Рефераты. Физкультура при заболевании органов дыхания

Головной мозг и спинной мозг заключены в мозговые оболочки и окружены

внутренней средой - спинномозговой жидкостью, проникающей во все щели и

полости мозга и играющей роль тканевой среды, через которую происходит

обмен между тканями мозга и кровеносными сосудами.

Вся нервная система в целом и ее функционально-различные отделы

работают по принципу рефлекса. Строение и функции нервной системы

определяются качеством и разнообразием раздражителей внешней среды,

окружающей человека, и ответной его деятельностью; соответственно этому

различают разнообразные виды воспринимающих раздражение механизмов -

анализаторов. Анализатор состоит из рецепторов - специфических окончаний

чувствительного нерва, центростремительного проводника и соответственного

участка коры головного мозга - высшего центра восприятия, где полученное

внешнее раздражение превращается в ощущение. К периферическим окончаниям

анализаторов прежде всего относятся органы чувств: глаз, ухо, органы

обоняния в полости носа, органы вкуса в полости рта, рецепторы кожи,

воспринимающие механические, температурные и болевые раздражения.

Ответная деятельность организма в рефлексах выражается в движении

мышц, в секреции всех видов желез, в регуляции обменных химических

процессов в тканях и клетках.

Отделы центральной нервной системы представляют собой систему этажей,

надстроенных один над другим, из которых каждый нижележащий подчинен

вышележащий. Следовательно, центральная нервная система состоит из

спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга и больших

полушарий головного мозга. Непосредственную связь с органами и тканями

через нервы имеют спинной, продолговатый и средний мозг, остальные отделы -

промежуточный мозг, мозжечок, большие подкорковые узлы мозга и кора

полушарий - осуществляют координирование деятельности органов и тканей

через посредство нижележащих отделов мозга.

Деятельность центральной нервной системы выражается в безусловных и

условных рефлексах. Первые представляются врожденными, постоянными,

установившимися в процессе исторического развития организма. Условные

рефлексы представляют систему временных связей, приобретаемых в течении

индивидуальной жизни. Они осуществляются функцией коры полушарий головного

мозга, обеспечивают связь организма с внешней средой и лежат в основе

высшей нервной деятельности.

Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и

его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития

нервной - интеллектуальной - деятельности у человека служит наличие, кроме

первой сигнальной системы - системы условнорефлекторных связей,

сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из

внешней и внутренней среды, еще второй сигнальной системы, заключающейся в

восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие

раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления,

свойственного лишь человеку.

Но к сожалению это не только большой плюс, но и большой минус

человечества. Цивилизация настолько облегчила жизнь человеку, что все его,

в прошлом естественные, навыки приобрели характер чего-то выдающегося.

Появившиеся машины, поезда и самолеты бесспорно облегчили возможность

передвижения, но и отняли у человека возможность передвигаться естественным

путем (летать). Все больше и больше людей сейчас борются за здоровый образ

жизни, ведь физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические

силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических

упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют

человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни.

Такие виды спорта как бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание,

гребля не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что позволяет

с большой долей вероятности избежать многих заболеваний в будущем. Можно

заниматься любым видом спорта только в целях активного отдыха, развлечения

и укрепления здоровья и не ставить перед собой задачи достижения высоких

результатов и участия в соревнованиях. Физкультура бывает также лечебной,

то есть применяется с лечебными и профилактическими целями. Одна из

особенностей лечебной физкультуры - непосредственное активное участие

самого больного в процессе своего лечения; он сам проделывает назначенные

врачом физические упражнения, сам контролирует правильность их выполнения.

Лечебная физкультура применяется в различных формах: гигиеническая

гимнастика; лечебная гимнастика; подвижные игры; различные формы ходьбы,

спортивные развлечения.

Гигиеническая гимнастика - комплекс физических упражнений, оказывающий

общеукрепляющее воздействие на организм.

Лечебная гимнастика - комплекс физических упражнений, назначаемых

больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не

только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию, но и

обязательно из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. В

зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и

методика их проведения различны.

У больных с недостаточностью кровообращения лечебная физкультура

помимо общеукрепляющего воздействия, имеет целью облегчение работы сердца,

борьбу с явлениями сердечной слабости, укрепление сердечной мышцы и

приспособление ее к постепенно возрастающей нагрузке, восстановление

нормального кровообращения и улучшения обмена веществ. При нарушении

кровообращения после инфаркта миокарда специальные физические упражнения

вначале ограничиваются движениями пальцев кистей рук и стоп,

перемежающимися с дыхательными упражнениями.

