Рефераты. История медицины Древней Греции

вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в

сторону платоновского идеализма.

В I веке до н. э. политический и экономический центр древнего мира

переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические

государства Востока. Однако культурное влияние эллинизма и особенно

Александрии сказывалось во многих странах на протяжении нескольких веков.

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского

центра. Так, несомненно, влияние александрийской школы на виднейшего

представителя медицины в Риме — Галена.

Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и

последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством

«сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Герофил много

занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и

артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы,

желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), проследил

ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом, описал сетчатку

и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку. Он наблюдал сокращения

сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водяных часов считал

пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. Герофил ввел

много лекарственных средств, положил начало учению о специфическом действии

лекарств.

Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия человеческих

трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал

перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря

«давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания пищи, описал

печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал

предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и

чувствительные нервы.

Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит

в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее

распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения

сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеварения. Избыток

или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению

Эразистрата, является источником многих болезней. Он полагал, что животный

дух вырабатывается в головном мозгу, главным образом в его желудочках, и по

нервам идет ко всем частям тела. Эразистрат считал, что артерии содержат

пневму, вены — кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными

кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, представляющиеся после

смерти пустыми, казались египтянам, а позднее грекам и даже средневековым

врачам наполненными пневмой, и их центральными пунктами считались крылья

носа. Нужная (годная) пневма поступает через нос, трахеи и артериями при

вдыхании доставляется органам.

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем,

что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образовалось

пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из соседних вен,

сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые

в норме закрыты, а при патологических процессах открываются. Деятельность

мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от

наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной

болезней Эразистрат считал плетору, появляющуюся в результате излишества в

пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засоряет сосуды,

отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

Медицина в Древнем Риме

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского

полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на

севере до Египта на юге. В древнеримском государстве рабовладельческая

формация получила полное и завершенное развитие.

В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно

большие возможности развития, чем в других восточных рабовладельческих

государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их

патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд

мелких городов государств. Высокий уровень развития государственности

выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в

местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям,

способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить

боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, были

созданы военные госпитали (валетудинарни, буквально—здравницы), выделены

лагерные врачи, врата легионов и т. п.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений,

обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и прежде

всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство

крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов

канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима

остаются и крупные бани—термы (с III века до н.э. и позднее); некоторые из

них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись

площадки для физических упражнений и состязании, для отдыха и принятия

пищи, для народных собрании и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера:

запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой

не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с

Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий

входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) —

эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиятров — главных

врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиятры были введены

в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения

за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках,

театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях

ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы — сначала рабы

из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы:

преимущественно греки или выходцы из стран Востока — Малой Азии, Египта и

др. Положение врачей в Риме отличалось от их положения в Древней Греции. В

Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и

лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время

эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной

деятельности и врачебного дела. В Риме медицина в значительной степени

утратила связи с религиозными установлениями (храмами). Храмовая медицина в

Риме играла незначительную роль. Как и в Греции, в Риме происходила борьба

«линии Демокрита» и «линии Платона», прогрессивных тенденций в науке и

политике с регрессивными, реакционными тенденциями. В период упадка и

разложения рабовладельческого общества, когда существовала Римская империя,

преобладали реакционные философские и социально-политические учения. Это

нашло отражение и в медицине.

Материализм в медицине Древнего Рима. Асклепиад. Медицина Древнего

Рима была тесно связана с медициной Греции, однако она имела и свои особые

черты. Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получили

дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.), главного

представителя римского материализма и атеизма. Материалистический атомизм

Лукреция и его представления о биологии и медицине получили отражение в

знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». С позиций атомистического

учения Лукреций подходил к вопросам медицины, в частности вопросам

распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе

мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные

являются болезнетворными и могут вызывать заразные болезни.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений,

обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и прежде

всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство

крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов

канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима

остаются и крупные бани—термы (с III века до н.э. и позднее); некоторые из

них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись

площадки для физических упражнений и состязании, для отдыха и принятия

пищи, для народных собрании и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера:

запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой

не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с

Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий

входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) —

эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиятров — главных

врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиятры были введены

в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения

за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках,

театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях

ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы — сначала рабы

из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы:

преимущественно греки или выходцы из стран Востока — Малой Азии, Египта и

др. Положение врачей в Риме отличалось от их положения в Древней Греции. В

Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и

лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время

эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной

деятельности и врачебного дела. В Риме медицина в значительной степени

утратила связи с религиозными установлениями (храмами). Храмовая медицина в

Риме играла незначительную роль. Как и в Греции, в Риме происходила борьба

«линии Демокрита» и «линии Платона», прогрессивных тенденций в науке и

политике с регрессивными, реакционными тенденциями. В период упадка и

разложения рабовладельческого общества, когда существовала Римская империя,

преобладали реакционные философские и социально-политические учения. Это

нашло отражение и в медицине.

