Рефераты. Реабилитация и ее основные направления

Реабилитация и ее основные направления

Медицинский колледж РАМН

Реферат на тему:

Реабилитация и ее основные направления.

курсанта медицинского колледжа РАМН

Морозова Павла Юрьевича

Москва 2000

Актуальность проблемы

Проработав, скоро уже 9 лет, в должности медбрата массажиста в

учреждениях Минздрава РФ: в поликлиниках и стационаре, в том числе детском,

я получил богатый опыт в своей профессии. Но эта работа представляла собой

лишь оказание конкретной услуги населению — проведение курса лечебного

массажа. Придя осенью 1994 года на работу в отделение реабилитации НИИ

нейрохирургии им. акад. Н Н Бурденко я оказался участником единой

реабилитационной команды. Коренное отличие ее от обычного

физиотерапевтического отделения состоит в том, что здесь каждый специалист

в тесном взаимодействии с каждым из своих коллег, под единым общим

руководством, работает над каждым конкретным больным, стараясь максимально

эффективно возвратить человеку утраченные вследствии болезни или травмы

возможности. Эта работа не только приносит сильнейшее моральное

удовлетворение, но и постоянно заставляет меня развиваться как специалиста

в своих знаниях и умениях, занимаясь как самообразованием, так и учась у

своих коллег. На данный момент, по моему мнению, такой подход является

наиболее перспективным для развития восстановительной медицины.

Основная часть

Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации:

реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение

полного восстановления нарушенных вследствии заболевания или травмы

функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического,

психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная

интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает

мероприятия по предотврацению инвалидности в период заболевания и помощь

индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной,

профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет

способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских

десциплин реабилитация занимае особое место, так как рассматривает не

только состояние органов и систем организма, но и функциональные

возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского

учреждения.

Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980

году, выделяют следующие уровни медико биологических и психо-социальных

последствий болезни и травмы, которые должны учитыватся при проведении

реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата

анатомических, физтологических, психологических структур или функций;

нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате

повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную

деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для

человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) —

возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности

ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся

нормальной для данного индивидума.

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни,

свяанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом

именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на

которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных

и инвалидов.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное

значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности

реабилитационных воздействий.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения

путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно,

и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким

образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и

физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или

отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного

на такие виды социальной активности, которые в наибольшей стапени будут

способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела

значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении

хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х

годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное

общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических

подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной

адаптации окружающей Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней

законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения,

социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим

становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой

степени зависит от экономического развития общества.

Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в

разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой

сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного

планирования и разработки координированной программы реабилитации физически

неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН

Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН

приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов” которые

должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав

инвалидов. Повидимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно

практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно

происходящими в обществе социально экономическими переменами.[1]

Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе

Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидноси в реабилитации (1983).

К ним отноятся:

значительное снижение функциональных способностей;

снижение способности к обучению;

особая подверженность воздействиям внешней среды;

нарушения социальных отношений;

нарушения трудовых отношений.

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий

включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания,

декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные

расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания,

затрудняющие общение и возможность активного участия больного в

реабилитационном процессе.

В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и

организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа

госпитализированных в отделения терапевтического профиля в

восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в

отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического —

21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30%

в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на

10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согластно данным Н А

Шестаковой и соавт. (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в

поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями

повреждений опорно-двигательного аппарата.[2]

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложениы

одним из ее основоположноков К Ренкером (1980):

1. Реабилитация должна осуществлятся, начиная с самого возникновения

болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество

(непрерывность и основательность).

1. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её

аспектов (комплексность).

1. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается

(доступность).

1. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре

болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных

структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в

некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы

медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является

комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те

учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и

профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих

мероприятий (Роговой М А 1982):

1. Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-

диагностического и лечебно-профилактического плана.

1. Физический аспект — охватывает все вопросы связанные с применением

физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с

повышением физической работоспособности.

1. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к

изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и

лечение развивающихся патологических психических изменений.

1. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения

или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление

трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности,

трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.