Санкт-Петербургская Государственная Академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта
кафедра массовой физическо-оздоровительной работы и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления при
работе разной мощности».
Исполнитель: Наумов Андрей
Иванович
IV курс, группа 2
факультет массовой физическо-
оздоровительной работы
и туризма
Научный руководитель: Трофимова М.П.
Защищена
Дата «_____»___________2000 год
На оценку______________
Зав. кафедрой __________(подпись)
Нижний Новгород
2000 год
ПЛАН
Введение………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Часть 1. Зависимость производительности сердца от интенсивности трудового
процесса……………………………………………………… 4
Часть 2. Изменение артериального давления при работах разной
мощности………………………………………………………………………………………………………16
Часть 3. Электрокардиографические показатели у конькобежцев и гимнастов при
разных уровнях физической нагрузки
………………………………………………….…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы – «Изменение частоты сердечных сокращений и
артериального давления при работах разной мощности». Исследования в данной
области особенно актуальны в условиях современного развития спорта и
туризма. Коммерциализация спортивной сферы зачастую неблагоприятно
отражается на здоровье спортсменов, вынуждая их «работать на износ».
Предстоит определить барьер, разделяющий сферы нагрузки и перегрузки и
одним из факторов, играющий роль при этом разделении является частота
сердечных колебаний и показатель артериального давления.
Курсовая работа логически разделена на три главы. В первой главе
рассматривается зависимость производительности сердца от интенсивности
труда. Первая глава – основополагающая; в ней приводятся конкретные данные
по исследованиям спортивных коллективов. Вторая глава посвящена изменениям
артериального давления при работах разной мощности. Третья глава является
специально-практической и в ней приводятся данные оценки
электрокардиографических изменений у отдельных групп спортсменов
(конькобежцев и гимнастов).
Для написания курсовой работы я использовал литературу по курсам
«Спортивная медицина», «Физиология» и «Кардиология». Взаимосвязь этих
предметов объясняется выбранной мною темой. Особенно хотелось бы выделить
сборник Н.Н. Асафовой «Состояние вегетативных функций при физической работе
и работоспособность человека», сборник «Функциональные изменения в
организме при мышечной деятельности», изданный в 1987 г. в Алма-Ате, а
также книгу Меркуловой Р.А., Хрущева С.В., Хельбина В.Н. «Возрастная
кардиогемодинамика у спортсменов». Эти издания послужили главной
практической базой работы.
процесса.
С увеличением мощности выполняемой работы увеличивается
производительность сердца. Особый интерес представляют механизмы,
обеспечивающие это увеличение. Как выяснилось, у нетренированных
спортсменов с различной физической подготовленностью, различного возраста
особую роль в нарастании минутного объема кровообращения при мышечной
работе повышающейся мощности играет систолический объем крови. Ниже
приведена таблица, характеризующая зависимость показателей
кардиогемодинамики у нетренированных (1) и тренированных (2) подростков 13-
16 лет от мощности мышечной работы (N)[1]
|Показатель |Тренированн|Уровень регрессии |
| |ость | |
|Частота сердечных сокращений, |1 |0,102N+87 (1) |
|уд/мин |2 |0.08N+86 (2) |
|Систолических объем крови, мл |1 |0.035N+60.5 (3) |
| |2 |0.04N+65.5 (4) |
|Минутный объем крови, л/мин |1 |0.012 N+4.8 (5) |
| |2 |0.012 N+4.8 |
|Длительность периода изгнания,|1 |209-0.12N (6) |
|м/с |2 |209-0.099 (7) |
|Скорость сердечного сброса, |1 |0.68N+210 (8) |
|мл/с |2 |0.68N+210 |
Показатели кардиогемодинами, кроме систолического объема крови, при
мышечной работе повышающейся мощности изменяются в линейной зависимости от
мощности выполняемой мышечной нагрузки. Такая взаимосвязь изучаемых
показателей позволяет рассчитать их значение в широком диапазоне мощностей.
