Рефераты. Пропедевтика внутренних болезней

Пропедевтика внутренних болезней

Челябинская Государственная

Медицинская Академия

кафедра

пропедевтики внутренних болезней

Реферат

выполнил: Журавлев Евгений,

студент 305 группы

Челябинск, 2002

1 . ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАГНОСТИКИ . КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК .

Для успешного лечения необходимы правильное распознавание болезни

и её причины ,

определение особенностей организма больного и течения

заболевания , знание действия различных лечебных средств.

Учение о методах распознавания болезней носит название

диагностики . Диагностика -раздел медицинской науки ,

излагающий методы исследования для распознавания заболевания и

состояния больного с целью назначения необходимого лечения

и профилактических мер . Термином « диагностика » обозначают

весь процесс исследования больного , наблюдения и рассуждения врача

для определения болезни и состояния больного . Диагностика как

наука изучает анатомо- физиологические особенности человека и связи

его с окружающей средой .

Диагноз - краткое врачебное заключение о сущности заболевания и

состоянии больного , выраженное в терминах современной медицинской

науки ; различают diagnosis morbi - обозначение болезни по принятой

классификации и diagnosis aergroti - определение индивидуальных

особенностей организма больного . Распознавание болезни основывается

на исследовании больного и изучении проявлений , или симптомов

, заболевания . Итогом диагностического исследования больного

является определение диагноза болезни.

Диагностика как научная дисциплина состоит из 3 основных разделов

: 1 ) изучение методов наблюдения и исследования больного -

врачебная диагностика ; 2 ) изучение диагностического значения

симптомов болезни - семиология ; 3) изучение особенностей мышления

при распознавании заболевания - методика диагноза .

В основе современных медицинских знаний о заболеваниях человека ,

методах распознавания и способах борьбы с ними лежит опыт ,

накопленный тысячелетиями. Научные представления о болезнях и

диагностика как научная дисциплина развивались вместе с биологией и

др. науками , поэтому история диагностики является частью общей

истории медицины. Состояние и развитие учения о болезнях и

распознавании их тесно связаны с уровнем философии каждой эпохи и

конкретными знаниями природы.

В период первобытной медицины простые и наглядные проявления

болезней – переломы и ранения , рвота и понос , ощущение боли и

жара - являлись основами диагностики. Распознавание заболеваний

основывалось на простейших приёмах исследования , которые

применялись без плана и методики и подробного изучения

симптоматологии заболеваний .

В Др. Египте и Индии обращали внимание на температуру тела,

использовали выслушивание и ощупывание , в Китае развилось учение

о пульсе. Др. Грецию считают родоначальницей научной клинической

медицины.

Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на тщательном

наблюдении у постели больного, путём сравнения со здоровым или

предшествующим состоянием больного , иногда применяли воздействие на

больного для определения реакций или симптомов. Для диагностики

применялись некоторые инструменты ( зонд для исследования матки ).

Гиппократ выслушивал хрипы и шум трения плевры ; ощупывал печень

и селезёнку.

Гиппократ придавал значение оценке общего состояния больного .

Распознавание заболевания основывалось на понимании целостности

человеческого организма. В состав диагноза входило определение

стадии или периода заболевания , выяснение происхождения .

Гиппократ - основоположник диагностики , которая базировалась на

общих принципах , составляющих ценность для современной клиники; он

создал метод диагностического исследования мышления , охватывающий

все проявления заболевания человека в его последовательном развитии;

создал богатую клиническую казуистику и симптоматологию как связь

симптомов с периодами заболевания , как звенья в течении

болезни , зависящей от совокупности различных условий.

Гиппократ сознавал все трудности деятельности врача , он считал

необходимым содействие общества в осуществлении задач практической

медицины .

С зпохой Возрождения появились новые диагностические методы. Введение

Парацельсом методов химического и физического исследования .

