Рефераты. Медицина Китая

Медицина Китая

Медицина Китая

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях

опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления

династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и

«Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись

труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа,

жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины,

относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому

самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический

медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских

врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства

врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также

иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие

приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение

наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении

операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства

китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи

семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для

анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-

фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой

труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором

разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской

медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при

жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил

основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось

обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является

опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо

Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по

медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые

служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных

пособий.

Значительное место в китайской медицине всегда занимала превентивная

медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале дошедшего до

нас врачебного наследства Древнего Китая. Так, например, содержанием одного

из диалогов в первой главе книги «Нэй-Цзин» является вопрос о том, как

человек может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические

мероприятия и борьба с паразитами постоянно играли важную роль в китайской

истории. В период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже

было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные

изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы

были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как

считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые

использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем

сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях

профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун-

тоу Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI

веке в некоторых странах Европы и Азии.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины

других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной

медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань

(206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между

Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии

на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская

книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие

языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и

французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался

упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала

отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина

подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в

упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при

гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти

Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло

ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее

китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и

современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в

эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221

гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной

медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией

(Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279

гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных

направлений:

1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).

2. Общая медицина (Цзэ-и).

3. Педиатрия (Хао-фэн-май).

4. Лечение параличей (Фэн-га).

5. Гинекология (Фу-гэ).

6. Офтальмология (Ян-гэ).

7. Стоматология (Гоу-ци).

8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).

9. Ортопедия (Чжен-гу).

10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).

11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура

(Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных

областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология,

ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей

охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве

врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на

Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти

различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая

впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры

китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются

в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).

2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).

3. Банки (Хуа-гуань).

4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).

5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)

(Шуй-лао).

6. Бальнеотерапия (Ю-фа).

7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).

8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).

9. Грязи (Ни-лео).

10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).

11. Массаж (Дуй-на).

12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).

13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)

(Ни-жи).

14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение

во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной

западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).

2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов

(Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого,

центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-

фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и

соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая

человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие

между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты

единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются

китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма

(Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление

неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин,

существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги

«Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха),

определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные

силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет

профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад,

находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь».

Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)».

К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом

учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и

времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений

основывается преимущественно на двух факторах:

1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого

целого.

2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и

природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела

находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого

органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к

другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо),

включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные

сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.