Материализм в медицине Древнего Рима. Асклепиад. Медицина Древнего

Рима была тесно связана с медициной Греции, однако она имела и свои особые

черты. Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получили

дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.), главного

представителя римского материализма и атеизма. Материалистический атомизм

Лукреция и его представления о биологии и медицине получили отражение в

знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». С позиций атомистического

учения Лукреций подходил к вопросам медицины, в частности вопросам

распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе

мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные

являются болезнетворными и могут вызывать заразные болезни. Эти «семена»

образуются при гниении в почве, и человек заражается ими либо путем

непосредственного контакта, либо через воздух.

Врач Асклепиад (128—56 гг. до н. э.) в основу своих медицинских

воззрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. По учению

Асклепиада, человеческий организм 'состоит из атомов. Они образуются из

воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся

ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления

вещества. В тканях атомы движутся по невидимым канальцам (порам). Если

атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно,

то человек здоров. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении: правильного

расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении

движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей.

Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в

тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние

пор зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека —

вредностей питания, недостатка движения.

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движения и

расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее

пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы,

составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы способствовать

движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую причину болезни в твердых

частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры,

засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.

Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» кожи. Это

кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо

поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а затем и

более сильными воздействиями, каковы растирание, потение, физические

упражнения, гимнастика, ходьба, бег.

В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно и

приятно» Асклепиад ввел в медицине принцип «лечить безопасно, быстро и

приятно». В развитие этого принципа он ограничил «опорожняющее» лечение,

применение рвотных, слабительных и кровопусканий и разработал систему

общеукрепляющего лечения. Он рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет,

воздух), гигиену тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, активные и

пассивные движения и делать прогулки. Асклепиад считал полезными ходьбу,

бег, езду верхом, в экипаже, прогулки на лодке, корабле и т. д. Если

больной не мог двигаться самостоятельно, Асклепиад советовал носить его и

раскачивать. Большое место в системе Асклепиада занимало климатическое

лечение наряду с физио- и бальнеотерапией, о современной терминологии. К

лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под

видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком

случае лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада,

противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало

его популярным в Риме.

Основываясь на положении Эпикура, что природа может вредить, а

вредные желания следует сурово подавлять, Асклепиад первый из врачей

указал, что природа не всегда благожелательна и непогрешима, а наоборот,

нередко способна мешать исцелению организма.

Асклепиад отверг идеалистические представления, что болезнь есть кара

богов и, раз начавшись, должна обязательно пройти все фазы, заканчиваясь

смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, болезнь может

остановиться на любой фазе и развиваться в обратном направлении. Асклепиад

пошел дальше Гиппократа и считал, что врачебным вмешательством можно

прервать ход болезни. Асклепиад и его школа представляли передовое

материалистическое направление в медицине Древнего Рима. Этому направлению

противостояло реакционное идеалистическое направление, которое особенно

оживилось в период империи в первые века н. э.

Цельс. Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э., 40—45 гг. н. э.),

богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине», в котором стремился

дать полезные сведения рабовладельцам, вынужденным лечить своих рабов, так

как рабы стали дороги и лечить их стало экономически выгодно. Цельс наряду

со сведениями по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам

лечения привел также описания некоторых болезней. Часть труда Цельса

посвящена хирургии и болезням костей. Некоторые описания и определения

Цельса вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени.

Следуя в основном за Гиппократом, Цельс критически собрал и сохранил для

последующих поколений произведения других древних медиков, и многие эти

произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере

благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила. Эразистрата и других врачей и

ученых Александрийской школы.

Соран Эфесский. Во II веке н. э. в Риме жил греческий врач Соран

Эфесский. Он был тонким наблюдателем и автором многих сочинений по

гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой

материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Сораном

подробно разобраны многие вопросы: перевязка пуповины, одежда ребенка, уход

за ним, пеленание, отнятие от груди, питание далекие походы римских

легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям,

способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить

боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, были

созданы военные госпитали (валетудинарни, буквально—здравницы), выделены

лагерные врачи, врата легионов и т. п.

Заключение

В IV веке н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.

Ослаблением Западной Римской империи, раздираемой классовыми

противоречиями, потрясенной в своей основе революцией рабов,

воспользовались соседние «варварские» народы и в V веке н. э. покончили с

ее существованием. В последний период существования рабовладельческой

империи медицина, как и римская культура в целом, носила черты упадка.

ЛИТЕРАТУРА

1) П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит История

медицины, Москва, "Медицина", 1981.

2) М.П. Мультановский "История медицины" изд. Медицина", Москва, 1967.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.