Рефераты. Ранняя диагностика детских церебральных параличей

Ранняя диагностика детских церебральных параличей

Н.В. Ялымова

Ранняя диагностика детских церебральных

параличей

Термином «детские церебральные параличи (ДЦП)» объединяются

синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах

онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и

выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи,

парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с

изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками,

расстройствами чувствительности.

ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако

развитие аномальной нервной системы на определенных этапах может

сопровождаться присоединением новых патологических симптомов. Частота ДЦП

составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся.

Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в

основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий.

Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период

беременности и родов. Из пренатальных факторов риска поражения нервной

системы следует отметить отклонения в состоянии здоровья матери и

акушерском анамнезе. К ним относятся конституциональные нарушения,

соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки,

повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия осложнения

предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией

нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе 18

и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и семейное положение

женщин, иммунологическая несовместимость матери и плода, переношенная

беременность, многоплодная беременность, низкая масса тела ребенка при

рождении. Вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными

лекарственных препаратов, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы,

угроза выкидыша, маточные кровотечения.

К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и

внутричерепная родовая травма.

Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются

на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная

коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств

движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых

формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных

случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка. Особо

важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических

симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из

«группы риска» следует осматривать каждые 2-3 недели, критически оценивая

имеющиеся нарушения.

«Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах:

1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;

2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант

индивидуального развития;

3. Нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или,

наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению.

К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при

обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный

тонус, тонические рефлекторные реакции, безусловные рефлексы, реакции

выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.

Таблица 1

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Первый период (до 1 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Характерна флексорная |Повышение мышечного тонуса|

|мышечный| |симметричная поза. Голова |(поза эмбриона). При |

|тонус | |иногда слегка разогнута. |пассивных движениях |

| | |Спонтанная двигательная |ощущается повышенное |

| | |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и|

| | |в ногах. При пассивных |сгибанию конечностей. |

| | |движениях флексорная |При мышечной гипотонии |

| | |гипертония преодолевается |ребенок лежит с |

| | |без особого труда. |разогнутыми во всех |

| | | |суставах конечностями |

| | | |(поза лягушки). |

| |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и|

| |руки |полусогнуты, ноги слегка |не подтягивается вслед за |

| | |согнуты и отведены |руками и туловищем. При |

| | | |гемипарезе пораженная рука|

| | | |разогнута больше здоровой.|

| |На животе |Не резко выраженная |Отрицательный защитный |

| | |флексорная поза. Руки под |рефлекс. При мышечной |

| | |грудной клеткой. Голова |гипотонии конечности |

| | |повернута в сторону |разогнуты. |

| | |(защитный рефлекс). Ноги | |

| | |совершают попеременные | |

| | |альтернирующие движения. | |

|Поза и |Горизонтал|Рефлекс Ландау |При удержании ребенка в |

|мышечный|ьное и |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз |

|тонус |вертикальн|на опору, ребенок |отмечается выраженное |

| |ое |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей |

| |подвешиван|на полусогнутых во всех |степени ног. Голова |

| |ие |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной |

| | |полную стопу. В |гипотонии голова, руки и |

| | |вертикальном положении |ноги свисают как плети. |

| | |контроль головы слабый. |Поставленный на опору, |

| | | |ребенок резко разгибает |

| | | |ноги, иногда запрокидывает|

| | | |голову. Если мышечный |

| | | |тонус снижен, опорная |

| | | |реакция отсутствует или |

| | | |ослаблена. |

|Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев) |АШТ рефлекс вызывает |

|лабиринтный |не выражен |асимметрию мышечного |

|рефлексы | |тонуса и позы |

|Безусловные |Поисковый, сосательный, |Чаще угнетены, могут быть |

|рефлексы |хоботковый, рефлекс |усилены, особенно рефлекс |

| |Бабкина, хватательный, |Моро. |

| |Моро, автоматической | |

| |ходьбы, защитный, ползания,| |

| |Галанта, Переса — | |

| |вызываются после | |

| |кратковременного латентного| |

| |периода, симметричны. | |

|Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не |

|и равновесия |положении на животе делает |формируется лабиринтный |

| |попытки поднять голову. |установочный рефлекс на |

| |Реакции равновесия еще не |голову. |

| |формируются. | |

|Голосовые реакции |Ребенок издает отдельные |Крик тихий слабый или |

| |гласные звуки, крик |пронзительный, болезненный|

| |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса |

| |выразительности. |на лице. |

|Эмоциональные и |Слуховое и зрительное |К концу 1 месяца нет |

|психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового |

| |3 недели жизни |сосредоточения, выражение |

| | |лица не довольное. |

Таблица 2

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Второй период (1-3 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Уменьшение мышечного |Нарастает гипертония мышц |

|мышечный | |тонуса в сгибателях. |флексоров или экстензоров.|

|тонус | |Флексорная поза |Объем активных движений |

| | |сохраняется, нарастает |снижен, особенно в руках. |

| | |объем движений в |Мышечная гипотония |

| | |конечностях, особенно в |проявляется разгибательной|

| | |руках. |позой. |

| |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута, |

| |руки |пытается подтянутся к |сопротивление разгибанию |

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.