Рефераты. Формирование здоровья глухих детей

грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте

показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность

грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки)

также имеют отличия от показателей слышащих детей.

Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике

выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается

шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде

движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе

лишены пластичности, действия не точные.

Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у

глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста,

особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.

Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и

уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора

приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду

дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия,

увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного

аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия.

Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является

лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности

слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.

В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения:

диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной

емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

В процессе физического воспитания в школах для глухих детей, необходимо

использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков

физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление

словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием

двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.

2. Формы и методы физического воспитания.

За физическим воспитанием в школе-интернате №11 отвечают в первую

очередь директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы

входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они следят за тем,

чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от

заражения.

Так в школе имеется оборудованный кабинет врача и комната изолятор, где

проводят лечение и массаж детей. Когда поступает ребенок в школу, на него

заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачем. Здесь

регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты, о

заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем

производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.

Особенно уделяют большое внимание слуховому анализатору. Это

обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.

Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через

определенный промежуток времени производит осмотр глаз.

После того как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи

совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего

дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.

В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота, порядок и уют, что

благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь

проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой

школы.

Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо

составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей.

Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников –

другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое

внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где

указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не

только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его

выполнения.

Вместе с режимом деятельности учитывается режим питания, что очень

важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые

элементы.

1.2.1. Урок – основная форма физического воспитания.

Урок физической культуры является основной и обязательной формой

физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке ученики получают

необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по

физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего физического

развития.

Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную,

основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и

содействует решению задач урока.

Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с

элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры,

плавание. Всего 70 часов.

Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения

физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению

учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в

простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением

направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и

метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание

координации движений и развития двигательных качеств.

Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание

и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические

упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной

осанки.

В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей

технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной

местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12(С.

Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в

более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют

развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной

ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков,

лазания, перелезания.

При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том

числе и подвижных игр, учитель по возможности должен постоянно находиться в

поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы,

движения и речь учителя.

Речевой материал дается во время изучения и совершенствования

упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.

Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе

выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за

выполнение требований по программе.

1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.

Гимнастика до занятий.

Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает задачи: организует

учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на

первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен

начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-

оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости

и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на

все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий

способствует организованному началу учебного дня.

Организация проведения включает: определение мест каждому классу и

отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего

проводить гимнастику не ниже +10(С или в хорошо проветренных коридорах.

Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым

классом отдельно.

Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего

из 5 – 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы

мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и

дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.

Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность

выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15

минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время

около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и

при необходимости оказывать помощь.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы.

Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность,

внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение

осанки.

Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и

учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса,

воротники.

В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно

уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при

появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала

физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.

В течение урока в младших классах учителя проводят 2 – 3 паузы.

Требования при проведении этих форм следующие:

1) упражнения не должны быть трудными для изучения;

2) упражнения должны быть комбинированными;

3) упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не

включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую

выносливость.

4) В основном используют общеразвивающие упражнения;

5) При подборе упражнений учитывать эффект наслоения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.