Н.В. Ялымова
Ранняя диагностика детских церебральных
параличей
Термином «детские церебральные параличи (ДЦП)» объединяются
синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах
онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и
выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи,
парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с
изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками,
расстройствами чувствительности.
ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако
развитие аномальной нервной системы на определенных этапах может
сопровождаться присоединением новых патологических симптомов. Частота ДЦП
составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся.
Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в
основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий.
Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период
беременности и родов. Из пренатальных факторов риска поражения нервной
системы следует отметить отклонения в состоянии здоровья матери и
акушерском анамнезе. К ним относятся конституциональные нарушения,
соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки,
повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия осложнения
предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией
нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе 18
и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и семейное положение
женщин, иммунологическая несовместимость матери и плода, переношенная
беременность, многоплодная беременность, низкая масса тела ребенка при
рождении. Вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными
лекарственных препаратов, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы,
угроза выкидыша, маточные кровотечения.
К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и
внутричерепная родовая травма.
Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются
на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная
коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств
движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых
формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных
случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка. Особо
важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических
симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из
«группы риска» следует осматривать каждые 2-3 недели, критически оценивая
имеющиеся нарушения.
«Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах:
1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;
2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант
индивидуального развития;
3. Нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или,
наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению.
К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при
обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный
тонус, тонические рефлекторные реакции, безусловные рефлексы, реакции
выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.
Таблица 1
Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.
Первый период (до 1 месяца)
|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |
|симптомы | | |
|Поза и |На спине |Характерна флексорная |Повышение мышечного тонуса|
|мышечный| |симметричная поза. Голова |(поза эмбриона). При |
|тонус | |иногда слегка разогнута. |пассивных движениях |
| | |Спонтанная двигательная |ощущается повышенное |
| | |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и|
| | |в ногах. При пассивных |сгибанию конечностей. |
| | |движениях флексорная |При мышечной гипотонии |
| | |гипертония преодолевается |ребенок лежит с |
| | |без особого труда. |разогнутыми во всех |
| | | |суставах конечностями |
| | | |(поза лягушки). |
| |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и|
| |руки |полусогнуты, ноги слегка |не подтягивается вслед за |
| | |согнуты и отведены |руками и туловищем. При |
| | | |гемипарезе пораженная рука|
| | | |разогнута больше здоровой.|
| |На животе |Не резко выраженная |Отрицательный защитный |
| | |флексорная поза. Руки под |рефлекс. При мышечной |
| | |грудной клеткой. Голова |гипотонии конечности |
| | |повернута в сторону |разогнуты. |
| | |(защитный рефлекс). Ноги | |
| | |совершают попеременные | |
| | |альтернирующие движения. | |
|Поза и |Горизонтал|Рефлекс Ландау |При удержании ребенка в |
|мышечный|ьное и |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз |
|тонус |вертикальн|на опору, ребенок |отмечается выраженное |
| |ое |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей |
| |подвешиван|на полусогнутых во всех |степени ног. Голова |
| |ие |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной |
| | |полную стопу. В |гипотонии голова, руки и |
| | |вертикальном положении |ноги свисают как плети. |
| | |контроль головы слабый. |Поставленный на опору, |
| | | |ребенок резко разгибает |
| | | |ноги, иногда запрокидывает|
| | | |голову. Если мышечный |
| | | |тонус снижен, опорная |
| | | |реакция отсутствует или |
| | | |ослаблена. |
|Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев) |АШТ рефлекс вызывает |
|лабиринтный |не выражен |асимметрию мышечного |
|рефлексы | |тонуса и позы |
|Безусловные |Поисковый, сосательный, |Чаще угнетены, могут быть |
|рефлексы |хоботковый, рефлекс |усилены, особенно рефлекс |
| |Бабкина, хватательный, |Моро. |
| |Моро, автоматической | |
| |ходьбы, защитный, ползания,| |
| |Галанта, Переса — | |
| |вызываются после | |
| |кратковременного латентного| |
| |периода, симметричны. | |
|Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не |
|и равновесия |положении на животе делает |формируется лабиринтный |
| |попытки поднять голову. |установочный рефлекс на |
| |Реакции равновесия еще не |голову. |
| |формируются. | |
|Голосовые реакции |Ребенок издает отдельные |Крик тихий слабый или |
| |гласные звуки, крик |пронзительный, болезненный|
| |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса |
| |выразительности. |на лице. |
|Эмоциональные и |Слуховое и зрительное |К концу 1 месяца нет |
|психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового |
| |3 недели жизни |сосредоточения, выражение |
| | |лица не довольное. |
Таблица 2
Второй период (1-3 месяца)
|Поза и |На спине |Уменьшение мышечного |Нарастает гипертония мышц |
|мышечный | |тонуса в сгибателях. |флексоров или экстензоров.|
|тонус | |Флексорная поза |Объем активных движений |
| | |сохраняется, нарастает |снижен, особенно в руках. |
| | |объем движений в |Мышечная гипотония |
| | |конечностях, особенно в |проявляется разгибательной|
| | |руках. |позой. |
| |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута, |
| |руки |пытается подтянутся к |сопротивление разгибанию |
Страницы: 1, 2, 3, 4