Рефераты. Норма и патология в медицинской психике

холодными в отношении реальной опасности, других эмоциональных воздействий

извне, не относящихся к сфере фобии. Они были склонны объяснять такую

двойственную структуру аффективной сферы больных особенностями вегетативной

нервной системы (преобладание парасимпатической системы при фобиях). Вряд

ли такое понимание может быть признано удовлетворительным и достаточным. По-

видимому, к этому правильнее подойти с позиции учения о фазовых состояниях

и парабиозе.

Эмоциональные состояния. Изменение эмоционального состояния

обнаруживается также при душевных заболеваниях, например, при психозе,

называемом циклофренией, иначе при маниакально-депрессивном психозе

характерна обычная смена двух фаз.

В одной – маниакальной фазе – обнаруживается картина возбуждения,

повышенного настроения, радостного, так называемого эйфорического, с

ускорением психического темпа, с увеличением подвижности, говорливостью,

поверхностностью и отвлекаемостью мышления. При крайних выражениях

маниакального состояния обнаруживается резчайшее общепсихическое

возбуждение, двигательное неистовство, бессвязность речи и мышления.

Другая, противоположная фаза, представляет меланхолическое или депрессивное

состояние. Распространенным проявлением при заболевании психозами и

неврозами являются реакции и состояния страха и тревоги, гнева и тоски.

Страх может вызываться повышением тонуса симпатической нервной системы и

вызывать его. Это проявляется расширением зрачков, сухостью во рту,

учащением пульса, спазмом периферических сосудов, скудным клейким холодным

(«симпатическим») потом. Представляя пассивно-оборонительную реакцию, страх

в моторной сфере проявляется не только возбуждением, бегством от пугающего

объекта, но и возникающей при более сильной степени страха иммобилизацией

(акинез) – «рефлекс мнимой смерти».

Отличают беспредметный и беспричинный страх или тревогу от страха,

вызываемого определенными, сознаваемыми субъектом причинами. Наконец, страх

может существовать наряду с сознанием его необоснованности или даже

нелепости, как навязчивое явление, как фобия.

При интенсивных реакциях и состояниях страха, гнева и тоски резко

изменяется психическая деятельность, могут обнаруживаться сужение сознания,

нарушение логики мыслей и действий, бессмысленные разрушительные акты,

расстройство ориентировки с последующей, чаще распространяющейся и на

период аффекта, амнезией. Говорят и об аффекте радости и горя. Первый

сопровождается психомоторной активацией, второй – резким торможением

психических и психомоторных процессов.

Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или

связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или

процессами. Основными контрастными эмоциональными отношениями являются:

любовь, привязанность, страсть, с одной стороны, и вражда, неприязнь,

ненависть – с другой.

Эмоциональные отношения имеют динамику, они возникают, достигают иногда

величайшей напряженности и постепенно угасают или критически разрешаются

или разрушаются. Так, любовь, начиная с интереса и симпатии, может перейти

в страстное увлечение, может далее улечься в русло спокойной и прочной

привязанности, может закончиться охлаждением или даже перейти в неприязнь и

враждебность.

Медицинское значение эмоциональных отношений многообразно: они могут

быть источником тягостных патогенных переживаний. Так, разочарование в

уважаемом лице, измена или утрата любимого сопровождается большим

эмоциональным напряжением, превращением эмоционального отношения в

противоположное, например, любви – в ненависть, уважения – в презрение.

Состояние патологического аффекта, связанное обычно с эмоциональным,

порой патологическим отношением, например, при убийстве из ревности,

представляет своеобразное сложное эмоциональное отношение, сплав любви

(страсти), деспотизма, эгоцентризма и неуверенности.

Недоверчивое, завистливое, враждебное отношение к людям может перерасти

в процессе патологического развития в бред преследования, представляющий

эмоционально-интеллектуальное образование паранойяльного типа при

относительной сохранности личности и интеллекта.

Эмоциональное отношение может стать источником болезненных состояний.

