маленьких детей – игровая аудиометрия или аудиометрия методом
Сузуки без слуховых аппаратов и со слуховыми аппаратами) для
оценки степени потери слуха и эффективности слухопротезирования;
. импедансометрия для оценки состояния структур среднего уха и
проходимости слуховой трубы;
. регистрация слуховых вызванных потенциалов и отоакустической
эмиссии для объективной оценки потери слуха и исключения
ретрокохлеарных нарушений (в редких случаях бывает необходимость
регистрации микрофонного потенциала);
. электрофизиологическое тестирование возбудимости волокон слухового
нерва (промонториальный или эндауральный тест);
. вестибулометрия (для оценки функций вестибулярного аппарата);
. компьютерная томография и ЯМР-томография для оценки состояния
тимпанальной лестницы улитки и свободного введения электрода;
. ЭЭГ и РЭГ (оценка мозгового кровообращения);
. общее медицинское обследование с целью оценки соматического
состояния;
. психоневрологическое обследование (оценка слухового восприятия с
использованием адекватно подобранного слухового аппарата и без
него, оценка состояния артикуляционного аппарата при выполнении
различных движений, звукопроизношения, словаря, грамматико-
синтаксической структуры речи, чтения, письма и др.);
. психологическое тестирование (оценка уровня невербального
развития, обучаемость, особенность эмоционально-волевой сферы и
др.).
В процессе предоперационной подготовки осуществляется также
психологическая подготовка к операции – ознакомление пациента с
результатами кохлеарной имплантации у других пациентов и организацией
процесса послеоперационной реабилитации. У долингвально оглохших детей
проводятся также занятия по развитию непроизвольных вокализаций и
звукоподражаний.
Решение о целесообразности операции кохлеарной имплантации для
каждого пациента принимается на основании тщательного анализа результатов
всех обследований и зависит от многих факторов. Основными критериями отбора
пациента на операцию являются:
. наличие двусторонней тугоухости с порогами не менее 90 дБ в зоне
речевых частот (500-4000 Гц) не поддающейся коррекции обычным
слуховым аппаратом;
. возраст пациентов (как правило, старше 2-х лет), максимальный
возраст ограничивается только соматическим состоянием пациента;
. глухие пациенты старшего возраста должны пользоваться речью, иметь
навыки чтения с губ;
. отсутствие противопоказаний для хирургического вмешательства;
. добровольное согласие на операцию с обязательным последующим
обучением (для маленьких детей – согласие родителей).
В процессе операции кохлеарной имплантации за ухом пациента
производится дугообразный разрез на коже длиной 10 см, затем делается
углубление в височной кости, в котором размещается приёмник кохлеарного
импланта. Самая ответственная часть операции – введение электродов в
барабанную лестницу через отверстие в стенке улитки близи круглого окна на
глубине до 30 мм. Операция проводится под общим наркозом и длится около 3
часов. Риск при этой операции не больше, чем при обычном хирургическом
вмешательстве, проводимом на среднем ухе. Перед операцией проводится
тщательное обследование для выявления противопоказаний к операции, которые
связаны преимущественно с применением наркоза. Возможными осложнениями
после операции являются увеличение времени заживания шва, временные болевые
ощущения и отёк в области шва, временные изменения вкуса. Через месяц после
операции волосы на месте операции отрастают, и шов становится незаметным.
Через четыре недели после операции производятся первое включение и
настройка импланта. Это очень важный и эмоциональный момент в жизни
пациента. Во время настройки аудиолог подключает речевой процессор к
компьютеру и посылает сигналы через разные электроды импланта. Эти сигналы
различаются по громкости и тону. Пациента просят определить самые тихие и
комфортные звуковые ощущения. У маленьких детей при настройке используют
безусловнорефлекторные и условнорефлекторные реакции. Полученная информация
используется для настройки речевого процессора, и в соответствии с ней
имплант преобразует обычные звуки окружающего мира, чтобы обеспечить их
комфортное восприятие. В течение первого месяца подстройка импланта
проводится 1-2 раза в неделю. После периода адаптации пороги меняются
незначительно, и, как правило, достаточно одной контрольной настройки в
год. Кроме того, на внешней части импланта имеются регуляторы, позволяющие
корректировать небольшие изменения чувствительности, которые могут
наблюдаться в процессе привыкания к импланту. У постлингвальных пациентов
первые звуковые ощущения, передаваемые имплантом, обычно значительно
отличаются от привычных слуховых ощущений. Но постепенно пациенты привыкают
к новым ощущениям, и их слуховая система обучается понимать новые сигналы.
Длительность привыкания возрастает при увеличении интервала между потерей
слуха и имплантацией.
Наиболее важный этап кохлеарной имплантации послеоперационная
слухоречевая реабилитация, содержание и длительность которой зависят от
того, потерял пациент слух до овладения речью или после этого.
Главным направлением последующей работы для пациентов является
развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный
имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей
среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые
включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для их
узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи,
понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. Если ребёнок
был глухим до операции, то эти навыки у него или не сформированы, или
развиты недостаточно. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной
имплантации включают следующие ступени развития способностей восприятия
акустической информации:
. обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов;
. обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые-
разные);
. отличие голоса человека от других бытовых сигналов;
. опознавание бытовых сигналов;
. определение различных характеристик звуков (интенсивность,
длительность, высота и др.);
. различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных
характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков
(назализованность, твёрдость-мягкость, место артикуляции);
. опознавание изолированных слов, предложений;
. понимание слитной речи;
. понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.
У долингвально оглохших пациентов, кроме того, проводятся занятия по
развитию устной речи и языковых навыков. Реабилитация долингвально оглохших
пациентов – это длительный и сложный процесс, который занимает 3-5 лет, и
её результаты в значительной мере зависят от возраста, в котором
произведена операция.
У пациентов с постлингвальной глухотой отдельные этапы слуховой
тренировки могут быть очень кратковременными, поскольку наращивание
слухового опыта у них активно происходит естественным образом вне занятий.
Реабилитация пациентов с кохлеарными имплантами – это работа целой
команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда,
специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При
кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное
участие родителей в этом процессе.
Кохлеарная имплантация является эффективным средством реабилитации
детей и взрослых с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой.
Кохлеарная имплантация с помощью современных моделей кохлеарных имплантов
обеспечивает хорошее восприятие устной речи и тем самым полную социальную
реабилитацию позднооглохших больных. Для пациентов, потерявших слух в
период до овладения речью, требуется продолжительная слухоречевая
реабилитация. Все долингвальные пациенты с имплантами способны воспринимать
звуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде. Результаты
речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, и
индивидуальных особенностей пациента. Наиболее перспективно использование
кохлеарных имплантов у маленьких детей.
Литература:
Журнал «Дефектология» 2001г. № 1
2002г. № 3.
Страницы: 1, 2