Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.
Мечникова.
Кафедра психиатрии и наркологии.
Реферат на тему: Неврозы
Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями. Одни
исследователи исходят из признания детерминированности невротических
феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы,
хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и
возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при
этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих
гомеостаз.
Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в
предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть
выведена из одних лишь психологических механизмов. Сторонники этого
направления считают, что информация соматического характера является
принципиально несущественной для понимания клиники, генеза и терапии
невротических состояний.
Понятие позитивной диагностики неврозов представлено в трудах
В.Н.Мясищева. позитивная диагностика вытекает из признания содержательной
природы категории “психогенного”. Она включает в себя следующие основные
положения:
1. Психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией,
с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно
разрешить ее;
2. Возникновение и течение невроза связаны с патогенной ситуацией и
переживаниями личности, наблюдается определенное соответствие между
динамикой состояний больного и изменениями психотравмирующей ситуации;
3. Клинические проявления невроза по своему содержанию в определенной
степени связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с
основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя
аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний;
4. отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по
отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям по
сравнению с биологическими воздействиями.
Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-
психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо
значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических
клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
Для невроза характерно:
1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;
2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием
содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями
системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;
3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании
эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.
В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение
получают концепции полифакторной этиологии неврозов. Признается единство
биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли
того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные
трудности. Психотравматизация является ведущей причиной невроза, но ее
патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством
других предрасполагающих условий (генетически обусловленная “почва” и
“приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни
человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все
врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь
для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у
здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного
соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и
усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному
результату.
Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также
без психопатических черт характера. Сверхсильный психотравмирующий фактор
может привести к невротическому срыву у любого человека, а характер и форма
его зависят не только от патогенного фактора, но и от индивидуального
предрасположения и особенности данной социальной среды.
Остановимся на преморбидных особенностях больных неврозом. Для
больных неврастенией были характерны повышенная ответственность и
добросовестность, высокая чувствительность к критике. Они отличались
хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности
и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Кроме
того, наблюдались низкие показатели уступчивости при средней степени
выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность
и адаптивность. Сочетание этих характерологических особенностей наряду со
стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности, усилиям в
основных видах деятельности, чаще всего способствовали развитию
психологического конфликта неврастенического типа.
Больные истерией в преморбиде отличались завышенной самооценкой,
эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, низкой
степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью
внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись сочетание выраженной
сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью, причем
потребность в контактах и стремление к лидерству сочетались ос средней
степенью уступчивости и ответственности. Наряду с отдельными чертами
психастенического типа, указанными выше, у ряда больных этой группы в
преморбидном периоде отмечались проявления некоторой шизоидности, которая
выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной
холодностью и трудностью контакта.
В преморбидном периоде больных неврозом навязчивых состояний обращали
на себя внимание прежде всего низкая степень активности, уверенности в
себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной
тревожностью и мнительностью, т.е. черты, свойственные психастеническому
типу. Для части больных характерным было сочетание повышенной
впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке
внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим постоянной
фиксацией больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах,
чему способствовала также склонность их к самовнушению. С учетом высокой
степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к
критике и средней степени способности к избеганию конфликта более вероятной
становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-
фобического типа, чаще в области морально-этических установок больного.
Одним из основных этиологических факторов социальной природы является
неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом
характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания
беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание
существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что
приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности
характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при
безразличном отношении по типу “отвержения”, а также в обстановке грубо-
деспотического подавляющего воспитания.
Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза
навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке
чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и
лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление
противоречивых требований.
Преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются
прежде всего в условиях, когда стимулируется нездоровое стремление к успеху
без реального учета сил и возможностей индивида.
В генезе психогенных расстройств особое место занимает
психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого
обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт
определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями
окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется
существованием противоречивых желаний , тенденций, мотивов и позиций
личности. Разделение психологических конфликтов на внешние и внутренние
носит условный характер, так как нередко они взаимосвязаны. Возможны
следующие конфликтные ситуации: 1. Необходимость выбора в случае одинаково
желаемых целей;
2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;
3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.
Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева, отражает
столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти
продуктивное решение трудностей. Как правило, речь идет о значимых,
доминирующих отношениях личности. Большое клинико-психологическое значение
имеют выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных личностных
конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-
психастенического и неврастенического типов.
Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными
претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием
объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают
превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и
Страницы: 1, 2