окружены внутренней средой - спинномозговой жидкостью, проникающей во все
щели и полости мозга и играющей роль тканевой среды, через которую
происходит обмен между тканями мозга и кровеносными сосудами.
Вся нервная система в целом и ее функционально-различные отделы
работают по принципу рефлекса. Строение и функции нервной системы
определяются качеством и разнообразием раздражителей внешней среды,
окружающей человека, и ответной его деятельностью; соответственно этому
различают разнообразные виды воспринимающих раздражение механизмов -
анализаторов. Анализатор состоит из рецепторов - специфических окончаний
чувствительного нерва, центростремительного проводника и соответственного
участка коры головного мозга - высшего центра восприятия, где полученное
внешнее раздражение превращается в ощущение. К периферическим окончаниям
анализаторов прежде всего относятся органы чувств: глаз, ухо, органы
обоняния в полости носа, органы вкуса в полости рта, рецепторы кожи,
воспринимающие механические, температурные и болевые раздражения.
Ответная деятельность организма в рефлексах выражается в движении
мышц, в секреции всех видов желез, в регуляции обменных химических
процессов в тканях и клетках.
Отделы центральной нервной системы представляют собой систему
этажей, надстроенных один над другим, из которых каждый нижележащий
подчинен вышележащий. Следовательно, центральная нервная система состоит
из спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга и больших
полушарий головного мозга. Непосредственную связь с органами и тканями
через нервы имеют спинной, продолговатый и средний мозг, остальные отделы -
промежуточный мозг, мозжечок, большие подкорковые узлы мозга и кора
полушарий - осуществляют координирование деятельности органов и тканей
через посредство нижележащих отделов мозга.
Деятельность центральной нервной системы выражается в безусловных
и условных рефлексах. Первые представляются врожденными, постоянными,
установившимися в процессе исторического развития организма. Условные
рефлексы представляют систему временных связей, приобретаемых в течении
индивидуальной жизни. Они осуществляются функцией коры полушарий головного
мозга, обеспечивают связь организма с внешней средой и лежат в основе
высшей нервной деятельности.
Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга
и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития
нервной - интеллектуальной - деятельности у человека служит наличие, кроме
первой сигнальной системы - системы условнорефлекторных связей,
сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из
внешней и внутренней среды, еще второй сигнальной системы, заключающейся в
восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие
раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления,
свойственного лишь человеку.
Но к сожалению это не только большой плюс, но и большой минус
человечества. Цивилизация настолько облегчила жизнь человеку, что все его,
в прошлом естественные, навыки приобрели характер чего-то выдающегося.
Появившиеся машины, поезда и самолеты бесспорно облегчили возможность
передвижения, но и отняли у человека возможность передвигаться естественным
путем (летать). Все больше и больше людей сейчас борются за здоровый образ
жизни, ведь физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические
силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических
упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют
человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни.
Такие виды спорта как бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание,
гребля не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что позволяет
с большой долей вероятности избежать многих заболеваний в будущем. Можно
заниматься любым видом спорта только в целях активного отдыха, развлечения
и укрепления здоровья и не ставить перед собой задачи достижения высоких
результатов и участия в соревнованиях. Физкультура бывает также лечебной,
то есть применяется с лечебными и профилактическими целями. Одна из
особенностей лечебной физкультуры - непосредственное активное участие
самого больного в процессе своего лечения; он сам проделывает назначенные
врачом физические упражнения, сам контролирует правильность их выполнения.
Лечебная физкультура применяется в различных формах: гигиеническая
гимнастика; лечебная гимнастика; подвижные игры; различные формы ходьбы,
спортивные развлечения.
Гигиеническая гимнастика - комплекс физических упражнений,
оказывающий общеукрепляющее воздействие на организм.
Лечебная гимнастика - комплекс физических упражнений, назначаемых
больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не
только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию, но и
обязательно из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. В
зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и
методика их проведения различны.
