Рефераты. Шпаргалки по физиологии высшей нервной деятельности

организма. Различия: ж удовлетворяют свои потребности из природных

источников, а чел создаёт предметы, удовлетворяющие потребности. Ж не

связаны с историческим развитием, зависят от природы-матушки, а у чела

пторебности меняются и повышаются в ходе исторического развития.

Структурные компоненты – это мозговые отделы. Д биологических потребностей

связаны, гл. обр., с активностью нервных центров гипоталамуса. Эти функции

изучались путём электрич раздражения, удаления. В вентромедиальных ядрах

гипоталамуса находятся центры насыщения и агрессивного поведения (если ядро

повреждено, наблюдается агрессивное поведение). Гипоталамус регулирует

поведение в цикле бодрствование – сон. Задний отвечает за бодрствование,

передний – за сон. Подкорковые ядра (миндалина) участвуют в выделении

доминирующей потребности. Кора ГМ участвует в организации целенаправленного

поведения, программировании.

30. Понятие о потребностно-мотивационной сфере. Классификация потребностей.

Каждая поведенческая реакция мотивируется или побуждается потребностью

организма, следовательно, мотивации и потребности – единая сфера, которая

определяет функциональное состояние организма и осуществление психической

деятельности и поведения. Потребность – основной двигатель прогресса. А,

пошутила! Не прогресса, а поведения!!! Поведения, направленного на

достижение определённой цели. Потребность – нужда, которую испытывает

организм и стремится удовлетворить через своё поведение. Мотивация – то,

что вызывает движение. В физиологии активное состояние в структурах ЦНС,

направленное на удовлетворение потребности путём организации

целенаправленного поведения (изменение ЭЭГ мозга, биохимических процессов в

нём, появление субъектных переживаний). М (Леонтьев) – самоцеленаправленное

поведение. Классификация потребностей: 1. Биологические/витальные. А) В

поддержании постоянства внуренней среды. Б) В сохранении вида. 2.

Социальные. Направлены на обеспечение взаимодействие индивида с особями

того же вида. А) Принадлежность к группе. Б) Занимать определённое место в

группе. В) Следовать принятым в группе или обществе образцам поведения и т.

д. Не являются врождёнными, формируются в процессе жизнедеятельности,

социализации. 3. Духовные или идеальные – являются основой самовосприятия

индивида: потребность в свободе, познании, получении новой инфы,

преодолении преград и т. д. Симанов выделяет потребности сохранения и

развития.

28. Механизмы кратковременной памяти.

В основе кратковременной памяти лежат электрофизиологические механизмы.

Несколько теорий: 1. Теория реверберации возбуждения. 1933, Лоренте. Основа

КВП – функциональная деятельность нейронных цепей, по цепи циркулирует

возбуждение, которое постепенно угасает. Это и есть реверберация. В

контактах м/д нейронами синапса проходит процесс облегчения. Если стимул,

который проходит из внешней среды, сильный и значимый, возбуждение

циркулирует по цепи снова и снова, чел помнит инфу. Если же стимул

становится ненужным, возбуждение перестаёт циркулировать и инфа забывается.

Основа КВП – лобная и теменная кора. «. Теория пейсмейкерной активности.

Пейсмейкер – нейрон, генерирующий импульсы без стимуляции. Разработал

Пирогов. Существует только импульсная активность пейсмейкера. Вывод: в

основе КВП лежит временное повышение проводимости синапсов; КВП основана на

электрохимических реакциях.

29. Механизмы долговременной памяти.

1949, Хебб – гипотеза ДВП. Круть: механизм ДВП – биохимические изменения в

пределах одного нейронного ансамбля, т. е. Одной группы клеток. Учёные

объясняли ДВП с помощью различных процессов: 1. Изменения в

нейромедиаторных системах – идёт повышение синтеза в нейромедиаторах

(сератонин, ацетилхолин). Синапс может увеличиваться в размерах, т. к.

появляется больше визина. 2. Появляются информационные молекулы или

гликопротеины П, это особые белки, которые обеспечивают узнавание важного

для клетки сигнала. Синапс с помощью этих молекул начинает узнавать важный

стимул. 3. Появляются нейропептиды – вспомогательные вещества, которые

могут усилить или затормозить действие медиатора (пептид-спутник). Вывод: в

результате увеличения синапса белков происходит необратимые изменения в

структуре нейрона; м/д механизмами КВ и ДВП прямая связь. Изменения в

клетке начинают происходить при постоянной циркуляции возбуждения через

нейрон. Прцесс перевода инфы из КВ в ДВП называется консолидация энграммы.

Кора ГМ. Сенсорная зона – запечетление сенсорной инфы, ассоциативные зоны –

образная П (задние) и словесно-логическая (передние). Гиппокамп – звено

передачи инфы из КВ в ДВП. Миндалина – ДВП. Ядра таламуса во взаимодействии

с лобной корой – словесная инфа. Мозжечок – процедурная П.

