Рефераты. Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов

Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов

Российский Университет Дружбы Народов

Медицинский факультет

Кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения

Заведующий кафедрой профессор Кича Д. И.

Курсовая работа на тему:

Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных

домов

Научный руководитель Ляпунова Т. В.

Студентка Руднева О. Д.

Группа МЛ-302

Страна Россия

Москва, 2003 г.

Поскольку родильные дома призваны оказывать квалифицированную

стационарную помощь женщинам в период беременности, в родах, в послеродовом

периоде, при гинекологических заболеваниях и осуществлять уход за

новорожденными в период их пребывания в родильном доме, необходимо

подробнее остановиться на гигиенических требованиях к их планировке,

оборудованию и содержанию.

В первую очередь нужно отметить, что структура и оснащение родильных

домов должны строго соответствовать требованиям строительных норм и

правилам лечебно-профилактических учреждений. В России это "Санитарные

правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и

других лечебных стационаров" (СанПиН 5179-90), установленные Минздравом РФ.

Трудно переоценить важность правильного планирования родильных домов.

Выбор земельного участка для размещения родильных домов подлежит

обязательному согласованию с органами и учреждениями санэпидслужбы.

Открытие вновь построенных, реконструированных, подвергавшихся ремонту,

перепланировке или переоборудованию родовспомогательных стационаров

допускается после получения заключения санитарно-эпидемиологической службы,

разрешающего эксплуатацию указанных зданий и помещений.

Участки родильных домов должны быть удалены от железных дорог,

аэропортов, скоростных автомагистралей и других мощных источников

воздействия физических факторов с учетом обеспечения уровней шума в

пределах санитарных норм.

При размещении родовспомогательных учреждений в селитебной зоне

населенного пункта корпуса необходимо размещать не ближе 30 м от красной

линии застройки и 30-50 метров от жилых зданий в зависимости от этажности

зданий.

Территория участка родильного дома должна быть благоустроена, озеленена.

Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей

площади участка, а площадь садово-парковой зоны - 25 м в квадрате на

человека (на койку).

Участок родильного дома, расположенный на территории жилой застройки

населенного пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений

шириной не менее 15 м их двухрядной посадки высокоствольных деревьев и ряда

кустарников.

Деревья с широкой кроной должны сажаться не ближе 10 м от стены здания.

К территории родильных домов должны быть устроены удобные подъездные пути

с твердым покрытием. Аналогичные твердые покрытия должны иметь внутренние

проезды и пешеходные дорожки. Временные стоянки автотранспорта

индивидуального пользования следует размещать на расстоянии не ближе 40 м

от территории.

На территории родильного дома не допускается расположение каких бы то ни

было посторонних учреждений, жилья, а также размещение построек и

сооружений, не связанных функционально с указанными лечебно-

профилактическими учреждениями.

Уборка территории должна проводиться ежедневно. Для сбора мусора и

бытовых отходов на территории устанавливаются мусоросборники с плотно

закрывающимися крышками, для которых должны быть предусмотрены и

оборудованы специальные площадки с асфальтовым или бетонированным

покрытием, обеспечивающим дезинфекцию и промывку площадок. Расстояние

площадки с мусоросборниками до палатных корпусов должно быть не менее 25 м.

Мусоросборники должны систематически промываться и дезинфицироваться.

Вывоз мусора и пищевых отходов должен осуществляться ежедневно.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений

родовспомогательных стационаров должны обеспечивать оптимальные санитарно-

гигиенические и противоэпидемические режимы и условия пребывания

пациенток, труда и отдыха обслуживающего персонала.

В родильных домах, являющихся учебными базами медицинских вузов и училищ,

институтов усовершенствования врачей, а также научными базами НИИ системы

здравоохранения должны быть дополнительно предусмотрены необходимые учебные

помещения для студентов, курсантов и кабинеты для преподавательского

состава: вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые и др.),

обособленные от основных функциональных подразделений учреждения.

В подвальных и цокольных этажах допускается размещение складских

помещений (кладовые хозинвентаря), санитарно-бытовых помещений для

персонала (гардеробные, душевые), санитарных пропускников, помещений для

хранения вещей больных, буфетов и столовых для персонала, центральных

бельевых, помещений для сбора и сортировки грязного белья, помещений

дезинфекционной обработки суден, клеенок и дезинфекции кроватей.

Не допускается размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-

диагностических корпусов помещений мастерских, складов ядовитых,

сильнодействующих, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,

аккумуляторных, а также приемных отделений.

В цокольных этажах с отметкой 1,2 м ниже отмостки или планировочной

отметки тротуара допускается размещать служебные помещения, помещения для

выписки пациенток, медицинские архивы, вестибюли. В порядке исключения, по

согласованию с территориальными органами государственного санитарного

надзора, допускается размещение дезкамер небольшой мощности, хотя, по

существующим правилам, для дезкамер должны быть выделены отдельные

строения.

В цокольных этажах с отметкой пола не более 0,5 м допускается размещать

все помещения, кроме родовых, операционных, процедурных, врачебных

кабинетов.

В родовспомогательных учреждениях как самостоятельных, так и в составе

многопрофильных больниц, архитектурно-планировочные решения должны

обеспечить четкое зонирование отделений, цикличность их заполнения и

санитарной обработки, упорядочение внутрибольничных потоков, улучшение

условий работы персонала.

Структура помещений родильного дома должна обеспечить изоляцию здоровых

беременных, рожениц, родильниц и новорожденных от больных, строжайшее

соблюдение правил санитарно-эпидемического режима, изоляцию заболевших.

Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их

функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков

помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и

дезинфекции.

В помещениях, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные,

родовые, предоперационные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также

ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и

разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать глазурованной

плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Для покрытия

полов надлежит применять водонепроницаемые материалы. Полы в операционных и

родовых должны быть безискровые, антистатические. Потолки в помещениях с

влажным режимом должны окрашиваться водостойкими (масляными и другими)

красками.

Весь уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием

помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и

храниться раздельно.

Родзалы, палаты новорожденных и недоношенных детей до 1 года, процедурные

боксы и молочные комнаты следует после уборки, а также в процессе текущей

эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или

передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 ватт мощности лампы на 1

кубический метр помещения.

В настоящее время существует несколько типов АС:

Без врачебной помощи (колхозные родильные дома и фельдшерско-акушерские

пункты);

С общей врачебной помощью (участковые больницы с акушерскими койками);

С квалифицированной врачебной помощью (РБ, ЦРБ, городские родильные дома,

родовспомогательные отделения многопрофильных больниц, специализированные

акушерские отделения на базе многопрофильных больниц, родовспомогательные

стационары, объединенные с кафедрами акушерства и гинекологии медицинских

институтов, НИИ, центров).

АС имеет следующие основные подразделения:

Физиологическое (I) акушерское отделение (50-55% от общего числа акушерских

коек);

Отделение (палаты) патологии беременности (25-30% от общего числа

акушерских коек);

Отделение (палаты) новорожденных в I и II акушерских отделениях;

Обсервационное (II) акушерское отделение (20-25% от общего числа акушерских

коек);

Гинекологическое отделение (25-30% от общего числа акушерских коек).

Первое (физиологическое) акушерское отделение

Первое (физиологическое) акушерское отделение включает в себя:

Приемно-пропускной блок

Приемно-пропускной блок родильного дома включает в себя приемную

(вестибюль), фильтр и смотровые комнаты. Смотровые комнаты существуют

раздельно для физиологического и обсервационного отделений. Каждая

смотровая имеет помещение для обработки поступающих женщин, туалет,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.