Рефераты. Физиология памяти

пропорционально росту его беспокойства). Если человек начинает нервничать

по поводу кратковременных задержек в работе своей памяти, то он только

ухудшает положение. Для компенсации снижения умственной активности нужно

обучиться новым стратегиям мышления, облегчающим и ускоряющим извлечение

информации из памяти, тогда будет обеспечена её нормальная работа до

глубокой старости.

2.1.От чего зависит качество памяти?

С возрастом память слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у

пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородными в этом

отношении являются люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испытывают

много идентичных трудностей в отношении деятельности памяти. В частности, у

них более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания.

Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к

спонтанной организации мыслительного процесса. Они не умеют точно оценивать

для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при

формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо

запомнить. И те, и другие плохо фиксируют информацию в памяти. Главное же

различие между детьми и стариками состоит в том, что дети лучше помнят

недавние события, в то время как старики — события, более удаленные во

времени (поскольку новые впечатления они обрабатывают недостаточно

эффективно).

В целом память адаптируется к жизненным условиям и нормально

функционирует до глубокой старости, но только если человек постоянно

использует ее. При недостаточной мотивации она слабеет, часто переключается

на работу в других сферах.

На качество работы человеческой памяти оказывают влияние многие факторы.

Главные причины неудовлетворительной работы памяти имеют психологический

характер (за исключением патологических случаев).

Ум такого человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не

остается места ни для чего иного, что могло бы стимулировать память. В

сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет

за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах. Подобное болезненное

состояние усугубляется навязчивыми мыслями, когда человек силится и не

может вспомнить совсем не относящийся к существу дела факт. Нервное

напряжение окончательно блокирует память

Если перед вами встанет трудный вопрос, и вы не сможете сразу же извлечь

из памяти нужную информацию, просто проигнорируйте его, продолжая разговор

на ту же тему. Таким образом, вы сумеете справиться с волнением и не

потеряете нити разговора. Кроме того, при этом выигрывается время,

необходимое для восстановления в памяти забытого. Память редко возвращается

мгновенно, и чем больше факторов затрудняют ее работу, тем больше времени

требуется подсознанию для поиска нужной информации.

Забыв какое-то слово, человек начинает беспокоиться, волнуется, не

понимая, что тем самым он только ухудшает свое положение. У памяти есть

парадоксальная особенность: чем дольше и сильнее мы стараемся вспомнить

слово, которое "вертится на языке", тем больше времени требуется нам для

сознательного извлечения его из памяти. Дело в том, что при попытке

ускорить процесс вспоминания мы начинаем нервничать и этим затрудняем

работу мозга. Только переключив внимание на другой предмет, мы позволяем

нашему подсознанию заняться поиском нужной информации с удобной для него

скоростью.

На работу памяти пагубное влияние оказывают все химические вещества и

медицинские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их весьма

длинен. Это успокаивающие средства, антидепрессанты, антигистаминные

препараты и многие антиэпилептики.

Одна из основных причин проблем с памятью заключается в злоупотреблении

снотворными, поскольку ими пользуются чаще и регулярнее, нежели другими

средствами. Снотворные вызывают сонливость и заторможенность, притупляя

бдительность и внимание. Аналогичный эффект обусловливают некоторые

сердечные препараты. Нарушение памяти заметно у алкоголиков любого

возраста. Алкоголь снижает способность к обучению и замедляет мыслительные

процессы, в результате чего запись и хранение информации осуществляется

некачественно. Всего несколько глотков спиртного достаточно для того, чтобы

нарушить кратковременную память. Даже умеренные дозы алкоголя пагубно

отражаются на познавательных процессах мозга (абстрактное мышление,

обработка информации, запоминание).

Последствия алкогольного опьянения весьма долго сказываются на работе

головного мозга.

Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбудимость, сердцебиение,

несовместимые со вниманием. В идеале, для нормального функционирования

памяти мозг должен быть одновременно насторожен и расслаблен.

Злоупотребление же табаком и кофе лишает человека возможности расслабиться.

Существует много иных физических расстройств, которые плохо сказываются

на функции памяти: повышенное артериальное давление, сахарный диабет (даже

в легких формах), заболевания щитовидной железы, последствия анестезии,

снижение слуха и зрения, отравление пестицидами, авитаминоз (особенно

алкогольный).

