Челябинская Государственная
Медицинская Академия
кафедра
пропедевтики внутренних болезней
Реферат
выполнил: Журавлев Евгений,
студент 305 группы
Челябинск, 2002
1 . ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАГНОСТИКИ . КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК .
Для успешного лечения необходимы правильное распознавание болезни
и её причины ,
определение особенностей организма больного и течения
заболевания , знание действия различных лечебных средств.
Учение о методах распознавания болезней носит название
диагностики . Диагностика -раздел медицинской науки ,
излагающий методы исследования для распознавания заболевания и
состояния больного с целью назначения необходимого лечения
и профилактических мер . Термином « диагностика » обозначают
весь процесс исследования больного , наблюдения и рассуждения врача
для определения болезни и состояния больного . Диагностика как
наука изучает анатомо- физиологические особенности человека и связи
его с окружающей средой .
Диагноз - краткое врачебное заключение о сущности заболевания и
состоянии больного , выраженное в терминах современной медицинской
науки ; различают diagnosis morbi - обозначение болезни по принятой
классификации и diagnosis aergroti - определение индивидуальных
особенностей организма больного . Распознавание болезни основывается
на исследовании больного и изучении проявлений , или симптомов
, заболевания . Итогом диагностического исследования больного
является определение диагноза болезни.
Диагностика как научная дисциплина состоит из 3 основных разделов
: 1 ) изучение методов наблюдения и исследования больного -
врачебная диагностика ; 2 ) изучение диагностического значения
симптомов болезни - семиология ; 3) изучение особенностей мышления
при распознавании заболевания - методика диагноза .
В основе современных медицинских знаний о заболеваниях человека ,
методах распознавания и способах борьбы с ними лежит опыт ,
накопленный тысячелетиями. Научные представления о болезнях и
диагностика как научная дисциплина развивались вместе с биологией и
др. науками , поэтому история диагностики является частью общей
истории медицины. Состояние и развитие учения о болезнях и
распознавании их тесно связаны с уровнем философии каждой эпохи и
конкретными знаниями природы.
В период первобытной медицины простые и наглядные проявления
болезней – переломы и ранения , рвота и понос , ощущение боли и
жара - являлись основами диагностики. Распознавание заболеваний
основывалось на простейших приёмах исследования , которые
применялись без плана и методики и подробного изучения
симптоматологии заболеваний .
В Др. Египте и Индии обращали внимание на температуру тела,
использовали выслушивание и ощупывание , в Китае развилось учение
о пульсе. Др. Грецию считают родоначальницей научной клинической
медицины.
Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на тщательном
наблюдении у постели больного, путём сравнения со здоровым или
предшествующим состоянием больного , иногда применяли воздействие на
больного для определения реакций или симптомов. Для диагностики
применялись некоторые инструменты ( зонд для исследования матки ).
Гиппократ выслушивал хрипы и шум трения плевры ; ощупывал печень
и селезёнку.
Гиппократ придавал значение оценке общего состояния больного .
Распознавание заболевания основывалось на понимании целостности
человеческого организма. В состав диагноза входило определение
стадии или периода заболевания , выяснение происхождения .
Гиппократ - основоположник диагностики , которая базировалась на
общих принципах , составляющих ценность для современной клиники; он
создал метод диагностического исследования мышления , охватывающий
все проявления заболевания человека в его последовательном развитии;
создал богатую клиническую казуистику и симптоматологию как связь
симптомов с периодами заболевания , как звенья в течении
болезни , зависящей от совокупности различных условий.
Гиппократ сознавал все трудности деятельности врача , он считал
необходимым содействие общества в осуществлении задач практической
медицины .
С зпохой Возрождения появились новые диагностические методы. Введение
Парацельсом методов химического и физического исследования .
