быть реализованы только при участии др.

особи своего вида (половой, заботы о потомстве, территориальной поведение).

3. БР саморазвития ориентированны на освоение новых пространственно-

временных сред, обращены к будущему (исследов. поведение, свободы, игры.)

Особенностью этой группы явл. их самостоятельность, она не выводима из др.

потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Симонов

рассматривает сложнейшие БР животных как филогенетическую предысторию

потребностей человека, качественно преобразованных процессом культурно-

исторического развития. Потребности человека разделены на три основные

независимые друг от друга группы: витальные, социальные и идеальные

потребности познания и творчества. Сложнейшие БР (инстинкты) выступают как

фундаментальное явление ВНД, как активная движущая сила поведения человека

и животных. Драйв-Р – появляются при возникновении какой-либо потребности в

организме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.