Рефераты. Профессиональная мораль

Профессиональная мораль

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа по биоэтике

Тема: «Профессиональная мораль»

Исполнитель:

студентка

факультета

ВСО, 187 гр.

Баринова Ю.Ю.

Проверила:

Кичатова Е.Ю.

Сызрань 2000 год

План:

1. Деонтологические основы медицины.

2. Профессиональная мораль врачей

3. Общие обязанности врача

4. Взаимоотношения врача и пациента

5. Деонтология в деятельности среднего медицинского персонала

6. Медицинская сестра и больной

7. Международный кодекс медицинской этики.

Деонтологические основы медицины.

Нравы и обычаи людей начали формироваться еще в доисторические времена.

Они служили как бы основными правилами, регулирующими отношения между

людьми. И хотя представления их о добре и зле многократно изменялись от

народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречило друг другу,

тем не менее они способствовали формированию общечеловеческих ценностей,

которые в течение веков выкристаллизировались в высокогуманные принципы. Не

все они являются однозначными для различных государств, особенно тех,

которые отличаются по своему социальному устройству. И тем не менее между

ними находятся такие, которые являются приемлемыми для каждого человека.

Есть и в медицине такие обязательные правила, сформулированные еще во

времена Гиппократа, дожившие до наших дней. И их можно назвать вечными

истинами. Особый вклад в медицинскую нравственность внес английский

правовед И.Бентам, активная деятельность которого приходится на рубеж между

XVIII и XIX веками. Его "правила" должных отношений врача к больному, а

также отношений врача к врачу, названные деонтологией, не утратили своей

значимости и в наши дни, как в России, так и во всех зарубежных странах.

Труд врача является весьма сложным. Недаром А.П. Чехов в письме к

А.С.Суворову писал: "У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог

никому этого... Те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают

только у врачей'. Работа врача весьма нервная, и недаром при обследовании

состояния их здоровья в начале 70-х годов было установлено. что неврозами

они страдают в два раза больше, чем инженеры.

По зарубежным данным, врачи от кардиосклероза умирают в два раза чаще,

чем другие специалисты. И это не от того, что они предрасположены к

указанной болезни, это результат их напряженной работы с психологической

точки зрения. Такова их участь заботиться о больных, не уделяя должного

внимания своему здоровью. Недаром еще в XVII веке известный голландский

врач Николаас ван Тульпа, который одновременно был бургомистром г.

Амстердама, в результате своей напряженной врачебной работы высказал мысль,

которая стала для врачей неумирающим афоризмом - 'Светя другим, сгораю

caм."(Allis inserviend consumora).

Ныне нравы людей в значительной степени упростились и теперь в

медицинских учреждениях можно увидеть врачей и средних медицинских

работников в затертых джинсах, плохо выбритых, не причесанных, без

галстуков, в мятых халатах и т.д. Конечно, мода распространяется и на

медицинских работников, но в таких случаях они не являются носителями

санитарно-гигиенической культуры, не несут ее в народ, не влияют на их

сознание. В затертых джинсах можно, конечно, ходить во дворе, сходить в

магазин и на стадион, но в медицинских учреждениях врачи должны быть

носителями самой высокой культуры, примером опрятности, вежливости,

интеллигентности и высокой нравственности.

Нормальными этическими отношениями между врачами можно считать лишь

такие, когда между ними существует подлинное взаимоуважение. Это означает,

что каждый врач должен уважать своих коллег и не подрывать их авторитет. От

этого во многом зависит в большинстве случаев успех лечения больных. Ведь

если один врач дискредитирует своих товарищей по профессии, рассказывает

пациентам о неправильных их действиях в процессе лечения, то тем самым он

создает такую обстановку, когда больной теряет веру к своему врачу, что

отражается на его здоровье. Это вызывает у больных и ятрогенные

заболевания, которые часто протекают очень тяжело и в значительной степени

отражаются на соматическом состоянии человека. Ведь согласно народной

мудрости "если врачу не веришь, болезни не одолеешь".

