Рефераты. Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля и методы составления тестовых заданий; их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения

Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля и методы составления тестовых заданий; их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения

План:

1. Введение.

2. Понятие о психологии научения, личности.

3. Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.

4. Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при

обучении студентов зубоврачебного отделения.

Введение.

В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат

формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни

научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности,

направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских

психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его

достижения. Особенно это касается психического развития - целостного

изменения личности, ее взглядов, чувств, способностей.

Эффективность научения проявляется в усиленной деятельности

индивидуума. Однако, некоторые виды поведения, приобретенные в особом

состоянии сознания, могут на проявляться в состоянии активного

бодрствования. Наоборот, если научение протекало при нормальном уровне

сознания, то приобретенный навык может быть нарушен при особых

эмоциональных состояниях . Так стресс экзамена может буквально парализовать

умственную деятельность некоторых студентов. Однако, в состоянии повышенной

активации некоторые действуют с максимальной эффективностью (эффект

аудитории).

Итак, научение - процесс и результат формирования индивидуального

опыта. Один из типов приобретенного поведения, т.е. поведения, в котором

наступили относительно стойкие изменения.

Психодиагностика применяется в обучении как практическая и

теоретическая дисциплина.

Психодиагностика - это средство развития и средство получения

информации. Информацию можно получить о первоначальном уровне знаний

учащихся, о происшедших переменах . На основании полученной информации

прогнозируется дальнейшее изменение уровня обучения.

Совершенно недопустимы фактические ошибки при составлении тестов

(путаница в именах, датах, названиях, формулировках, цифрах, цитатах,

описаниях, оценках, выгодах и т.п.). Так, опытный лектор рассказал однажды

такую историю: "Когда я только начинал выступать с лекциями, со мной

произошел тяжелый случай. Во время лекции я привел цитату: " Кто не ищет

дружбы с ближним, тот себе заклятый враг!" и сказал, что эти слова

принадлежат поэту Низами. Я был почему-то уверен, что это Низами, а не

другой поэт. В зале с места поднялся солидный пожилой гражданин и гром ко

сказал: "Стыдно, молодой человек, не знать таких вещей! Разве эти слова

принадлежат Низами?" Я растерялся. Что делать? А гражданин посмотрел на

меня с открытым презрением, огорченно махнул рукой и вышел из зала. С тех

пор прошло более двадцати лет, а мне до сих пор стыдно. Одно дело

перепутать Низами с Шота Руставели в беседе с приятелем, другое дело - во

время публичной лекции. Теперь перед каждой лекцией я твержу себе: "Помни о

Низами". Всегда самым тщательным образом проверяю факты и если в чем-нибудь

не уверен - обязательно разберусь по первоисточникам".

Данный пример в полной мере относится и к аккуратности при составлении

тестов.

Фразовая определенность предполагает такое построение отдельной фразы

(суждения), при котором совершенно ясно для тестируемого обозначены как

предметы мысли, так и связи между ними. Это требование наиболее часто

приходится применять по отношению к содержанию понятий, основным

аргументам, выводам, особо важным и трудным для понимания положениям,

главным тезисам теста и т.д. Для достижения такой определенности логика

рекомендует пользоваться приемами определения и деления понятий,

разъяснениями смысла слов, указаниями, описаниями, характеристиками,

сравнениями, расчленениями целого на части, обозначениями каждого элемента

суждения словом и т.д. Набор средств здесь весьма широк и разнообразен,

однако при решении вопроса о выгоде того или иного средства составитель

тесов должен опираться также и на знания психологии своих учащихся и

учитывать значимость той или иной мысли в общей структуре содержания теста.

Так, например, тесты на познавательные процессы наиболее эффективны в

их индивидуальном применении и при хорошей подготовке исследователя.

При тестировании на сравнение понятий в анализе учитывается то,

насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и

различия понятий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщения, свидетельствует

о смене психологических операций, переходе от наглядных форм мышления к

словесно-логическому обобщению.

Методика выделения существенных признаков используется для

исследования особенностей мышления, способности дифференцировать

существенные признаки предметов или явлений от несущественных,

второстепенных.

По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или

иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Методика "исключения лишнего" имеет цель исследовать способности

учащегося к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные

признаки.

В современном психолого-педагогическом понимании тест - это

стандартизированная методика исследования, в основе которой лежит

специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих

объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе

использования статистических методов. Испытывая большую потребность в

дидактических тестах, педагоги пытаются создать собственные, так называемые

неформальные тесты для своих конкретных целей и групп.

Неформальный дидактический тест - метод педагогической диагностики,

создается педагогом с целью максимально объективно зафиксировать результаты

планируемого им процесса обучения в своей группе и использовать его в своей

педагогической практики.

Общая структура тестового задания.

ТN = + + + +

Где: И - инструкция - указания о том, что испытуемый должен сделать, каким

образом.

З - задание на деятельность - вопрос.

ВО - варианты ответа - служат для выбора учащимся.

ЧСО - число существенных операций тестового задания - служит для

преподавателя (выявление количества правильных ответов),

учащемуся для ориентира.

Э - эталон для точного определения преподавателем усвоением учащимся.

Структуры разноуровневых тестовых заданий.

Тест I уровня. Содержит в явном виде все компоненты задачи. Учащийся

должен дать заключение об их совместимости.

= + +

Где: З - задача

Ц - цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий

(Д), определенной ситуации (С).

Тесты I уровня усвоения состоят из заданий:

1). На опознание - вид тестового задания наиболее точно определяет

естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Задание

должно тестировать только один фрагмент знаний, а вопрос формулироваться

таким образом, что можно было дать недвусмысленный ответ.

Пример:

|Можно ли использовать серебряную амальгаму в качестве постоянной |

|пломбы для |1 ? |

|Ответы: |Да |

| |Нет. |

|Эталон: |2 |Р = 1 |

Где: Р - решение.

2). На различие - выполнение заданий осуществляется в условиях, когда

"помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны,

затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контрастируют с ним. Все

дистракторы содержат элемент правильного ответа. В этих заданиях из списка

возможных решений (3-6) предлагается выбрать одно или несколько.

Пример:

| Назначение стоматологического зеркала |

|Ответы: |1.Фиксация губ, языка. |

| |2.Медикаментозная обработка. |

| |3.Удаление зубного налета. |

| |4.Фиксация пальцев врача. |

|Эталон: |1 |Р = 4 |

(Выбор нескольких

правильных ответов)

|Применение 3% р-ра хлорамина: |

|Ответы: |1.Стерилизация зеркала. |

| |2.Дезинфекция плевательниц. |

| |3.Обработка рук (перчаток). |

| |4.Борьба с туберкулезной инфекцией. |

|Эталон: |1,2 |Р = 4 |

3). На классификацию - дальнейшее развитие многократного опознания и

различия.

Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами

двух списков. Выявляется подробная фактическая информация. Число правильных

ответов равно числу сопоставлений и числу существенных операций тестового

задания.

Тестовое задание с классификацией с одинаковыми списками элементов.

|Установите соответствие: |

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.