Рефераты. Other (Потребление алкоголя как потребность)

В связи с урбанизацией и научно-технической революцией резко

изменились условия существования современного человека по сравнению с его

далекими и не очень далекими предками. Неизмеримо возросло количество

людских контактов, в значительной части ставших поверхностными,

опосредованными техническими устройствами.

Массовые средства информации, особенно визуальные, в отличие от

письменно-печатной и устной коммуникации не дают человеку возможность

регулировать скорость передачи и восприятия информации, не позволяют

синхронизировать поступление информации и ее осмысление, не оставляют место

диалогу. По сути дела диалог умер. А ведь именно эта форма коммуникации

издавна служила единению людей. Теперь эти функции диалога перешли к

средства массовой информации, которые мешают непосредственному

взаимодействию людей, разобщают их. Разобщает людей и материальная

независимость, и убыль потребности в коллективном противостоянии внешним

силам, бытовым и бытийным опасностям, которые испокон веков создавали

основу для общения.

В обыденной жизни остается все меньше потребности в единении людей, в

упрочнении чувства локтя. Общение людей все меньше затрагивает глубинные

свойства личности. Все это приводит к разрыхлению связей между отдельными

людьми и их сообществами, порождает чувство одиночества. Алкоголь же

способен иллюзорно компенсировать недостаток подлинного общения.

Ослабление индивидуальных связей, нарастание одиночества происходит в

мире на фоне централизации власти, сопровождается структурализацией

современной жизни. Это - конвейер или просто монотонная работа - у

одиноких, жестокий распорядок дня у других. Для многих возникает

необходимость играть определенную роль, вступающую часто в противоречия с

личностными свойствами человека. Эти и другие условия приводят к

вынужденному подавлению эмоциональности, сопровождаются осуждением

спонтанности, а тем более импульсивности, которые всегда служили средством

самовыражения, способом эмоциональной разрядки, находились у истоков

всякого творчества. Алкоголь способен создать иллюзию, будто разрываются

цепи условностей, высвобождаются все эти процессы, возникает ощущение

«полета духа», столь необходимое каждому человеку.

На протяжении нескольких последних десятилетий перемены жизни

совершались значительно быстрее, нежели изменение психологии, сознания

людей, формировавшихся тысячелетиями в условиях патриархальных форм труда и

быта. Возможно, что на протяжении тысячелетий в процессе смены поколений

происходил отбор психологических типов, соответствующих патриархально-

общинным формам существования со сравнительно низким ритмом жизни, с

немногочисленными, но глубоко личными, соседскими контактами на фоне

решения конкретных, часто витальных задач, ремесленного труда, дающего

простор для повседневного творчества.

В последние десятилетия процессы, давно запущенные цивилизацией,

вероятно, достигли критического уровня, пришли в противоречие с природой

большой части людей. И поэтому живущие ныне люди устают от скученности и

спешки, от множественного, но поверхностного общения, информационных

перегрузок, чрезмерной стандартизации. Адаптивные возможности многих людей

при этом оказываются исчерпанными, затрудняя их социализацию.

Заботы, прежде наполнявшие жизнь, утратили витальное значение, понятия

«быт» и «бытие» все больше расходятся. Создается «экзистенциальный вакуум»,

заполняемый комплексом негативных явлений. Одно из них - рост пьянства.

Огрубляя, можно сказать, что потребление алкоголя является мерой

неблагополучия социальной среды. Составляющие этого неблагополучия могут

быть разными: бедность, униженное положение одних и ответственность

социального статуса других, товарный дефицит для одних и дефицит времени

при изобилии товаров для других.

Естественно, что сходная мера неблагополучия у разных людей не

означает равенства потребляемого алкоголя, тут существует индивидуальная

избирательность. Эта избирательность помимо социальных факторов обусловлена

психологическими особенностями людей, их личностными и биологическими

свойствами. Много усилий потрачено на то, чтобы нарисовать обобщенный

психологический портрет пьяницы или алкоголика, выявить типологию

личностей, склонных к злоупотреблению алкоголем. Но сделать это не удалось.

Выявлены только самые общие черты, предрасполагающие к употреблению

алкоголя. Это - непереносимость житейских затруднений, провоцирующих

раздражительность или пониженное настроение. Это - чувство неполноценности,

неуверенность в себе, незрелость личности, проявляющаяся в эгоцентризме,

потребности внешнего поощрения, нереалистичности планов. Это, наконец,

примитивность, обусловленная исходной интеллектуальной недостаточностью или

пороками воспитания и образования. Все это может вызвать затруднения

социализации и, следовательно, потребность в алкоголе, как в способе

адаптации.