В 18- 19 вв. в клинику вводятся новые ценные методы исследования

.В 1758 г предложена термометрия .1761г. – Ауэрбрунгер изобрёл

перкуссию . 1819 г. – изобретение стетоскопа и разработка метода

аускультации Лаэннеком . Разработка методов систематического опроса

– анамнеза ( Мудров , Захарьин , Остроумов ) и методической пальпации

органов брюшной полости Образцовым , а также клиническая оценка

термометрии Траубе.

До начала 20 в. основными способами клинического исследования

больных были наблюдение и физическое исследование тела путём

ощупывания , выслушивания , измерения температуры тела , взвешивания .

Наряду с разработкой основных клинических методов диагностического

исследования практическая медицина обогощалась новыми дополнительными

( лабораторными и инструментальными ) диагностическими методиками .

Большую роль в развитиии диагностики сыграло открытие Х – лучей .

Зйнтховен применил струйный гальванометр , положил начало

электрокардиографии и фонокардиографии . 1907 г. – Пирке ввёл кожную

аллергическую робу для диагностики туберкулёза . Ридер разработал

методику рентгенологического исследования ЖКТ . 1869 г. – Видаль и

Сикард предложили реакцию агглютинациии при брюшном тифе .

Шиллинг ввёл метод дифференциаьного подсчета лейкоцитов ;

Бернацкий обосновал диагностическое значение РОЭ , Аринкин - метод

стернальной пункции для прижизненного изучения костного мозга .

Зимницкий ввел метод функциональной диагностики почек ; Салли

–сфигмометрию ; Пашон – осцилометрию , франк – запись звуков сердца

; Кастельянос - ангиокардиографию ; затем были применены

баллистокардиография , лапароскопия . Широко применяется метод

биопсии , пункция лимфоузлов , печени ,селезёнки .

Только с развитием биологии и смежных наук появилась возможность

подробного изучения заболеваний человека . При изучении заболеваний

с научной позиции были выделены новые заболевания : Сиденгам

описал скарлатину ; Вьесанс - митральный порок ; Бургав – опухоли

средостения . Боткин описал острый инфекционный гепатит , Образцов

и Стражеско - клинику тромбоза венечных артерий . В настоящее

время известно 10 000юолезней , 8 000 нозологических терминов , 1600

синдромов .

В настоящее время важное значение в диагностике приобрели методы

биохимического исследования крови , мочи , выделений организма ,

мочеотделения , обмена веществ ; широкое применение находят

рентгеновские лучи . Методы электрофизиологии служат целями

диагностики болезней сердца и мозга . Для диагностики применяют

меченые атомы.

2 . РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧНЫХ В РАЗВИТИИ ДИАГНОСТИКИ И

ТЕРАПИИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ .

Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии

внутренних болезней внесли отечественные клиницисты Мудров ,

Захарьин , Боткин , Остроумов , Образцов , Стражеско , Кончаловский ,

Ланг .

Мудров М. Я. ( 1776 – 1831 ) –создатель русской терапевтической школы

. Рассматривал болезнь как результат воздействия на организм

неблагоприятных условий окружающей среды . Впервые ввёл в клинику

опрос больного , основав анамнестичесий метод , разработал схему

клинического исследования и ведения истории болезни . Впервые в

России были организованы практические занятия для студентов в

клинике , созданы специальные кабинеты , лаборатории , музей . В

области общей терапии руководстовался индивидуализацией её и

призывал лечить не болезнь , а больного , придавая значение не

только лечению , но гигиене .

Захарьин Г. А. (1829 –1897 ) - разработал анамнестический метод в

диагностике заболеваний , позволявший в сочетании с физическими

исследованиями и лабораторными данными проводить индивидуальную

диагностику морфологических и функциональных изменений в органах .

Разработал вопросы диагностики туберкулёза и его классификации ,

описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях

внутренних органов . Внедрил в практику кумысолечение , лечение

минеральными водами .

Боткин С. П . ( 1832 –1889 ) - создал физиологическое направление в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.