Рефераты. Морфофункциональная характеристика детского организма в разные периоды жизни

регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное

протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и

взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с

быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь

развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса

жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и

оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней

среды.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание

функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе.

Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать

широкое функциональное объединение различно локализованных структур на

основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в

данный момент (например, функциональная система акта сосания,

функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и

др.).

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно,

сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды

онтогенетического развития.

Сшстемогенез как общая закономерность развития особенно четко

выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное

созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и

для других этапов индивидуального развития.

2.ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

a)Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и

системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки

жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности

функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость

выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами

развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента

рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы,

происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство,

он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями

физического развития, значительными качественными перестройками

функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в

постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей

организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней

средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для

педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением

периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста,

подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный

возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели

системные возрастные особенности.

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и

развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной

периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и

подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая

имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле

человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный—1 — 10 дней;

II грудной возраст—10 дней—1 год;

III раннее детство—1—3 года;

IV первое детства—4—7 лет;

V второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки;

VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет

девочки;

VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков,

расцениваемых как показатели биологического возраста:

[pic]

Таб. 1. Изменение темпов роста детей с возрастом

размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов,

развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную

силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о

критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее

информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма,

которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует

дальнейшей разработки.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими

особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему

обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический

период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени

подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его

характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью

процесса роста детского организма являются его неравномерность и

волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым

замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при

графическом выражении темпа роста организма ребенка (таб. 1).

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в

период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост

ребенка в среднем равен 50 см, то к

[pic]

Рис. 1. Изменение пропорций тела с возрастом

концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более

чем на 50%; масса тела за год утраивается — при рождении ребенка она равна

в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до

периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы

составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина

тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки

несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом

полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково,

а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте де1ушек, и это превышение

роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 1). С периода

новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в

3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в

5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими

конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы

новорожденного составляет */4 длины туловища, у ребенка 2 лет— */5, 6

лет—!/б, 12 лет—1/? и у взрослых — !/8- С возрастом рост головы

замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового

созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела

отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей

конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела:

от 4 до б Лет от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Если в

лредпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в

пубертатном периоде — за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном

совпадают с кривой роста Длины тела. Однако некоторые органы и части тела

имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в

период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду

заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—6% от величины

головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают

интенсивно расти.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост

тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а

замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных

процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным

изменениям, а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При

нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако

периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками имеются

индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния

здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

3.ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ.

a)Позвоночный столб. Основными частями скелета являются скелет туловища,

состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних

конечностей и скелет головы — череп.

Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета,

верхним -концом соединяющегося с черепом, нижним— с костями таза.

Позвоночный столб занимает 40% длины тела. В нем различают следующие

отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной — из 12 позвонков,

поясничный — из 5 позвонков, крестцовый — из 5 позвонков и копчиковый — из

4—5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну

кость — крестец, а копчиковые — в копчик. Позвоночные отверстия всех

позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. К

отросткам позвонков прикрепляются мышцы.

Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща;

они способствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисков

меняется.

[pic]

Рис. 2. Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе ребенка

Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года

жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов

позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется

рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост

поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7—9 лет и в период полового

созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.