Конечно, в жизни бывают такие случаи, когда врач, который начинает

лечение больного, что-то делает не так. Может быть, не совсем удачно

назначает лекарства и когда по каким-то причинам, но чаще всего в связи с

консультацией у более высококвалифицированного специалиста, другой врач

замечает это, то его задача заключается в том, чтобы исправить допущенные

ошибки в предельно корректной форме. В таких случаях врач не должен

выставлять своего предшественника, первым начавшим лечение, как неуча,

ничего не понимающего в медицине, а внести при этом необходимые изменения.

К сожалению, нередко врачи нарушают данное этическое правило и своих

менее квалифицированных коллег пытаются представить в предельно

неприглядном виде, как несведущих в лечении данной болезни. Особенно такое

поведение врачей практикуется в тех странах, где существует частная

практика и из-за погони за большим количеством пациентов, а следовательно и

за получением более значительных гонораров, один врач дискредитирует

другого. Но подобного рода случаи отмечаются и в нашей действительности,

где вся основная медицинская помощь осуществляется врачами государственных

медицинских учреждений. В таких случаях нарушение элементарных этических

норм объясняется эгоистическим поведением таких врачей, жаждущих в какой-то

степени возвыситься над своими товарищами и тем самым создать себе больший

авторитет.

С подобным явлением в медицинской практике истинные врачи уже давно ведут

борьбу. Известный русский ученый С П. Боткин еще в прошлом веке по данному

вопросу писал: "Каждая наша диагностика есть в сущности только гипотеза, то

более, то менее вероятная гипотеза, и мы не можем отказаться от построения

ее. каким бы запутанным ни был данный случай". Исходя из этого, он считал,

что к каждому врачу нужно относиться с уважением. Распознавание болезни -

сложный вопрос, и поэтому ошибаться может каждый врач, и нужно к нему

относиться с уважением. А если он и ошибся, то без оскорблений его ему

нужно помочь.

Однако отношения между врачами не ограничиваются лишь указанными

примерами. Весьма важны их отношения не только при подобных ситуациях, а в

их повседневной работе. Нормальным этическим состоянием врачебного

коллектива должна быть единая целеустремленность, постоянное взаимоуважение

друг к другу. Только в таких случаях может сохраняться высокий авторитет

каждого врача и вместе с тем всего коллектива. Если же кто-либо из

врачебного коллектива ради своего престижа будет клеветать на своих коллег,

распространять слухи об их низкой квалификации, то не может быть

элементарного этического порядка в таком коллективе.

Неправильным остается на протяжении длительного периода времени

неправильное поведение врачей, отрицательно влияющее на психологическое

состояние больного, когда приглашенный на консультацию врач, после осмотра

больного, в его присутствии отвергает ранее поставленный диагноз. Желая

показать свою большую осведомленность, эрудицию и знания перед другими

врачами и больными, он совершенно не думает о том, какое смятение он вносит

в душу больного, который начинает в возбужденном состоянии осознавать свою

"новую" болезнь со всеми ее угрозами и последствиями, что ни в коей мере не

способствует улучшению общего состояния больного. В принципе случаи могут

быть, когда врач-консультант действительно может поставить другой, истинный

диагноз, Но это должно быть сделано более тактично в кабинете врача без

присутствия больного. В таких условиях врач-консультант может не только

высказать свое предположение о диагнозе, но и убедить лечащих врачей в

этом, одновременно ответив и на их возражения, если они имеются. Врачи же

позже в спокойной обстановке без излишнего возбуждения больного могли бы

рассказать ему, в чем заключаются его страдания. Нельзя сказать, что эта

обыденная истина неизвестна врачам. Здесь "работают" другие факторы. Либо

врач некритически относится к своим действиям, либо он "опьянен" своим

превосходством над другими врачами и пытается показать себя во всем своем

величии. В подобном случае слово врача-консультанта носит явно негативную

реакцию. Оно не мобилизует больного на выздоровление, а наоборот, вносит в

процесс выздоровления деструктивную реакцию через психологическое волнение.

Аналогичное положение возникает в том случае, когда консультант не отменяет

диагноз, а также в присутствии больного ту же болезнь называет по-иному,

другим синонимом, неизвестным больному. Так, вместо ранее установленного

диагноза - неврастения - консультант может назвать ту же болезнь

гипостенией, гиперастенией, вегетоневрозом и т.д. Такие поправки или

уточнения вполне закономерны, однако не в присутствии больного. То же самое

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.