Реализация этой потребности зависит от многих обстоятельств, но

основным является микросоциум, его установки и обычаи в решении конфликтных

ситуаций. Вот тут-то и могут сыграть роковую роль питейные традиции

общества, экономическая состоятельность и цены на спиртные напитки, их

соотношение с ценами на другие продукты и товары, т.е. вся совокупность

элементов алкогольной ситуации, которая регулирует потребление. Иначе

говоря, потребность общества в алкоголе - величина переменная, интегрально

отражающая многие социально-психологические условия. И это базисная

данность алкогольной ситуации. Но это не значит, что существуют факторы, в

частности, политические, которые могут сдвигать реализацию потребности в ту

или другую сторону.

Возвращаясь к главной мысли, нужно повторить, что потребление алкоголя

служит индикатором неблагополучия, слабости адаптационных механизмов

личности или общества. Правда, этот «индикатор» не остается нейтральным в

отношении микро- и макросоциума. Он сам выступает как мощный деградационный

фактор. Но здесь хотелось бы подчеркнуть именно индикаторную роль алкоголя.

Однако простое сопоставление литров выпиваемого алкоголя с

«килограммами» неблагополучия было бы неверным. Хотя бы потому, что в

разных странах и регионах это неблагополучие выступает в разных формах, а

алкоголь в качестве их иллюзорного эквивалента универсален.

Уже отмечалось, что в некоторых странах Африки стоимость спиртных

напитков сравнима с высокой стоимостью воды. В развитых же

капиталистических странах цена крепкого спиртного сопоставима по стоимости

с парой обуви. У нас бутылка водки во много раз дешевле пары обуви, что

делает водку более доступной. Иначе говоря, тысяча рублей, истраченная на

спиртное, у нас скорее доставит положительные эмоции, чем при покупке

обуви, одежды.

Учитывая все это, приходится сказать, что вероятно существует некий

уровень потребления алкоголя, который, скрепя сердце, можно назвать

«оптимальным». Такой уровень потребления определяется равновесием между

негативными последствиями алкоголизации и социально-психологическим

неблагополучием в стране, провоцирующим алкогольную потребность.

Очевидно, что быстрое (почти на 25% в год) снижение продажи алкоголя

во время компании нарушило этот «оптимум». Такой эксперимент привел к

грустным последствиям: резкому росту самогоноварения и токсикомании.

Увеличилось потребление эйфоризирующих веществ. И хотя 11тыс. отравившихся

«химией» в 1987г. меньше, чем за 38,5 тыс. погибших от отравления алкоголем

в 1984 г., такая динамика не может удовлетворить.

Вероятно, пришло время научно определить оптимальный уровень

потребления алкоголя для страны в целом и отдельных ее регионов, исходя из

конкретных условий. Для этого на одну чашу весов нужно положить смертность

от алкогольного травматизма и отравлений, алкогольные психозы, преступность

на почве алкоголя, самогоноварение, токсикоманию, нелегальную продажу

алкоголя и наркотиков. При этом необходимо учесть число лиц, занятых

однообразным ручным трудом, имеющих плохие жилищные условия, низкие

заработки и другие показатели неблагополучия социальной среды,

актуализирующие потребность в алкоголе.

Задача определения оптимума состоит в том, чтобы свести к минимуму

груз на чаше, оперируя не только общим количеством производимого алкоголя,

но и ассортиментом напитков, а также и их ценой, которая должна

определяться не «на глазок», а в соотношении с ценами на другие товары и их

доступностью. Задача по сути дела, сводится к построению многомерной модели

для всей страны и отдельных регионов.

Сомнительно, чтобы сейчас нашлись в стране заинтересованные силы и

свободные средства для такой научной разработки. Скорее можно ожидать

вмешательство политики для нейтрализации некоторых алкогольных проблем. Но

и при этом необходимо учитывать, что значительная часть потребляемого в

государстве алкоголя «обслуживает» потребностную сферу населения. А поэтому

невозможно планировать как быстрое снижение потребления, так и скорое

разрешение алкогольных проблем. На этот раз необходима длительная и

кропотливая работа.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.