холодными в отношении реальной опасности, других эмоциональных воздействий
извне, не относящихся к сфере фобии. Они были склонны объяснять такую
двойственную структуру аффективной сферы больных особенностями вегетативной
нервной системы (преобладание парасимпатической системы при фобиях). Вряд
ли такое понимание может быть признано удовлетворительным и достаточным. По-
видимому, к этому правильнее подойти с позиции учения о фазовых состояниях
и парабиозе.
Эмоциональные состояния. Изменение эмоционального состояния
обнаруживается также при душевных заболеваниях, например, при психозе,
называемом циклофренией, иначе при маниакально-депрессивном психозе
характерна обычная смена двух фаз.
В одной – маниакальной фазе – обнаруживается картина возбуждения,
повышенного настроения, радостного, так называемого эйфорического, с
ускорением психического темпа, с увеличением подвижности, говорливостью,
поверхностностью и отвлекаемостью мышления. При крайних выражениях
маниакального состояния обнаруживается резчайшее общепсихическое
возбуждение, двигательное неистовство, бессвязность речи и мышления.
Другая, противоположная фаза, представляет меланхолическое или депрессивное
состояние. Распространенным проявлением при заболевании психозами и
неврозами являются реакции и состояния страха и тревоги, гнева и тоски.
Страх может вызываться повышением тонуса симпатической нервной системы и
вызывать его. Это проявляется расширением зрачков, сухостью во рту,
учащением пульса, спазмом периферических сосудов, скудным клейким холодным
(«симпатическим») потом. Представляя пассивно-оборонительную реакцию, страх
в моторной сфере проявляется не только возбуждением, бегством от пугающего
объекта, но и возникающей при более сильной степени страха иммобилизацией
(акинез) – «рефлекс мнимой смерти».
Отличают беспредметный и беспричинный страх или тревогу от страха,
вызываемого определенными, сознаваемыми субъектом причинами. Наконец, страх
может существовать наряду с сознанием его необоснованности или даже
нелепости, как навязчивое явление, как фобия.
При интенсивных реакциях и состояниях страха, гнева и тоски резко
изменяется психическая деятельность, могут обнаруживаться сужение сознания,
нарушение логики мыслей и действий, бессмысленные разрушительные акты,
расстройство ориентировки с последующей, чаще распространяющейся и на
период аффекта, амнезией. Говорят и об аффекте радости и горя. Первый
сопровождается психомоторной активацией, второй – резким торможением
психических и психомоторных процессов.
Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или
связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или
процессами. Основными контрастными эмоциональными отношениями являются:
любовь, привязанность, страсть, с одной стороны, и вражда, неприязнь,
ненависть – с другой.
Эмоциональные отношения имеют динамику, они возникают, достигают иногда
величайшей напряженности и постепенно угасают или критически разрешаются
или разрушаются. Так, любовь, начиная с интереса и симпатии, может перейти
в страстное увлечение, может далее улечься в русло спокойной и прочной
привязанности, может закончиться охлаждением или даже перейти в неприязнь и
враждебность.
Медицинское значение эмоциональных отношений многообразно: они могут
быть источником тягостных патогенных переживаний. Так, разочарование в
уважаемом лице, измена или утрата любимого сопровождается большим
эмоциональным напряжением, превращением эмоционального отношения в
противоположное, например, любви – в ненависть, уважения – в презрение.
Состояние патологического аффекта, связанное обычно с эмоциональным,
порой патологическим отношением, например, при убийстве из ревности,
представляет своеобразное сложное эмоциональное отношение, сплав любви
(страсти), деспотизма, эгоцентризма и неуверенности.
Недоверчивое, завистливое, враждебное отношение к людям может перерасти
в процессе патологического развития в бред преследования, представляющий
эмоционально-интеллектуальное образование паранойяльного типа при
относительной сохранности личности и интеллекта.
Эмоциональное отношение может стать источником болезненных состояний.
