Рефераты. Кохлеарная имплантация

маленьких детей – игровая аудиометрия или аудиометрия методом

Сузуки без слуховых аппаратов и со слуховыми аппаратами) для

оценки степени потери слуха и эффективности слухопротезирования;

. импедансометрия для оценки состояния структур среднего уха и

проходимости слуховой трубы;

. регистрация слуховых вызванных потенциалов и отоакустической

эмиссии для объективной оценки потери слуха и исключения

ретрокохлеарных нарушений (в редких случаях бывает необходимость

регистрации микрофонного потенциала);

. электрофизиологическое тестирование возбудимости волокон слухового

нерва (промонториальный или эндауральный тест);

. вестибулометрия (для оценки функций вестибулярного аппарата);

. компьютерная томография и ЯМР-томография для оценки состояния

тимпанальной лестницы улитки и свободного введения электрода;

. ЭЭГ и РЭГ (оценка мозгового кровообращения);

. общее медицинское обследование с целью оценки соматического

состояния;

. психоневрологическое обследование (оценка слухового восприятия с

использованием адекватно подобранного слухового аппарата и без

него, оценка состояния артикуляционного аппарата при выполнении

различных движений, звукопроизношения, словаря, грамматико-

синтаксической структуры речи, чтения, письма и др.);

. психологическое тестирование (оценка уровня невербального

развития, обучаемость, особенность эмоционально-волевой сферы и

др.).

В процессе предоперационной подготовки осуществляется также

психологическая подготовка к операции – ознакомление пациента с

результатами кохлеарной имплантации у других пациентов и организацией

процесса послеоперационной реабилитации. У долингвально оглохших детей

проводятся также занятия по развитию непроизвольных вокализаций и

звукоподражаний.

Решение о целесообразности операции кохлеарной имплантации для

каждого пациента принимается на основании тщательного анализа результатов

всех обследований и зависит от многих факторов. Основными критериями отбора

пациента на операцию являются:

. наличие двусторонней тугоухости с порогами не менее 90 дБ в зоне

речевых частот (500-4000 Гц) не поддающейся коррекции обычным

слуховым аппаратом;

. возраст пациентов (как правило, старше 2-х лет), максимальный

возраст ограничивается только соматическим состоянием пациента;

. глухие пациенты старшего возраста должны пользоваться речью, иметь

навыки чтения с губ;

. отсутствие противопоказаний для хирургического вмешательства;

. добровольное согласие на операцию с обязательным последующим

обучением (для маленьких детей – согласие родителей).

В процессе операции кохлеарной имплантации за ухом пациента

производится дугообразный разрез на коже длиной 10 см, затем делается

углубление в височной кости, в котором размещается приёмник кохлеарного

импланта. Самая ответственная часть операции – введение электродов в

барабанную лестницу через отверстие в стенке улитки близи круглого окна на

глубине до 30 мм. Операция проводится под общим наркозом и длится около 3

часов. Риск при этой операции не больше, чем при обычном хирургическом

вмешательстве, проводимом на среднем ухе. Перед операцией проводится

тщательное обследование для выявления противопоказаний к операции, которые

связаны преимущественно с применением наркоза. Возможными осложнениями

после операции являются увеличение времени заживания шва, временные болевые

ощущения и отёк в области шва, временные изменения вкуса. Через месяц после

операции волосы на месте операции отрастают, и шов становится незаметным.

Через четыре недели после операции производятся первое включение и

настройка импланта. Это очень важный и эмоциональный момент в жизни

пациента. Во время настройки аудиолог подключает речевой процессор к

компьютеру и посылает сигналы через разные электроды импланта. Эти сигналы

различаются по громкости и тону. Пациента просят определить самые тихие и

комфортные звуковые ощущения. У маленьких детей при настройке используют

безусловнорефлекторные и условнорефлекторные реакции. Полученная информация

используется для настройки речевого процессора, и в соответствии с ней

имплант преобразует обычные звуки окружающего мира, чтобы обеспечить их

комфортное восприятие. В течение первого месяца подстройка импланта

проводится 1-2 раза в неделю. После периода адаптации пороги меняются

незначительно, и, как правило, достаточно одной контрольной настройки в

год. Кроме того, на внешней части импланта имеются регуляторы, позволяющие

корректировать небольшие изменения чувствительности, которые могут

наблюдаться в процессе привыкания к импланту. У постлингвальных пациентов

первые звуковые ощущения, передаваемые имплантом, обычно значительно

отличаются от привычных слуховых ощущений. Но постепенно пациенты привыкают

к новым ощущениям, и их слуховая система обучается понимать новые сигналы.

Длительность привыкания возрастает при увеличении интервала между потерей

слуха и имплантацией.

Наиболее важный этап кохлеарной имплантации послеоперационная

слухоречевая реабилитация, содержание и длительность которой зависят от

того, потерял пациент слух до овладения речью или после этого.

Главным направлением последующей работы для пациентов является

развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный

имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей

среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые

включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для их

узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи,

понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. Если ребёнок

был глухим до операции, то эти навыки у него или не сформированы, или

развиты недостаточно. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной

имплантации включают следующие ступени развития способностей восприятия

акустической информации:

. обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов;

. обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые-

разные);

. отличие голоса человека от других бытовых сигналов;

. опознавание бытовых сигналов;

. определение различных характеристик звуков (интенсивность,

длительность, высота и др.);

. различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных

характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков

(назализованность, твёрдость-мягкость, место артикуляции);

. опознавание изолированных слов, предложений;

. понимание слитной речи;

. понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

У долингвально оглохших пациентов, кроме того, проводятся занятия по

развитию устной речи и языковых навыков. Реабилитация долингвально оглохших

пациентов – это длительный и сложный процесс, который занимает 3-5 лет, и

её результаты в значительной мере зависят от возраста, в котором

произведена операция.

У пациентов с постлингвальной глухотой отдельные этапы слуховой

тренировки могут быть очень кратковременными, поскольку наращивание

слухового опыта у них активно происходит естественным образом вне занятий.

Реабилитация пациентов с кохлеарными имплантами – это работа целой

команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда,

специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При

кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное

участие родителей в этом процессе.

Кохлеарная имплантация является эффективным средством реабилитации

детей и взрослых с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой.

Кохлеарная имплантация с помощью современных моделей кохлеарных имплантов

обеспечивает хорошее восприятие устной речи и тем самым полную социальную

реабилитацию позднооглохших больных. Для пациентов, потерявших слух в

период до овладения речью, требуется продолжительная слухоречевая

реабилитация. Все долингвальные пациенты с имплантами способны воспринимать

звуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде. Результаты

речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, и

индивидуальных особенностей пациента. Наиболее перспективно использование

кохлеарных имплантов у маленьких детей.

Литература:

Журнал «Дефектология» 2001г. № 1

2002г. № 3.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.