Медицина Китая
В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях
опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления
династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и
«Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись
труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа,
жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины,
относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому
самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический
медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских
врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства
врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также
иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.
При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие
приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение
наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении
операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства
китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи
семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для
анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-
фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой
труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором
разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской
медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при
жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил
основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось
обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.
Другой значительной вехой в истории китайской медицины является
опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо
Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по
медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые
служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных
пособий.
Значительное место в китайской медицине всегда занимала превентивная
медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале дошедшего до
нас врачебного наследства Древнего Китая. Так, например, содержанием одного
из диалогов в первой главе книги «Нэй-Цзин» является вопрос о том, как
человек может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические
мероприятия и борьба с паразитами постоянно играли важную роль в китайской
истории. В период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже
было известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные
изолировались от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы
были проведены впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как
считают на Западе. Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые
использована здесь приблизительно в одиннадцатом столетии, причем
сыворотка, взятая у больных оспой, вводилась здоровым людям в целях
профилактики. Китайская книга «Новая книга о прививках против оспы» (Чжун-
тоу Хин-жу), новаторский труд в области иммунологии, была известна в XVI
веке в некоторых странах Европы и Азии.
И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины
других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной
медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань
(206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между
Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии
на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская
книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие
языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и
французский, и получила широкое распространение в западном мире.
Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался
упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала
отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина
подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в
упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при
гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти
Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло
ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее
китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и
современной западной методик.
Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в
эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221
гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной
медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией
(Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279
гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных
направлений:
1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
2. Общая медицина (Цзэ-и).
3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
4. Лечение параличей (Фэн-га).
5. Гинекология (Фу-гэ).
6. Офтальмология (Ян-гэ).
7. Стоматология (Гоу-ци).
8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
9. Ортопедия (Чжен-гу).
10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
(Чжень-цзю).
В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных
областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология,
ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей
охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве
врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на
Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти
различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая
впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.
Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры
китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются
в соответствии с показаниями в различных областях медицины:
1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
3. Банки (Хуа-гуань).
4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
(Шуй-лао).
6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
9. Грязи (Ни-лео).
10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
11. Массаж (Дуй-на).
12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
(Ни-жи).
14. Надрезы кожи (Га-чжи).
Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение
во врачебной практике и по возможности совершенствуются.
В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной
западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:
1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов
(Бинь-чжэн)*.
Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого,
центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-
фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и
соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая
человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие
между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты
единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются
китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма
(Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление
неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин,
существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги
«Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха),
определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».
А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные
силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».
При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет
профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад,
находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь».
Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)».
К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом
учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и
времени года.
Целостный подход к анализу явлений
Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений
основывается преимущественно на двух факторах:
1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого
целого.
2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и
природой.
Человеческое тело как органически единое целое
Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела
находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого
органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к
другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо),
включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные
сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во
Страницы: 1, 2, 3, 4