Проблемы с памятью возникают при различных опухолях мозга, хотя последние

провоцируют в основном эпилепсию и нарушение моторной функции организма.

Наиболее опасным заболеванием, обусловливающим полную или частичную амнезию

(потерю памяти), является болезнь Альцгеймера. В мозгу больного

катастрофически уменьшается количество нейромедиаторов, ответственных за

работу памяти и внимания. Пораженные участки сначала локализуются в

гиппокампе и в миндалевидном ядре, являющемся частью лимбической системы.

Дефицит ацетилхолина в этих участках мозга ведет к роковым последствиям.

Больной редко может вспомнить название показываемых ему предметов. Причины,

вызывающие это заболевание, до сих пор еще хорошо не выяснены.

2.2.Как бороться с рассеянностью?

Рассеянность обусловлена не плохой памятью человека, а недостатком

внимания к некоторым повседневным вещам, столь необходимым в момент записи

информации. Большая часть неприятных случаев с забывчивостью связана с

автоматическими действиями. Например, мы бессознательно запираем дверцу

автомобиля, а потом не можем вспомнить, заперли ее или нет. Или солим суп,

не прерывая разговора с соседом по столу, а через несколько минут вновь

хватаемся за солонку.

Первое необходимое условие для избавления от привычного автоматизма

движений или действий – пауза.

Спешка — главный враг в борьбе с забывчивостью и рассеянностью.

Второй принцип корректировки внимания – умение сосредоточится на данном

моменте.

По-научному это означает осуществить мысленный процесс, ориентированный

на решение конкретной задачи, не распыляясь на другие проблемы.

Третий принцип – незамедлительность действия.

Как только вы столкнулись с мелкой проблемой, требующей незначительного

времени для ее разрешения, немедленно выполните ее либо подготовьте

условия, чтобы сделать это в ближайший подходящий момент.

Правда, существуют ситуации, когда концентрация внимания просто

невозможна. Самая ужасная из них - депрессия, при которой мрачные мысли

целиком завладевают сознанием человека. Подстать ей - эмоциональный стресс,

спешка, отключение от темы, посторонние помехи. Во всех этих случаях мы

лишаем себя способности собраться с мыслями и продумать свои ближайшие

действия.

При усталости лучше отложить на время выполнение трудных заданий и

принятие серьезных решений.

Эмоции в большой степени влияют на нашу память. Как позитивные, так и

негативные, эмоции буквально "впечатываются" в нашу память. Они отбирают

для нас наиболее важную информацию. В основном мы долго помним вещи и

события, которые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали, порадовали или

сильно раздосадовали.

Работа подсознательной памяти в большой степени зависит от настроения, при

котором происходила запись информации.

Проблемы со вниманием нередко имеют корни в раннем детстве. Замечено, что

недостаток внимания у детей бывает, обусловлен их гиперактивностью. Во

взрослом состоянии у людей, бывших в детстве гиперактивными, снижена

метаболическая активность мозга и, следовательно, повышена

предрасположенность к рассеянности внимания.

Заключение

Механизмы долговременной памяти связаны со структурными изменениями в

нейронах. Можно выделить несколько нейрохимических механизмов, связанных с

образованием, консолидацией и хранением энграмм.

Важная роль в образовании устойчивых временных связей (обучении )

принадлежит повышению эффективности синаптической передачи. Некоторые пути

повышения проводимости синапсов мы обсудили ранее. Остановимся более

подробно на функции т.н. информационных молекул.

В 50-ых годах шведский исследователь Хиден установил тесную связь между

степенью выработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах

соответствующих моторных центров. В ходе обучения содержание РНК в нейронах

заметно повышалось. Хиден обнаружил, что нейроны - самые активные

продуценты

РНК в организме. В одном нейроне содержание РНК может колебаться от 20 до

20 000 пикограмм, причем ,нейроны, содержащие наибольшее количество РНК,

оказывались ответственными за хранение большого объема информации. На

основании этих данных Хиден высказал предположение, что именно молекула РНК

является главным нейрохимическим субстратом памяти.

Список используемой литературы:

1. А.С. Солодков Е.Б. Сологуб «Физиология Человека» М., 2001г.

2.Энциклопедия «Физиология Человека»

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.