дея-сть особых «станций усиления» рефл актов.
3.Теории локализационализма, эквипотенцианализма. Принцип системности в
работе мозга.
Сущ-ет 2 группы тео, хар-щих функциональную организацию мозга. Тео
локализационализма. Они утверждают, ч функции в мозге локализованы, т. е.
Имеют точное место, откуда осущ-ся их точная лок-ция. Крайнее проявление –
френология Галля: умственные и моральные кач-ва чела лок-ся в определённых
районах поверхности мозга и по степени их развитости можно судить об общих
способностях чела, и это можно определить визуально (шишки на башке). Эта
тео имела ряд оснований: пс-кие функции полностью зависят от конкретного
субстрата мозга, это подтверждено опытами Брока и Вернике. Тео
эквипотенцианализма: все части мозга равноценны в функциональном отношении.
Также сущ-ют тео холизма и универсализма: эксперменты над жив-ми показали,
ч поведение страдает не столько от того, в каком участке мозга проведены
операции, сколько от того, какой объём ткани извлечён при ней; наблюдается
высокая пластичность мозга и взаимозамещаемость частей; мозговые структуры
динамичны. Павлов: динамическая лок-ция функций. Это тео объединяет 2
предыдущие. Круть: лок-ция существует, но она динамична и может изменяться.
Принцип системности: функции в мозге системны.
4. Базовые понятия ФВНД. Рефлекс. Концепция нейронной организации
рефлекторной дуги.
Раздражимость – способность живой системы (клетки, ткани, органа,
организма) реагировать на действие раздражителей изменением уровня
физиологической активности. Раздражители – любые изменения внеш/внутр
среды, кот воспринимается клетками и вызывают ответную реакцию. Р-ли м/б 1.
По природе: химич, биологич, физич. 2. По степ чувств-ти:
адекват/неадекват. 3. По силе: пороговой, подпорог, надпорог силы. Под
действием р-ля в клетках возникает 2 вида изменений – специфич/неспецифич
(хар-ные для данного вида ткани/хар-ные для всех видов тканей).
Возбудимость – способность клетки отвечать на воздействие раздражителя
реакцией возбуждения. Возбуждение – форма ответной реакции на действие
раздражителей внеш/внутр среды, сопровождающаяся генерацией волнового,
распространяющегося потенциала действия. Сущ-ть возбуждения закл в т, ч
клетки орг-ма имеют электронный заряд, кот обеспечивает ся разностью
заряженных частиц (анионов и катионов) снаружи и внутри клетки. Это
мембранный потенциал. При действии раздражителя на клетку изменяется
проницаемость мембраны клетки, вследствие чего ионы быстро перемещаются.
Это и есть процесс возбуждения. В нервной ткани возбуждению противостоит
другой процесс – торможение (процесс, заключающийся в уменьшении/полном
прекращении ответной реакции на раздражение). Рефлекс – реакция организма
на раздражение, реализуемая через ЦНС. Энергия раз-ля вызывает рефлекторный
ответ через систему рецепторов, нервных проводников, ЦНС и исполнительные
органы. Схема рефлекса: рецептор, проводниковый отдел, центральный аппарат
анализа раздр-ля и исполнительный прибор (эффектор). Рефлекс
рассматривается как система ответных реакций орг-ма на внеш воздействия,
обусловленная не только сигналами внеш среды, но и обратными связями,
приходящими в ЦНС от исполнительного аппарата.
5. Возбуждение и торможение в ЦНС, иррадиация, концентрация, индукция,
доминанта.
среды, кот воспринимается клетками и вызывают ответную реакцию.
распространяющегося потенциала действия. 1863 – Сеченов открыл торможение
НС. Вот молодец!!! Торможение - процесс, заключающийся в уменьшении/полном
прекращении ответной реакции на раздражение. Функции торможения:
охранительная (защита нерв тканей от истощения), участие в обработке
поступающей инфы, важный фактор координации дея-сти НС. Взаимодействие
процессов возбуждения и торможения обеспечивает сложную дея-сть НС и соглас
дея-сть всех органов чел-го тела. Интеграция – объединение дея-сти различ
систем организма в единое целое. Координация – взаимодействие с целью
приспособления к различ условиям среды. Осн пр-пы координации: 1. Связанные
с особенностями стр-ия НС пр-п общего конечного пути (множ-во чувств
нейронов к 1 НЦ и к 1 рабочему органу) и пр-п обратной афферентации
(рецептор, чувствит нейрон, НЦ, рабочий орган, ответная реакция в НЦ). 2.