1.Предмет, задачи ФВНДиСС. Методы исследования.

Физиология – наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и

целого организма. Предмет Ф. – процессы, протекающие в органах и системах в

их взаимосвязи с окруж. средой и при различных состояниях организма. Задача

Ф. – изучить св-ва, процессы и механизмы регуляции этих свойств при

различных состояниях организма в различ. условиях внешней среды. ФВНД – это

наука о мозговых механизмах поведения и психики, кот. базируются на

рефлекторной теории. ВНД – этоусловно-рефлекторная деятельность высших

отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования). Основная функция ВНД –

обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей

среде. СС – это специализированные части НС, кот. воспринимают и

анализируют различные внешние и внутренние раздражители. ФСС изучает

функции и взаимодействие СС, это отрасль Ф, кот. изучает строение, функции

СС человека, а также закономерности трансформации сигналов из внешней среды

в активность рецепторов, кодирование инфы, механизмы переработки инфы в

центральных отделах мозга и механизмы целостного восприятия. Методы

исследования. 2 группы методов: Методы изучения поведения:1. М.

этологического изучения поведения – изучение поведения животных в

естественных среде посредством наблюдения. Задача – выявить основные

структуры поведения и факторы, ответственные за реализацию поведения. 2.

Методы условно-рефлекторного изучения поведения, использующиеся только в

лабораторных условиях (Павлов). 3. Методы когнитивного изучения – в

лабораторных условиях изучаются сложные стороны психики животных, кот.

проявляются в проблемных ситуациях. Методы изучения мозга: 1.

Морфологические методы – позвояют исследовать тонкое строение мозга

(микроскопы, радиохимия). 2. Биохимические методы – исследование

метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при

различных функциональных состояниях и деятельности (химия пептидов,

медиаторов, аминокислот). 3. Физиологические методы – направлены на

изучение функций различных отделов мозга (разрушение мозга, электрического

раздражения мозга, регистрации электрических процессов мозга, изучения

мозгового кровотока или реанцелография, томография).

2. История развития взглядов на ВНД.

История исследования высших функций мозга связана с изучением психической

деятельности. Первые обобщения, касающиеся сущ-ти пс-ки – в трудах

древнегреческих и римских учёных. Отдельные мыслители того времени

высказывали догадки о связи пс-кой дея-сти с мозгом. Гиппократ изучал

анатомию и Ф, пыт-ся выявить особенности и закономерности поведения людей в

зав-ти от их темперамента.. Первые экспериментальные исследования на

животных связаны с именем Галена, по его мнению, душевная дея-сть

осуществляется мозгом и явл. его функцией. Он описал некоторые мозговые

центры, управл-ие движением конечностей, мимикой, жеванием, глотанием;

впервые выдвинул предположение о врождённых и приобретённых формах повед, о

произвольных и непроизв мышечных реакциях. Исключит значение имело

обоснование Декартом рефлекторного мех-ма взаимоотнош орг-ма и среды. Он

представлял, ч все действия орг-ма управляются законами механики. Его схема

связи м/д раздражением органа чувств и мышечной реак-ей явл. прототипом

учения о рефл дуге.18 в – Кювье впервые рассматривает поведение как видовой

признак, связанный со степенью развития мозга. 19 в – Прохазка ввёл термин

рефлекс, дал описание рефл дуги. Учение Павлова о ВНД – рефл тео. Это

диалектическое понимание того, как внеш мир пересаживается во внутр, как он

там преобразуется и как в рез-те м анализа и синтеза порождаются пс-кие

явления. Осн принципы: 1.Пр-п детерминизма. Нет действия без причины.

Всякая дея-сть орг-ма – всегда причинно обусловлена, закономерный ответ на

конкр внеш воздейств. 2. Пр-п структурности. В мозге нет проц, кот не имели

бы мат основы. Это – пр расположения «действий силы» внеш раздр в пр-ве

мозга. 3. Пр-п анализа и синтеза раздраж внеш и внут среды. В мозге

непрерывно происходит а и с как поступающей инфы, так и ответ реакций.

Предпосылки появления тео Павлова: 1. Материалистич взгляды передовых

русских мыслителей. Психич дея-сть есть продукт высокоорганизов материи –

мозга, в её основе лежат физиолог процессы, протек в ГМ. 2. Идеи Боткина и

Сеченова. Б.: идея «невротизма» - роль пс-го фактора и др. влияний через НС

в возн и разв патологич заболеваний, их профилакт и терапии. С.: мысль о т,

ч сознание – лишь отражение реальной действительности, познание окр среды

возможно лишь при пом органов чувств. Постулат о 3-х осн мех-х, формир

целост дея-сть мозга: деят-сть анализаторов, мех-мы «ценрал торможения»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.