Сибирский Государственный Медицинский Университет
Кафедра социальной медицины.
Реферат на тему:
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Написал: студент гр. 1511
Марков А.А.
Преподаватель: Кравцов А.С.
Томск 1999 г.
Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-
профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого
медицинского работника.
Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора
велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской
помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность
долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение
обострении заболеваний.
В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех
типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу
по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ
практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих
учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят
формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами
которых являются:
. недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в
силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;
. отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе,
что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения
(дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм
санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-
просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется
групповым и индивидуальным формам работы.
Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении
представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-
просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание
различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью
лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа
проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед
различными типами лечебно-профилактических учреждений.
Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-
просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического
учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних
медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как
в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на
обслуживаемой территории.
Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном
контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает
методическую помощь и материалы.
Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с
больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической
помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на
проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное
просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1, 2, 3).
Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.
Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических
учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного
наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают
влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.
[pic]
Схема 1. Санитарное просвещение в поликлинике.
В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-
просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
. санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские
профилактические работы.
. санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях
динамического наблюдения за ними.
Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от
отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения
населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное
санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную,
массированную информацию о целях, задачах и практической значимости
диспансеризации. Это обеспечивается:
—агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием
наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту
жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-
приглашения, тематические памятки); Чтением лекций, разъясняющих существо
диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических
санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.
Цель данной работы — выработать у населения обслуживаемой территории
адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в
них участвовать.
Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в
ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры
повысило на 40% участие в них населения.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится
дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения
заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).
Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их
здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает
пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда,
отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными
привычками и т. д.
Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом
индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд
практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни,
издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни,
местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры,
издаваемые обществом «Знание», и др.
В современных условиях профилактической работы особую важность
приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск
возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее
прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу,
предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из
них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение,
злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и
т.д.
Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает
вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или
начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их
гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека,
воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-
просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была
возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог
взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического
поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих
обязательств.
Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами
включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки
(буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение
имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение
групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же
нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению
групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов
поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др.
Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение,
поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую
установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и
мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки
адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего
скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в
большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2
направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими
заболеваниями.
Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно леченных
острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым
заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических
процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный
минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и
Страницы: 1, 2, 3