Рефераты. Методика самоусовершенствования Цигун

Методика самоусовершенствования Цигун

Чжун Юань цигун. Школа Мастера Сюи Минтана

Ма Цзижень

Перевод с кит. и комментарии М.М. Богачихина

«Китайское учение о жизненной энергии.»

Одна из очень толковых книг по цигун, появившихся на российском рынке.

Рекомендуем её всем, изучающим цигун.

ЗАО издательство ТИМОШКА, 1996.

Глава I

ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ 1

Цигун - древняя китайская лечебная техника. В наше время, с 50-х годов, ее

начали применять в клиниках и добились определенных успехов, она получила

достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется у

разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово

иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные

упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл

термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не

соответствует содержанию. В древности метод называли «ян шэн фа» - «метод

взращивания жизни». В одном докладе о цигун-терапии цигун назвали «методом

закаливания во время отдыха», в другом - «методом психотерапии».

Надо сказать, что в древности словосочетание «ци гун» встречается крайне

редко - говорят, только в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265-

420 гг.), а также - значительно позже - в одной из книг в конце Цинской

династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу

(боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских

гимнастик» 2 говорится: «Цигун - два сказа: один - взращивать ци, второй -

тренировать ци». Однако первое из этих понятий говорит о даосской

саморегуляции (гунфу), второе - о тренировке ушу, к рассматриваемому здесь

цигуну это отношения не имеет. Только существовавший до освобождения (1949)

«ицигун» 3 относится к рассматриваемой модели. В 1934 г. в Китае вышла

книга о лечении чахотки методом цигуна, но внимания она не привлекла.

В 1960 г. директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в

Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали

вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» И было

решено не понимать иероглиф «ци» узко, опираться на практически

вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун - метод и теория

самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь

развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу),

концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и пр.,

можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела,

инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает

оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике

заболеваний, долголетию. Использование цигуна для последней цели и говорит

о методах цигун-терапии.

В «Хуанди нэйцзин» 4 в числе пяти методов лечения: иглоукалывание каменными

иглами, использование лекарств, прижиганий, «девять игл», упоминается «дао

инь ань цяо» 5 - это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов:

выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем повисать, птицей

вытягиваться - содержится описание метода «даоинь». Ныне это называют

статическим и динамическим цигуном. Многие классические медицинские

трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику.

Однако методы, используемые в цигуне, словами передать очень трудно. Кроме

того, и в древности, и сейчас людей, овладевших им, не очень много. В

Цинское время (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь -

литература таинственная, смысл скрытный, многое не прочитаешь, стыдно, но

не усвоить эти методы». Поэтому часто цигун считают священной тайной, смысл

которой понять невозможно. Поэтому в прошлом специалистов по цигуну было

очень мало.

Цигун - часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а

точнее, «метод взращивания жизни») к даосской саморегуляции (гунфу) и

возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в

тайных даосских сектах. Когда во время Восточно-ханьской династии (в начале

нашей эры) в Китай проник буддизм, имевший собственный метод «взращивания

жизни», методика цигуна получила дальнейшее развитие. Считается, что

ответвлений цигуна очень много, в даосизме они разделяются на две группы -

северные и южные, поскольку даосизм раскололся на северный и южный.

Существование цигуна уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо 6 . В

годы «весен и осеней» и «борющихся царств» (VIII- III вв. до н.э.) он уже

получил развитие, и в течение веков на него оказали влияние и даосы, и

конфуцианцы, и различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. О

некоторых методах цигуна пишется в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-

цзы». Это говорит о том, что уже в то время эти методы были известны: при

Цинь (246-207 гг. до н.э.) и в начале Хань (с 206 г.) числилось, например,

с десяток философских школ, и даосизм принадлежал лишь к одной из них.

В самом даосизме тоже было много направлений и не в каждом использовали

цигун. После династий Сун и Юань (X-XIV вв.) существовало два основных

направления. Первое называлось сектой единого (чжэн и пай) или сектой

амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов

и снятия порчи». Второе называлось сектой киновари и котла (дань дин лай)

или сектой плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой

сектой полной истины (цюань чжэнь пай), она имела задачей «плавить киноварь

и добиваться долгой жизни», поэтому говорили о даосском учении золотой

киновари (цзинь дань дао цзяо) 7 . Метод тренировки называли «техникой

внутренней киновари» (нэй дань шу). Распространилась она со времени

династий Сун и Юань (Сун: 960-1279 гг.). Основателем южной школы называют

Чжан Бодуаня, а Ван Чжэ считают основателем северной школы. При династиях

Мин и Цин появились, кроме того, так называемые западная и восточная школы.

Следует иметь в виду, что медицинский цигун и даосская техника внутренней

киновари имеют каждая свои особенности. Однако относиться пренебрежительно

к даосским и конфуцианским гимнастикам, тем более отвергать их не следует,

так как ими накоплен опыт, который можно выборочно использовать.

Автор наблюдал немало хронических больных, начавших заниматься цигуном,

после чего состояние у них стабилизировалось, некоторые выздоровели и

вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом действии цигуна. У тех,

кто после выздоровления продолжал заниматься цигуном, здоровье укрепилось

еще более. Некоторые ослабленные или дряхлые после занятий цигуном укрепили

тело, восстановили жизненные силы, стали более жизнерадостными, что говорит

о профилактическом действии цигуна. Китайская медицина объясняет все это

тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует «плотные» (цзан) и

«полые» (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци 8 успокаивает сердце

9 и дух (шэнь), каналы (цзин и ло, т.е. продольные и поперечные)

прочищаются, здоровье укрепляется, кости становятся более прочными.

Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека

сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление,

скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в рамках биологических процессов

и не ведут к заболеванию. Однако при длительном психическом возбуждении или

при внезапной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей

регулирования психической деятельности, возникает потеря способности

управления работой инь и ян, ци и крови, плотных и полых внутренних

органов, и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том,

что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе

внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.

Так вот, расслабление, вхождение в ,покой 10 , управление дыханием,

отрабатываемым в цигуне, как раз оказывают непосредственное влияние на

центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на

настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в

свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической

деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета

полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения

напряженности симпатической нервной системы. И когда во время тренировок

«входят в покой» и прерывается связь с внешним миром, то это оказывает на

кору головного мозга тормозящее действие, позволяя восстановиться клеткам

коры головного мозга, работа которых из-за избыточного возбуждения стала

сумбурной; кроме того, это может оказать защитное действие при

возникновении вредного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью

управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя

кровообращению, усиливая работоспособность органов. К тому же при

регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает

положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того,

гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы,

относящиеся к вегетативной нервной системе.

В результате такой тренировки и изменений, возникших в организме, головной

мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к

травмирующим действиям семи чувств. А с другой стороны, торможение дыхания

и вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, возникающие при

тренировках, - это форма единой реакции организма, входящего в покой, это

реакция, характеризующаяся низким метаболизмом и накоплением энергии, или

процесс, способствующий подпитке, т.е. биологически это «стабильность

внутренней среды», самый благоприятный момент для процессов, протекающих в

теле человека. Поэтому занятия цигуном могут не только способствовать

сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздейс

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.