Лечебная физкультура является одним из средств профилактики и лечения

заболеваний пищеварительного аппарата, особенно функциональных: нарушение

двигательной функции желудка и кишок, кровообращение в брюшной полости,

секреторной функции желудка а так же опущения внутренностей. Правильно

проводимые физические упражнения восстанавливают функции желудка и

кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая кровообращение

внутренних органов, предотвращают дальнейшее смещение внутренностей, а в

незапущенных случаях даже восстанавливают анатомическое положение.

Широко применяется лечебная физкультура при лечении некоторых

гинекологических заболеваний.

Опорно-двигательный аппарат испытывает непосредственное и наибольшее

воздействие физических упражнений; суставы при отсутствии движений теряют

свои функции, подвижность. Корригирующая гимнастика, назначаемая при

искривлениях позвоночника, преследует цели исправить искривление, а так же

укрепить мышцы, окружающие позвоночник. Занятия лечебной физкультурой

проводятся методистами или мед.сестрами.

Наиболее широко в практике лечебной работы с детьми применяются игры.

Игры как форма лечебной физкультуры характеризуются ярко выраженным

интересом к действиям: наличие интереса вынуждает играющего производить

движения и действия, от которых он обычно отказывается, мотивируя

нежеланием или болезненностью.

Спортивные развлечения - прогулки пешком, верхом, на лыжах, на

велосипеде и другие (применяемые главным образом в домах отдыха и

санаториях) должны быть строго дозированы в зависимости от состояния

здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в

которых они проводятся.

Противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

1. Общее тяжелое состояние больного.

2. Опасность внутреннего кровотечения.

3. Нестерпимая боль при выполнении физических упражнений.

Основы методики лечебной физической культуры

при заболеваниях органов дыхания.

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов

дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе

дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем,

оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции

дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой

интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются

упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по

координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности

дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится

лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в

быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции,

сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и

отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают

подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию

плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в

легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.

Подбираются упражнения соответственно требованиям, предъявляемым

клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек

в нижних отделах грудной' клетки применяются наклоны туловища в здоровую

сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых

отделах грудной клетки - наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с

глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения

способствуют выведению из дыхательных путей скопившейся мокроты и гноя. При

снижении эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции

применяются упражнения с удлиненным выдохом и способствующие увеличению

подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием

дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в передне-заднем,

фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция

осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части

легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и

диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.

При выполнении упражнений в исходном положении лежа на спине ухудшается

вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку

почти исключаются движения нижних ребер.

Учитывая, что неравномерность вентиляции легких особенно проявляется

при заболеваниях органов дыхания, специальные дыхательные упражнения

следует применять при необходимости улучшить вентиляцию в различных

участках легких. Увеличение вентиляции верхушек легких достигается за счет

углубленного дыхания без дополнительных движений руками в исходном

положении руки на пояс. Улучшение вентиляции задних отделов легких

обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. Увеличению поступления

воздуха в нижние отделы легких способствуют упражнения в диафрагмальном

дыхании, сопровождающиеся подъемом головы, разведением плеч, подъемом рук в

стороны или вверх, разгибанием туловища. Дыхательные упражнения,

увеличивающие вентиляцию легких, незначительно повышают потребление

кислорода.

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать

ряд закономерностей. Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц,

производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки. Замедленный

выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение

воздуха из легких в обоих случаях обеспечивается в основном за счет

эластических сил легочной ткани. Форсированный выдох происходит при

сокращении мышц, производящих выдох. Усиление выдоха достигается наклоном

головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом

ног вперед и т. п. При необходимости щадить пораженное легкое дыхательные

упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность

грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку). При

помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания.

Больше других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты

дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется вести подсчет

“про себя”), Оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает

сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания

увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличивается

сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При показаниях к усилению

вдоха или выдоха следует во время выполнения дыхательных упражнений

произвольно изменять соотношение по времени между вдохом и выдохом (так,

при усилении выдоха - увеличивать его продолжительность).

Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии

большинства заболеваний, при тяжелом течении хронических заболеваний, при

злокачественных опухолях мышц.

Литература:

А. В. Машков “Основы лечебной физической культуры”.

В. Е. Васильев “Лечебная физическая культура”.

Ю. М. Бормаш “Человек”

К. Н. Прибылов “Лечебная физкультура”

С. Л. Аксельрод “Спорт и здоровье”

К. В. Майстрах “Профилактика заболеваний”

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.