Связанные с фунциональными св-вами нервных процессов. Иррадиация
(дивергенция) – процесс распространения возб/торм из очага возникновения на
др участки мозга. Конвергенция – схождение возб различ происхождения к 1 и
тому же нейрону. Концентрация – сосредоточение нервного процесса в
небольшой группе нервных клеток. Доминанта – преобладающий очаг возб в коре
ГМ. Индукция – процесс, закл-ся в том, ч при возникновении
коцентрированного очага возб/торм изменяется функциональное состояние рядом
расположенных центров (одноврем индукция). Последоват индукция – изменение
состояния в 1 НЦ. Благодаря смене процессов возб и торм работа мозга явл
цикличной, т. е. Обеспеч высокая работоспособность.
6. Общая хар-ка БР, их классификация.
БР - это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно
возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на
воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для
данного вида деятельности. БР связаны с жизненно важными биологическими
потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути.
Это врожд реакции; явл видовыми и складываются в процессе эволюции данного
вида,возникают на специфический/адектв раздр-ль, воздействующий на опр-ное
рецепторное поле, Бр относит постоянны и сохр в течение всей жизни. Бр
могут сильно изменять поведение животного при изменении в окр среде. РЦ
расположен на уровне СМ и нижних отделов ГМ, т. е. Это Р низшей НД. У чела
формируются представительства Р в коре (с возр). В мех-ме БР большую роль
играет обратная афферентация. БР, становление кот. завершается в
постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко
подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические
условия. Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы
претерпевают значительные изменения. Попыток описания и классифик. БР было
сделано много, и при этом пользовались различными критериями: по характеру
вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их
следования в данном конкретном поведенческом акте. Конорский разделил БР по
их биологич. роли на сохранительную -рефлексы, обеспечивающие регуляцию
постоянства внутренней Среды организма( пищевой, дыхательный и т.д.);
рефлексы сохранения и продолжения рода (половой и заботы о потомстве), и на
защитные рефлекторные реакции, связанные с устранением вредных агентов,
попавших на поверхность или внутрь организма (чесательн. рефлекс, акт
чихания и т.д.), рефлексы активного уничтож. или нейтрализ. вредных
раздражителей, объектов (наступательные или агрессивные рефлексы), реакции
пассивно-оборонительного поведения. В особую группу выделены
ориентировочный рефлекс на новизну, реакция нацеливания на стимул и
ориентировочоно-исследовательское поведение. Павлов разделил безусловные
рефлексы на 3 группы: простые, сложные и сложнейшие БР. Среди сложнейших БР
он выделил следующие: 1) индивидуальные-пищевой, активно- и пассивно-
оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс
игры; 2) видовые- половой и родительский. С эволюционной т. з. каждое
существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере,
биосфере и социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальн.
освоение мира), хотя филогенетич. предпосылки последнего обнаруживаются
лишь у высших животных. По мнению Симонова, освоению каждой сферы Среды
соответствуют три разных класса рефлексов: 1. Витальные БР обеспечивают
индивидуальное и видовое сохранение организма (пищевой, оборонительный,
ориентировочный). Критерии: 1. неудовлетворение соответствующей потребности
ведет к физической гибели особи, 2. реализация БР не требует участия другой
особи того же вида.
2. Ролевые (зоосоциальные) БР могут быть реализованы только при участии др.
особи своего вида (половой, заботы о потомстве, территориальной поведение).
3. БР саморазвития ориентированны на освоение новых пространственно-
временных сред, обращены к будущему (исследов. поведение, свободы, игры.)
Особенностью этой группы явл. их самостоятельность, она не выводима из др.
потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Симонов
рассматривает сложнейшие БР животных как филогенетическую предысторию
потребностей человека, качественно преобразованных процессом культурно-
исторического развития. Потребности человека разделены на три основные
независимые друг от друга группы: витальные, социальные и идеальные
потребности познания и творчества. Сложнейшие БР (инстинкты) выступают как
фундаментальное явление ВНД, как активная движущая сила поведения человека
и животных. Драйв-Р – появляются при возникновении какой-либо потребности в
организме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8