Рефераты. Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений

Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений

Сибирский Государственный Медицинский Университет

Кафедра социальной медицины.

Реферат на тему:

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Написал: студент гр. 1511

Марков А.А.

Преподаватель: Кравцов А.С.

Томск 1999 г.

Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-

профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого

медицинского работника.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора

велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской

помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность

долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение

обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех

типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу

по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ

практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих

учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят

формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами

которых являются:

. недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в

силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

. отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе,

что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения

(дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм

санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-

просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется

групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении

представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-

просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание

различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью

лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа

проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед

различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-

просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического

учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних

медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как

в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на

обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном

контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает

методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с

больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической

помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на

проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное

просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1, 2, 3).

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических

учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного

наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают

влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

[pic]

Схема 1. Санитарное просвещение в поликлинике.

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-

просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

. санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские

профилактические работы.

. санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях

динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от

отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения

населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное

санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную,

массированную информацию о целях, задачах и практической значимости

диспансеризации. Это обеспечивается:

—агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием

наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту

жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-

приглашения, тематические памятки); Чтением лекций, разъясняющих существо

диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических

санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы — выработать у населения обслуживаемой территории

адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в

них участвовать.

Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в

ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры

повысило на 40% участие в них населения.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится

дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения

заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их

здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает

пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда,

отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными

привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом

индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд

практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни,

издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни,

местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры,

издаваемые обществом «Знание», и др.

В современных условиях профилактической работы особую важность

приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск

возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее

прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу,

предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из

них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение,

злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и

т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает

вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или

начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их

гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека,

воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-

просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была

возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог

взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического

поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих

обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами

включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки

(буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение

имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение

групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же

нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению

групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов

поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др.

Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение,

поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую

установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и

мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки

адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего

скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в

большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2

направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими

заболеваниями.

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно леченных

острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым

заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических

процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный

минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.