Сравнения уравнения 1 с подобными уравнениями у нетренированных детей и
подростков, показало, что у нетренированных мальчиков 11-12 лет прирост
частоты сердечных сокращений на каждые 100 кгм/мин мощности составляет 13,3
уд/мин, в то же время у подростков 13-16 лет – 10,2 уд/мин. Иными словами,
у наблюдаемых подростков, частота сердцебиений нарастает медленнее, чем у
мальчиков 11-12 лет (в изучаемом диапазоне мощностей). Это можно объяснить
более высокими функциональными возможностями аппарата кровообращения
подростков 13-16 лет, физическая работоспособность которых почти в 1,5 раза
превышает работоспособность детей 11-12 лет. «Систематические занятия
спортом приводят к экономизации сердечной деятельности, что выражается
прежде всего в снижении частоты сердечных колебаний».[2] Во всем диапазоне
применявшихся нагрузок частота сердечных сокращений у юных спортсменов на
10-20 уд/мин ниже, чем у нетренированных сверстников.
Зная частоту сердечных сокращений и подставив значения в указанные
выше уравнения, можно рассчитать мощность выполняемой физической нагрузки.
Например, пр частоте сердечных сокращений 120 уд/мин у подростков 13-16
лет мощность нагрузки будет равна:
120 = 0,102 N + 87
N = 323 кгм\мин
При выполнении возрастающей физической нагрузки систолический объем
крови у 13-16 летних нетренированных подростков имеет линейную зависимость
вплоть до нагрузки 700 кгм/мин, а у тренированных сверстников – до 850
кгм/мин. Максимальная величина систолического объема крови составила у
нетренированных 84 мл, у тренированных 100 мл, а частота сердечных
сокращений у всех подростков была практически одинаковой (158, 154 уд/мин).
У нетренированных подростков максимальная величина систолического
объема крови при данной нагрузке увеличивается в 1,5-1,75 раза по сравнению
с данными покоя, зарегистрированными в положении сидя. С нарастанием
физической нагрузки у четверти из них отмечается снижение, у четверти –
прирост, а у половины – стабилизация систолического объема крови. Несмотря
на разницу в значениях систолического объема крови у нетренированных и
тренированных подростков повышение минутного объема крови уже при нагрузке
умеренной мощности происходит менее экономично, чем у тренированных
спортсменов. Отмечаются незначительные различия (в среднем 0,015) в
длительности периода изгнания крови из левого желудочка у юных спортсменов
и их нетренированных сверстников, что обусловлено неодинаковой частотой
сердечных сокращений.
Отмечаются некоторые особенности кардиогемодинамики при выполнении
мышечной работы различной мощности у юных спортсменов в связи с различным
характером спортивных тренировок. «Наблюдаем две большие группы подростков:
борцов и пловцов. Разница в абсолютных значениях минутного объема крови у
подростков двух групп нивелировалась при расчете относительного показателя
– сердечного индекса – величины минутного объема крови, отнесенной на 1 мІ
поверхности тела. Это объясняется, таким образом, только различиями в
антропометрических данных подростков».[3]
При изучении характера адаптации кардиогемодинамики подростков,
тренирующихся преимущественно на выносливость (плавание) или развитие
скоростно-силовых качеств, отмечаются различия в степени изменения
систолического объема крови при выполнении мышечной работы возрастающей
мощности – от 300 до 1000 мг/мин. Мощность мышечной работы, при которой
наступает максимилизация систолического объема крови у подростков, растет с
повышением выносливости. Так, у юных борцов она лишь на 50 кгм/мин выше,
чем у нетренированных сверстников и составляет 750 кгм/мин, в то время как
у пловцов максимум систолического объема крови отмечается при 900 кгм/мин.
У них зарегистрированы и более высокие показатели скорости сердечного
выброса. Эта разница составляет в среднем 80-120 мл/с, хотя длительность
изгнания крови из левого желудочка у подростков с разной степенью
выносливости оказалась одинаковой. Можно подумать, что полученные величины
скорости сердечного выброса у этих подростков при работе равной мощности
отражают неодинаковый уровень их функциональных возможностей. Специфические
Страницы: 1, 2, 3, 4