Но оно может быть и проявлением заболевания. Так, нарастающая

подозрительность представляет проявление измененных болезнью отношений

личности и черт ее характера.

Болезнь может привести к изменению отношений. Нарастающее равнодушие,

безразличие к людям, которые до этого были близки и дороги, равнодушие к

своим обязанностям в ряде случаев возникает в болезни.

В разработке вопроса об эмоциях больного важнейшее место занимают

клинические наблюдения и амнестический метод. Могут быть полезны и

некоторые методики экспериментально-психологического исследования. В

изучении эмоций большое значение и распространение получили исследования:

1) мимических и пантомимических реакций, 2) вегетативно-соматических

реакций, 3) моторных и интеллектуальных действий, 4) исследование

биохимических изменений, 5) исследование деятельности мозга в связи с

различными эмоциональными состояниями.

Эмоции в формировании характера и его дефектов. Эмоциональные реакции

проходят, но оставляют след в форме их условнорефлекторной временной связи

с ситуацией, в которой они возникли. Неоднократное повторение реакций

упрочивает этот след как склонность к выявлению определенного вида эмоций.

Повторная эмоциональная реакция страха создает пугливость и робость как

компонент характера. Повторный гнев ведет к образованию таких черт

характера как гневливость, раздражительность, которые при слабости нервной

системы и беспрепятственном удовлетворении желаний создают нередко более

сложную черту характера – капризность. Гневливость и капризность в

известных условиях, например, ожидания опасности, раздражающей обстановки,

неудовлетворенных претензий, вызывая острые аффекты или длительные

аффективные напряжения, могут приводить к неврозу.

С особенностями характера тесно связан вопрос о причинах возникновения

эмоций и их болезненных проявлениях у человека. Если у животных

эмоциональная реакция определяется биологическим значением воздействующего

фактора и жизненным опытом через механизм корково-подкорковой и вегетативно-

эндокринной системы, то у человека при том же механизме в структуре эмоций

решающая роль принадлежит особенностям психики, личности, сформированным

определенными социально-историческими условиями, воспитанием черт характера

и отношений. Эти собственно человеческие черты коренным образом преобразуют

эмоции, свойственные животным, и определяют возникновение новых одному

человеку присущих эмоций, связанных с идеологией, моралью, эстетическими

потребностями, общественной жизнью, трудом.

Особенности характера и связанных с ними эмоциональных отношений могут

становиться источником патологических эмоций.

В профилактике различных заболеваний и в психогигиене большое значение

имеют воспитание эмоций, регулирование эмоциональной сферы личности,

обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом, волей,

укрепление самообладания.

Бред. Мышление и эмоции.

Эмоции могут стимулировать мыслительный процесс; могут и тормозить его,

а также существенно изменять в некоторых случаях содержательную сторону и

продукт мыслительного процесса. Глубокая заинтересованность, связанная с

положительной эмоцией, повышает активность мысли, устойчивость

мыслительного процесса, сосредоточенность на стоящей задаче.

Вместе с тем, иногда чрезмерная увлеченность занятием, которое не

должно стать главным, а тем более единственным в жизни и деятельности

ребенка и взрослого, может тормозить мысль, предметом которой являются

другие, более важные для человека вопросы и задачи. Поэтому важно

дисциплинировать мышление, используя положительные эмоции, но не давая

эмоциям овладеть мышлением в ущерб основным задачам, вопреки воле, желаниям

и намерениям человека. Это приходится иметь в виду при воспитании детей

невропатов и психопатов.

Сильные эмоции как отрицательные, так и положительные, могут оказать

отрицательное влияние на мышление, непосредственно связанное с тем, что эту

эмоцию вызвало. Нередко, например, чувство любви мешает любящему объективно

оценить поступки, личность любимого. Эмоция может затормозить течение

ассоциативного процесса, особенно у страдающих неврозом. Аффективные

отрицательные влияния на структуру мышления особенно сказываются у многих

больных, в первую очередь страдающими неврозами и психопатиями. При лечении

этих больных врач часто должен считать одной из важнейших своих задач

помочь больному освободить мышление от чрезмерного, патологического

подчинения эмоциям.