У больных с недостаточностью кровообращения лечебная физкультура
помимо общеукрепляющего воздействия, имеет целью облегчение работы сердца,
борьбу с явлениями сердечной слабости, укрепление сердечной мышцы и
приспособление ее к постепенно возрастающей нагрузке, восстановление
нормального кровообращения и улучшения обмена веществ. При нарушении
кровообращения после инфаркта миокарда специальные физические упражнения
вначале ограничиваются движениями пальцев кистей рук и стоп,
перемежающимися с дыхательными упражнениями.
При заболевании органов дыхания лечебная физкультура способствует
ликвидации или уменьшению проявлений дыхательной недостаточности путем
развития подвижности грудной клетки и увеличения жизненной емкости легких.
В результате занятий исчезают застойные явления в легких, улучшается
газообмен в тканях, восстанавливается полное глубокое дыхание. Для больных
туберкулезом легких назначается лечебная физкультура в виде утренней
гигиенической гимнастики с целью общего воздействия на организм и
устранения отдельных проявлений болезни.
Лечебная физкультура является одним из средств профилактики и
лечения заболеваний пищеварительного аппарата, особенно функциональных:
нарушение двигательной функции желудка и кишок, кровообращение в брюшной
полости, секреторной функции желудка а так же опущения внутренностей.
Правильно проводимые физические упражнения восстанавливают функции желудка
и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение
внутренних органов, предотвращают дальнейшее смещение внутренностей, а в
незапущенных случаях даже восстанавливают анатомическое положение.
Широко применяется лечебная физкультура при лечении некоторых
гинекологических заболеваний.
Опорно-двигательный аппарат испытывает непосредственное и
наибольшее воздействие физических упражнений; суставы при отсутствии
движений теряют свои функции, подвижность. Корригирующая гимнастика,
назначаемая при искривлениях позвоночника, преследует цели исправить
искривление, а так же укрепить мышцы, окружающие позвоночник. Занятия
лечебной физкультурой проводятся методистами или мед.сестрами.
Наиболее широко в практике лечебной работы с детьми применяются
игры. Игры как форма лечебной физкультуры характеризуются ярко выраженным
интересом к действиям: наличие интереса вынуждает играющего производить
движения и действия, от которых он обычно отказывается, мотивируя
нежеланием или болезненностью.
Спортивные развлечения - прогулки пешком, верхом, на лыжах, на
велосипеде и другие (применяемые главным образом в домах отдыха и
санаториях) должны быть строго дозированы в зависимости от состояния
здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в
которых они проводятся.
Противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:
1. Общее тяжелое состояние больного.
2. Опасность внутреннего кровотечения.
3. Нестерпимая боль при выполнении физических упражнений.
К сожалению лечебная физкультура практически не используется при
заболеваниях органов мочевыделения. Используется только общеукрепляющая
лечебная гимнастика, так как пиэлонефрит (от греческого pyelos - лоханка и
nefros - почка) - это воспаление почечных лоханок, осложненное воспалением
почек вследствие проникновения возбудителей воспалительного процесса из
почечной лоханки в ткань почки. Воспаление почечных лоханок возникает в
результате проникновения микробов в полость почечной лоханки. Наиболее
частыми возбудителями пиэлита являются кишечная палочка, стафилококки и
стрептококки. Хроническое течение болезни чаще всего зависит от
специфической причины, поддерживающей воспалительное явление. Частые боли в
поясничной области не дают возможности заниматься физической культурой
регулярно и с полной отдачей сил. Течение болезни характеризуется
чередованием периода затишья, когда больные не испытывают болезненных
ощущений, с периодами обострения, наступающими обычно после перенесенной
инфекции а так же от авитаминозов и простудных заболеваний.
И хотя лечебная физкультура очень действенное и эффективное
средство борьбы с заболеваниями, она, к сожалению, не дает положительных
результатов (при пиэлонефрите) кроме временного улучшения общего состояния.
Литература:
А. В. Машков “Основы лечебной физической культуры”.
В. Е. Васильев “Лечебная физическая культура”.
Также были использованы статьи следующих авторов:
Ю. М. Бормаш “Человек”
К. Н. Прибылов “Лечебная физкультура”
С. Л. Аксельрод “Спорт и здоровье”
К. В. Майстрах “Профилактика заболеваний”
И. А. Левинсон “Нефрит, пиэлит, пиэлонефрит”
Страницы: 1, 2