В 18- 19 вв. в клинику вводятся новые ценные методы исследования
.В 1758 г предложена термометрия .1761г. – Ауэрбрунгер изобрёл
перкуссию . 1819 г. – изобретение стетоскопа и разработка метода
аускультации Лаэннеком . Разработка методов систематического опроса
– анамнеза ( Мудров , Захарьин , Остроумов ) и методической пальпации
органов брюшной полости Образцовым , а также клиническая оценка
термометрии Траубе.
До начала 20 в. основными способами клинического исследования
больных были наблюдение и физическое исследование тела путём
ощупывания , выслушивания , измерения температуры тела , взвешивания .
Наряду с разработкой основных клинических методов диагностического
исследования практическая медицина обогощалась новыми дополнительными
( лабораторными и инструментальными ) диагностическими методиками .
Большую роль в развитиии диагностики сыграло открытие Х – лучей .
Зйнтховен применил струйный гальванометр , положил начало
электрокардиографии и фонокардиографии . 1907 г. – Пирке ввёл кожную
аллергическую робу для диагностики туберкулёза . Ридер разработал
методику рентгенологического исследования ЖКТ . 1869 г. – Видаль и
Сикард предложили реакцию агглютинациии при брюшном тифе .
Шиллинг ввёл метод дифференциаьного подсчета лейкоцитов ;
Бернацкий обосновал диагностическое значение РОЭ , Аринкин - метод
стернальной пункции для прижизненного изучения костного мозга .
Зимницкий ввел метод функциональной диагностики почек ; Салли
–сфигмометрию ; Пашон – осцилометрию , франк – запись звуков сердца
; Кастельянос - ангиокардиографию ; затем были применены
баллистокардиография , лапароскопия . Широко применяется метод
биопсии , пункция лимфоузлов , печени ,селезёнки .
Только с развитием биологии и смежных наук появилась возможность
подробного изучения заболеваний человека . При изучении заболеваний
с научной позиции были выделены новые заболевания : Сиденгам
описал скарлатину ; Вьесанс - митральный порок ; Бургав – опухоли
средостения . Боткин описал острый инфекционный гепатит , Образцов
и Стражеско - клинику тромбоза венечных артерий . В настоящее
время известно 10 000юолезней , 8 000 нозологических терминов , 1600
синдромов .
В настоящее время важное значение в диагностике приобрели методы
биохимического исследования крови , мочи , выделений организма ,
мочеотделения , обмена веществ ; широкое применение находят
рентгеновские лучи . Методы электрофизиологии служат целями
диагностики болезней сердца и мозга . Для диагностики применяют
меченые атомы.
2 . РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧНЫХ В РАЗВИТИИ ДИАГНОСТИКИ И
ТЕРАПИИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ .
Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии
внутренних болезней внесли отечественные клиницисты Мудров ,
Захарьин , Боткин , Остроумов , Образцов , Стражеско , Кончаловский ,
Ланг .
Мудров М. Я. ( 1776 – 1831 ) –создатель русской терапевтической школы
. Рассматривал болезнь как результат воздействия на организм
неблагоприятных условий окружающей среды . Впервые ввёл в клинику
опрос больного , основав анамнестичесий метод , разработал схему
клинического исследования и ведения истории болезни . Впервые в
России были организованы практические занятия для студентов в
клинике , созданы специальные кабинеты , лаборатории , музей . В
области общей терапии руководстовался индивидуализацией её и
призывал лечить не болезнь , а больного , придавая значение не
только лечению , но гигиене .
Захарьин Г. А. (1829 –1897 ) - разработал анамнестический метод в
диагностике заболеваний , позволявший в сочетании с физическими
исследованиями и лабораторными данными проводить индивидуальную
диагностику морфологических и функциональных изменений в органах .
Разработал вопросы диагностики туберкулёза и его классификации ,
описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях
внутренних органов . Внедрил в практику кумысолечение , лечение
минеральными водами .
Боткин С. П . ( 1832 –1889 ) - создал физиологическое направление в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5