Чжун Юань цигун. Школа Мастера Сюи Минтана
Ма Цзижень
Перевод с кит. и комментарии М.М. Богачихина
«Китайское учение о жизненной энергии.»
Одна из очень толковых книг по цигун, появившихся на российском рынке.
Рекомендуем её всем, изучающим цигун.
ЗАО издательство ТИМОШКА, 1996.
Глава I
ПОНЯТИЕ О ЦИГУНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ 1
Цигун - древняя китайская лечебная техника. В наше время, с 50-х годов, ее
начали применять в клиниках и добились определенных успехов, она получила
достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется у
разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово
иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные
упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл
термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не
соответствует содержанию. В древности метод называли «ян шэн фа» - «метод
взращивания жизни». В одном докладе о цигун-терапии цигун назвали «методом
закаливания во время отдыха», в другом - «методом психотерапии».
Надо сказать, что в древности словосочетание «ци гун» встречается крайне
редко - говорят, только в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265-
420 гг.), а также - значительно позже - в одной из книг в конце Цинской
династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу
(боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских
гимнастик» 2 говорится: «Цигун - два сказа: один - взращивать ци, второй -
тренировать ци». Однако первое из этих понятий говорит о даосской
саморегуляции (гунфу), второе - о тренировке ушу, к рассматриваемому здесь
цигуну это отношения не имеет. Только существовавший до освобождения (1949)
«ицигун» 3 относится к рассматриваемой модели. В 1934 г. в Китае вышла
книга о лечении чахотки методом цигуна, но внимания она не привлекла.
В 1960 г. директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в
Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали
вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» И было
решено не понимать иероглиф «ци» узко, опираться на практически
вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун - метод и теория
самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь
развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу),
концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и пр.,
можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела,
инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает
оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике
заболеваний, долголетию. Использование цигуна для последней цели и говорит
о методах цигун-терапии.
В «Хуанди нэйцзин» 4 в числе пяти методов лечения: иглоукалывание каменными
иглами, использование лекарств, прижиганий, «девять игл», упоминается «дао
инь ань цяо» 5 - это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов:
выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем повисать, птицей
вытягиваться - содержится описание метода «даоинь». Ныне это называют
статическим и динамическим цигуном. Многие классические медицинские
трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику.
Однако методы, используемые в цигуне, словами передать очень трудно. Кроме
того, и в древности, и сейчас людей, овладевших им, не очень много. В
Цинское время (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь -
литература таинственная, смысл скрытный, многое не прочитаешь, стыдно, но
не усвоить эти методы». Поэтому часто цигун считают священной тайной, смысл
которой понять невозможно. Поэтому в прошлом специалистов по цигуну было
очень мало.
Цигун - часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а
точнее, «метод взращивания жизни») к даосской саморегуляции (гунфу) и
возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в
тайных даосских сектах. Когда во время Восточно-ханьской династии (в начале
нашей эры) в Китай проник буддизм, имевший собственный метод «взращивания
жизни», методика цигуна получила дальнейшее развитие. Считается, что
ответвлений цигуна очень много, в даосизме они разделяются на две группы -
северные и южные, поскольку даосизм раскололся на северный и южный.
Существование цигуна уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо 6 . В
годы «весен и осеней» и «борющихся царств» (VIII- III вв. до н.э.) он уже
получил развитие, и в течение веков на него оказали влияние и даосы, и
конфуцианцы, и различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. О
некоторых методах цигуна пишется в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-
цзы». Это говорит о том, что уже в то время эти методы были известны: при
Цинь (246-207 гг. до н.э.) и в начале Хань (с 206 г.) числилось, например,
с десяток философских школ, и даосизм принадлежал лишь к одной из них.
В самом даосизме тоже было много направлений и не в каждом использовали
цигун. После династий Сун и Юань (X-XIV вв.) существовало два основных
направления. Первое называлось сектой единого (чжэн и пай) или сектой
амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов
и снятия порчи». Второе называлось сектой киновари и котла (дань дин лай)
или сектой плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой
сектой полной истины (цюань чжэнь пай), она имела задачей «плавить киноварь
и добиваться долгой жизни», поэтому говорили о даосском учении золотой
киновари (цзинь дань дао цзяо) 7 . Метод тренировки называли «техникой
внутренней киновари» (нэй дань шу). Распространилась она со времени
династий Сун и Юань (Сун: 960-1279 гг.). Основателем южной школы называют
Чжан Бодуаня, а Ван Чжэ считают основателем северной школы. При династиях
Мин и Цин появились, кроме того, так называемые западная и восточная школы.
Следует иметь в виду, что медицинский цигун и даосская техника внутренней
киновари имеют каждая свои особенности. Однако относиться пренебрежительно
к даосским и конфуцианским гимнастикам, тем более отвергать их не следует,
так как ими накоплен опыт, который можно выборочно использовать.
Автор наблюдал немало хронических больных, начавших заниматься цигуном,
после чего состояние у них стабилизировалось, некоторые выздоровели и
вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом действии цигуна. У тех,
кто после выздоровления продолжал заниматься цигуном, здоровье укрепилось
еще более. Некоторые ослабленные или дряхлые после занятий цигуном укрепили
тело, восстановили жизненные силы, стали более жизнерадостными, что говорит
о профилактическом действии цигуна. Китайская медицина объясняет все это
тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует «плотные» (цзан) и
«полые» (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци 8 успокаивает сердце
9 и дух (шэнь), каналы (цзин и ло, т.е. продольные и поперечные)
прочищаются, здоровье укрепляется, кости становятся более прочными.
Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека
сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление,
скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в рамках биологических процессов
и не ведут к заболеванию. Однако при длительном психическом возбуждении или
при внезапной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей
регулирования психической деятельности, возникает потеря способности
управления работой инь и ян, ци и крови, плотных и полых внутренних
органов, и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том,
что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе
внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.
Так вот, расслабление, вхождение в ,покой 10 , управление дыханием,
отрабатываемым в цигуне, как раз оказывают непосредственное влияние на
центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на
настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в
свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической
деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета
полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения
напряженности симпатической нервной системы. И когда во время тренировок
«входят в покой» и прерывается связь с внешним миром, то это оказывает на
кору головного мозга тормозящее действие, позволяя восстановиться клеткам
коры головного мозга, работа которых из-за избыточного возбуждения стала
сумбурной; кроме того, это может оказать защитное действие при
возникновении вредного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью
управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя
кровообращению, усиливая работоспособность органов. К тому же при
регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает
положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того,
гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы,
относящиеся к вегетативной нервной системе.
В результате такой тренировки и изменений, возникших в организме, головной
мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к
травмирующим действиям семи чувств. А с другой стороны, торможение дыхания
и вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, возникающие при
тренировках, - это форма единой реакции организма, входящего в покой, это
реакция, характеризующаяся низким метаболизмом и накоплением энергии, или
процесс, способствующий подпитке, т.е. биологически это «стабильность
внутренней среды», самый благоприятный момент для процессов, протекающих в
теле человека. Поэтому занятия цигуном могут не только способствовать
сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздейс
Страницы: 1, 2, 3