Но оно может быть и проявлением заболевания. Так, нарастающая
подозрительность представляет проявление измененных болезнью отношений
личности и черт ее характера.
Болезнь может привести к изменению отношений. Нарастающее равнодушие,
безразличие к людям, которые до этого были близки и дороги, равнодушие к
своим обязанностям в ряде случаев возникает в болезни.
В разработке вопроса об эмоциях больного важнейшее место занимают
клинические наблюдения и амнестический метод. Могут быть полезны и
некоторые методики экспериментально-психологического исследования. В
изучении эмоций большое значение и распространение получили исследования:
1) мимических и пантомимических реакций, 2) вегетативно-соматических
реакций, 3) моторных и интеллектуальных действий, 4) исследование
биохимических изменений, 5) исследование деятельности мозга в связи с
различными эмоциональными состояниями.
Эмоции в формировании характера и его дефектов. Эмоциональные реакции
проходят, но оставляют след в форме их условнорефлекторной временной связи
с ситуацией, в которой они возникли. Неоднократное повторение реакций
упрочивает этот след как склонность к выявлению определенного вида эмоций.
Повторная эмоциональная реакция страха создает пугливость и робость как
компонент характера. Повторный гнев ведет к образованию таких черт
характера как гневливость, раздражительность, которые при слабости нервной
системы и беспрепятственном удовлетворении желаний создают нередко более
сложную черту характера – капризность. Гневливость и капризность в
известных условиях, например, ожидания опасности, раздражающей обстановки,
неудовлетворенных претензий, вызывая острые аффекты или длительные
аффективные напряжения, могут приводить к неврозу.
С особенностями характера тесно связан вопрос о причинах возникновения
эмоций и их болезненных проявлениях у человека. Если у животных
эмоциональная реакция определяется биологическим значением воздействующего
фактора и жизненным опытом через механизм корково-подкорковой и вегетативно-
эндокринной системы, то у человека при том же механизме в структуре эмоций
решающая роль принадлежит особенностям психики, личности, сформированным
определенными социально-историческими условиями, воспитанием черт характера
и отношений. Эти собственно человеческие черты коренным образом преобразуют
эмоции, свойственные животным, и определяют возникновение новых одному
человеку присущих эмоций, связанных с идеологией, моралью, эстетическими
потребностями, общественной жизнью, трудом.
Особенности характера и связанных с ними эмоциональных отношений могут
становиться источником патологических эмоций.
В профилактике различных заболеваний и в психогигиене большое значение
имеют воспитание эмоций, регулирование эмоциональной сферы личности,
обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом, волей,
укрепление самообладания.
Бред. Мышление и эмоции.
Эмоции могут стимулировать мыслительный процесс; могут и тормозить его,
а также существенно изменять в некоторых случаях содержательную сторону и
продукт мыслительного процесса. Глубокая заинтересованность, связанная с
положительной эмоцией, повышает активность мысли, устойчивость
мыслительного процесса, сосредоточенность на стоящей задаче.
Вместе с тем, иногда чрезмерная увлеченность занятием, которое не
должно стать главным, а тем более единственным в жизни и деятельности
ребенка и взрослого, может тормозить мысль, предметом которой являются
другие, более важные для человека вопросы и задачи. Поэтому важно
дисциплинировать мышление, используя положительные эмоции, но не давая
эмоциям овладеть мышлением в ущерб основным задачам, вопреки воле, желаниям
и намерениям человека. Это приходится иметь в виду при воспитании детей
невропатов и психопатов.
Сильные эмоции как отрицательные, так и положительные, могут оказать
отрицательное влияние на мышление, непосредственно связанное с тем, что эту
эмоцию вызвало. Нередко, например, чувство любви мешает любящему объективно
оценить поступки, личность любимого. Эмоция может затормозить течение
ассоциативного процесса, особенно у страдающих неврозом. Аффективные
отрицательные влияния на структуру мышления особенно сказываются у многих
больных, в первую очередь страдающими неврозами и психопатиями. При лечении
этих больных врач часто должен считать одной из важнейших своих задач
помочь больному освободить мышление от чрезмерного, патологического
подчинения эмоциям.