При ряде психических заболеваний, протекающих с нарушениями в

аффективной сфере, особенно выражено изменение мышления под влиянием

патологически усиленных эмоций – патологических аффектов. Нарушается

течение мыслительных процессов при патологически сниженном настроении.

Направленность мышления. О направленности мышления можно говорить в

двух планах, тесно между собой связанных. Можно говорить о направленности

мышления, как об устойчивой характеристике его, определяемой особенностями

личности, ее интересами и потребностями. У человека могут быть наиболее

устойчивым предметом его мыслей узкие личные интересы или общественные

интересы.

С другой стороны можно говорить о направленности отдельного

мыслительного процесса, о движении его в направлении, определенном

поставленной задачей. Особенно, у больных мышление может отвлекаться, уходя

в направлении более или менее случайно возникших ассоциаций или в сторону

более привычных или важных для человека объектов, не относящихся к

поставленной задаче.

В форме бредового, патологически извращенного, расходящегося с

действительностью мышления развиваются мысли при паранойе. При наличии

бредовой идеи (бред изобретательства, бред преследования) у больных нередко

остается относительно сохраненным мышление в областях, не относящихся к их

бредовой идее, не находящихся под влиянием единой доминирующей у больного

эмоции. Резкое и своеобразное снижение направленности мышления и его

активности бывает при поражении лобных долей.

Психология и теория медицины. Поскольку психика человека это не только

продукт биологического, но и общественно-исторического развития, в медицине

необходим учет роли психики, а также углубленное изучение личности

человека, его жизненного опыта, взаимоотношения с окружающими и

формирующими личность общественно обусловленными обстоятельствами.

Огромное развитие у нас получила физиология высшей нервной

деятельности, на нее опирается как на свою естественнонаучную основу

психология вообще и в частности медицинская психология. И.П.Павлов хорошо

понимал значение психологии для врача, и особенно для психиатра, он

указывал, что «…психиатру непременно необходимо быть психологом, хотя бы

эмпирическим. Я бы сказал так: тогда он будет в более выгодном положении,

чем наши психиатры, вооруженные условными рефлексами, но без психологии

эмпирической». Однако развитие физиологии высшей нервной деятельности

человека происходило односторонне, вследствие ее недостаточной связи с

психологией и особенно медицинской психологией, тесно связанной с

проблемами естествознания. Сближение физиологии высшей нервной деятельности

с психологией на общей и единой философской основе диалектического

материализма должно содействовать наиболее полному и всестороннему познанию

человека. И.М.Сеченов говорил, что его «всегда страшно удивляло во время

студенчества отсутствие психологии в медицинских школах». В конце жизни он

писал, что мечтал написать медицинскую психологию как свою лебединую песню.

Материалистический монизм в понимании психофизической проблемы требует

изучения не только тела, но и психики, и именно медицина является той

областью, в которой это двуединое изучение может быть успешным. Значение

медицинской психологии здесь весьма велико.

Развитие представляет сущность диалектики. Развитие человека, как

известно. Социально и исторически обусловлено. Общественно-историческими

условиями определяется индивидуальная психика человека и ее физиологическая

основа.

Важным моментом диалектико-материалестического исследования является

изучение развития психики. Медицинская психология в соответствии с этим

должна освещать вопросы соотношения нормального и патологического развития

мозга и психики, эволюции и инволюции болезненного процесса и его

проявлений в психике.

Литература:

-Лебединский М.С., Мясищев В.Н. «Введение в медицинскую психологию»

Ленинград, изд. «Медицина», 1966г.

-Гельгорн Э., Луфборроу Д. «Эмоции и эмоциональные расстройства» 1966г.

-Суханов С.А. «Патологические характеры» 1972г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.