Рефераты. Неврозы у детей (Конторльная работа)

Неврозы у детей (Конторльная работа)

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения

высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными

непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания

настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами,

переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к

обратному развитию и компенсации.

Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму

клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают,

как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того невротические

расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало

осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.

Эпидемиология. Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм

нервно-психических заболеваний. По данным В.А.Колеговой (1973), основанным

на показателях диспансерного учета в Москве, больные неврозами составляют

23,3% к общему числу детей и подростков (до 17 лет включительно),

находящихся под наблюдением психиатров. Данные отдельных выборочных

эпидемиологических исследований показывают, что истинная распространенность

невротических расстройств в детском возрасте превышает показатели

диспансерного учета в 5-7 раз (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1976).

Согласно исследованиям тех же авторов, невротические расстройства у детей

школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При

этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

Этиология. В этиологии неврозов как психогенных заболеваний основная

причинная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам: острым

шоковым психическим воздействиям, сопровождающимся сильным испугом,

подострым и хроническим психотравмирующим ситуациям (развод родителей,

конфликты в семье, школе, ситуация, связанная с пьянством родителей,

школьная неуспеваемость и т.д.), эмоциональной депривации (т.е. дефициту

положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения,

ободрения и т.п.).

Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют и другие

факторы (внутренние и внешние).

Внутренние факторы:

. Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом

(повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам).

. Невропатические состояния, т.е. комплекс проявлений вегетативной и

эмоциональной неустойчивости.

. Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные

(кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в

пубертатном периоде.

Факторы внешних условий:

. Неправильное воспитание.

. Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

. Трудности школьной адаптации и т.п.

Патогенное влияние психотравмирующих факторов зависит также и от

психологической значимости психотравмирующей ситуации, которая определяется

содержанием значимых травмирующих переживаний в анамнезе (переживания,

вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п.,

случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.). Однако ведущим причинным

фактором является психотравмирующее воздействие.

Патогенез. Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза,

во время которого происходит психологическая переработка личностью

психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательным аффектом (страх,

тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные

психологические механизмы (переключение, подавление и др.) В случаях

относительной силы и стойкости отрицательного аффекта, слабости механизмов

«психологической защиты», наличии способствующих внутренних и внешних

условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной

деятельности в результате установленных И.П.Павловым физиологических

механизмов «перенапряжения нервных процессов и их подвижности».

Последующими нейрофизиологическими исследованиями Н.И.Гращенкова(1964),

П.К.Анохина(1975) показан многоуровневый характер патодинамической

функциональной системы при неврозах, в которой наряду с корковыми

механизмами участвуют механизмы лимбико-ретикулярного комплекса и

гипоталамуса. Важное место в патогенезе неврозов принадлежит биохимическим

сдвигам. Выявлены определенные изменения обмена адреналина, норадреналина,

снижение содержания ДОФА и дофамина в биологических жидкостях вследствие

истощения симпатико-адреналиновой системы при хроническом стрессе у больных

неврозами (Чугунов В.С., Васильев В.Н., 1984) и биохимические сдвиги в

результате нарушений в системе гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников

(Карвасарский Б.Д., 1980).

Систематика. В общей психиатрии в нашей стране основными формами неврозов

считаются неврастения (астенический невроз), истерия (истерический невроз)

и невроз навязчивых состояний. В связи с недостаточностью этих 3-х основных

форм неврозов, а также учитывая номенклатуру неврозов в Международной

статистической классификации болезней, травм и причин смерти (1975) была

предложена (Ковалев В.В., 1976, 1979) рабочая классификация неврозов у

детей и подростков, которая объединяет все основные клинические формы этих

заболеваний в детском и подростковом возрасте. Выделены две подгруппы

неврозов: общие неврозы (психоневрозы), характеризующиеся преобладанием

общеневротических психических и вегетативных расстройств, и системные

неврозы. В первую подгруппу, исходя из ведущего психопатологического

синдрома, включены неврозы страха, истерический невроз, невроз навязчивых

состояний, депрессивный невроз, неврастения и ипохондрический невроз.

Подгруппа системных неврозов объединяет невротические тики, невротическое

заикание, невротический расстройства сна, невротическое отсутствие

аппетита, невротический энурез и энкопрез, а также патологические привычные

действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию,

мастурбацию, трихотилломанию).

Клиническая картина. Проявления неврозов у детей и младших подростков

отличаются большим своеобразием, которое связано с незавершенностью,

рудиментарностью симптоматики, преобладанием соматовегетативных и

двигательных расстройств, слабостью или отсутствием личностного осознания

имеющихся нарушений. Эти особенности объясняют преимущественно

моносимптомный характер невротических расстройств и статистически

достоверное преобладание системных невротических нарушений (Козловская

Г.В., Лебедев С.В., 1976).

Общие неврозы.

Неврозы страха.

Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного

содержания, т.е. предметные страхи, связанные с содержанием

психотравмирующей ситуации и обуславливающие особое сверхценно-боязливое

отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха. Характерно

приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы

страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко

аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями.

Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного

возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые

напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных

родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.) Варианты

неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом,

называют неврозом испуга (Сухарева Г.Е., 1959).

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников,

иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом»,

возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной,

режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения,

уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез

и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза»

склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

Течение неврозов страха, согласно исследованиям Н.С.Жуковской (1973),

может быть кратковременным и затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет).

Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием в клинической картине ранообразных навязчивых

явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и

мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая

их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть.

Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и

действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от

преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий

(обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто

встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста

выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а

также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики

представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания,

наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами,

«шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики),

похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые

движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается

двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

Навязчивые действия складываются из сочетания ряда движений. Действия

навязчивого характера, совершаемые в строго определенной

последовательности, называют ритуалами.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают

навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых

помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны

навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.