При ряде психических заболеваний, протекающих с нарушениями в
аффективной сфере, особенно выражено изменение мышления под влиянием
патологически усиленных эмоций – патологических аффектов. Нарушается
течение мыслительных процессов при патологически сниженном настроении.
Направленность мышления. О направленности мышления можно говорить в
двух планах, тесно между собой связанных. Можно говорить о направленности
мышления, как об устойчивой характеристике его, определяемой особенностями
личности, ее интересами и потребностями. У человека могут быть наиболее
устойчивым предметом его мыслей узкие личные интересы или общественные
интересы.
С другой стороны можно говорить о направленности отдельного
мыслительного процесса, о движении его в направлении, определенном
поставленной задачей. Особенно, у больных мышление может отвлекаться, уходя
в направлении более или менее случайно возникших ассоциаций или в сторону
более привычных или важных для человека объектов, не относящихся к
поставленной задаче.
В форме бредового, патологически извращенного, расходящегося с
действительностью мышления развиваются мысли при паранойе. При наличии
бредовой идеи (бред изобретательства, бред преследования) у больных нередко
остается относительно сохраненным мышление в областях, не относящихся к их
бредовой идее, не находящихся под влиянием единой доминирующей у больного
эмоции. Резкое и своеобразное снижение направленности мышления и его
активности бывает при поражении лобных долей.
Психология и теория медицины. Поскольку психика человека это не только
продукт биологического, но и общественно-исторического развития, в медицине
необходим учет роли психики, а также углубленное изучение личности
человека, его жизненного опыта, взаимоотношения с окружающими и
формирующими личность общественно обусловленными обстоятельствами.
Огромное развитие у нас получила физиология высшей нервной
деятельности, на нее опирается как на свою естественнонаучную основу
психология вообще и в частности медицинская психология. И.П.Павлов хорошо
понимал значение психологии для врача, и особенно для психиатра, он
указывал, что «…психиатру непременно необходимо быть психологом, хотя бы
эмпирическим. Я бы сказал так: тогда он будет в более выгодном положении,
чем наши психиатры, вооруженные условными рефлексами, но без психологии
эмпирической». Однако развитие физиологии высшей нервной деятельности
человека происходило односторонне, вследствие ее недостаточной связи с
психологией и особенно медицинской психологией, тесно связанной с
проблемами естествознания. Сближение физиологии высшей нервной деятельности
с психологией на общей и единой философской основе диалектического
материализма должно содействовать наиболее полному и всестороннему познанию
человека. И.М.Сеченов говорил, что его «всегда страшно удивляло во время
студенчества отсутствие психологии в медицинских школах». В конце жизни он
писал, что мечтал написать медицинскую психологию как свою лебединую песню.
Материалистический монизм в понимании психофизической проблемы требует
изучения не только тела, но и психики, и именно медицина является той
областью, в которой это двуединое изучение может быть успешным. Значение
медицинской психологии здесь весьма велико.
Развитие представляет сущность диалектики. Развитие человека, как
известно. Социально и исторически обусловлено. Общественно-историческими
условиями определяется индивидуальная психика человека и ее физиологическая
основа.
Важным моментом диалектико-материалестического исследования является
изучение развития психики. Медицинская психология в соответствии с этим
должна освещать вопросы соотношения нормального и патологического развития
мозга и психики, эволюции и инволюции болезненного процесса и его
проявлений в психике.
Литература:
-Лебединский М.С., Мясищев В.Н. «Введение в медицинскую психологию»
Ленинград, изд. «Медицина», 1966г.
-Гельгорн Э., Луфборроу Д. «Эмоции и эмоциональные расстройства» 1966г.
-Суханов С.А. «Патологические характеры» 1972г.
Страницы: 1, 2