Рефераты. Неврозы

Неврозы

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.

Мечникова.

Кафедра психиатрии и наркологии.

Реферат на тему: Неврозы

Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями. Одни

исследователи исходят из признания детерминированности невротических

феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы,

хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и

возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при

этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих

гомеостаз.

Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в

предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть

выведена из одних лишь психологических механизмов. Сторонники этого

направления считают, что информация соматического характера является

принципиально несущественной для понимания клиники, генеза и терапии

невротических состояний.

Понятие позитивной диагностики неврозов представлено в трудах

В.Н.Мясищева. позитивная диагностика вытекает из признания содержательной

природы категории “психогенного”. Она включает в себя следующие основные

положения:

1. Психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией,

с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно

разрешить ее;

2. Возникновение и течение невроза связаны с патогенной ситуацией и

переживаниями личности, наблюдается определенное соответствие между

динамикой состояний больного и изменениями психотравмирующей ситуации;

3. Клинические проявления невроза по своему содержанию в определенной

степени связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с

основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя

аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний;

4. отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по

отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям по

сравнению с биологическими воздействиями.

Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-

психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо

значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических

клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для невроза характерно:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием

содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями

системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании

эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение

получают концепции полифакторной этиологии неврозов. Признается единство

биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли

того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные

трудности. Психотравматизация является ведущей причиной невроза, но ее

патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством

других предрасполагающих условий (генетически обусловленная “почва” и

“приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни

человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все

врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь

для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у

здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного

соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и

усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному

результату.

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также

без психопатических черт характера. Сверхсильный психотравмирующий фактор

может привести к невротическому срыву у любого человека, а характер и форма

его зависят не только от патогенного фактора, но и от индивидуального

предрасположения и особенности данной социальной среды.

Остановимся на преморбидных особенностях больных неврозом. Для

больных неврастенией были характерны повышенная ответственность и

добросовестность, высокая чувствительность к критике. Они отличались

хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности

и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Кроме

того, наблюдались низкие показатели уступчивости при средней степени

выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность

и адаптивность. Сочетание этих характерологических особенностей наряду со

стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности, усилиям в

основных видах деятельности, чаще всего способствовали развитию

психологического конфликта неврастенического типа.

Больные истерией в преморбиде отличались завышенной самооценкой,

эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, низкой

степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью

внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись сочетание выраженной

сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью, причем

потребность в контактах и стремление к лидерству сочетались ос средней

степенью уступчивости и ответственности. Наряду с отдельными чертами

психастенического типа, указанными выше, у ряда больных этой группы в

преморбидном периоде отмечались проявления некоторой шизоидности, которая

выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной

холодностью и трудностью контакта.

В преморбидном периоде больных неврозом навязчивых состояний обращали

на себя внимание прежде всего низкая степень активности, уверенности в

себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной

тревожностью и мнительностью, т.е. черты, свойственные психастеническому

типу. Для части больных характерным было сочетание повышенной

впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке

внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим постоянной

фиксацией больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах,

чему способствовала также склонность их к самовнушению. С учетом высокой

степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к

критике и средней степени способности к избеганию конфликта более вероятной

становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-

фобического типа, чаще в области морально-этических установок больного.

Одним из основных этиологических факторов социальной природы является

неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом

характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания

беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание

существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что

приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности

характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при

безразличном отношении по типу “отвержения”, а также в обстановке грубо-

деспотического подавляющего воспитания.

Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза

навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке

чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и

лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление

противоречивых требований.

Преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются

прежде всего в условиях, когда стимулируется нездоровое стремление к успеху

без реального учета сил и возможностей индивида.

В генезе психогенных расстройств особое место занимает

психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого

обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт

определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями

окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется

существованием противоречивых желаний , тенденций, мотивов и позиций

личности. Разделение психологических конфликтов на внешние и внутренние

носит условный характер, так как нередко они взаимосвязаны. Возможны

следующие конфликтные ситуации: 1. Необходимость выбора в случае одинаково

желаемых целей;

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева, отражает

столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти

продуктивное решение трудностей. Как правило, речь идет о значимых,

доминирующих отношениях личности. Большое клинико-психологическое значение

имеют выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных личностных

конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-

психастенического и неврастенического типов.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными

претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием

объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают

превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.