грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте
показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность
грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки)
также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике
выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается
шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде
движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе
лишены пластичности, действия не точные.
Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у
глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста,
особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.
Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и
уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.
Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора
приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду
дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия,
увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного
аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия.
Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является
лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности
слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.
В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения:
диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной
емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.
В процессе физического воспитания в школах для глухих детей, необходимо
использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков
физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление
словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием
двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.
2. Формы и методы физического воспитания.
За физическим воспитанием в школе-интернате №11 отвечают в первую
очередь директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы
входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они следят за тем,
чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от
заражения.
Так в школе имеется оборудованный кабинет врача и комната изолятор, где
проводят лечение и массаж детей. Когда поступает ребенок в школу, на него
заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачем. Здесь
регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты, о
заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем
производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.
Особенно уделяют большое внимание слуховому анализатору. Это
обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.
Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через
определенный промежуток времени производит осмотр глаз.
После того как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи
совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего
дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.
В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота, порядок и уют, что
благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь
проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой
школы.
Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо
составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей.
Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников –
другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое
внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где
указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не
только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его
выполнения.
Вместе с режимом деятельности учитывается режим питания, что очень
важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые
элементы.
1.2.1. Урок – основная форма физического воспитания.
Урок физической культуры является основной и обязательной формой
физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке ученики получают
необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по
физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего физического
развития.
Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную,
основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и
содействует решению задач урока.
Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с
элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры,
плавание. Всего 70 часов.
Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения
физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению
учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в
простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением
направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и
метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание
координации движений и развития двигательных качеств.
Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание
и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические
упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной
осанки.
В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей
технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной
местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12(С.
Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в
более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют
развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной
ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков,
лазания, перелезания.
При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том
числе и подвижных игр, учитель по возможности должен постоянно находиться в
поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы,
движения и речь учителя.
Речевой материал дается во время изучения и совершенствования
упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.
Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе
выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за
выполнение требований по программе.
1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.
Гимнастика до занятий.
Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает задачи: организует
учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на
первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен
начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-
оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости
и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на
все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий
способствует организованному началу учебного дня.
Организация проведения включает: определение мест каждому классу и
отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего
проводить гимнастику не ниже +10(С или в хорошо проветренных коридорах.
Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым
классом отдельно.
Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего
из 5 – 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы
мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и
дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.
Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность
выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15
минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время
около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и
при необходимости оказывать помощь.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы.
Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность,
внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение
Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и
учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса,
воротники.
В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно
уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при
появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала
физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.
В течение урока в младших классах учителя проводят 2 – 3 паузы.
Требования при проведении этих форм следующие:
1) упражнения не должны быть трудными для изучения;
2) упражнения должны быть комбинированными;
3) упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не
включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую
выносливость.
4) В основном используют общеразвивающие упражнения;
5) При подборе упражнений учитывать эффект наслоения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5