уровня физической подготовленности.
Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять
12-15 человек.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на
разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса
к занятиям спортом.
Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от
студентов основной медицинской группы.
В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа
постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и
умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок.
Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного
материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-
прикладной физической подготовки, а также из различных средств,
направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам
интереса к занятиям спортом.
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по
основам теории, методики и организации физического воспитания, на
формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно
заниматься физической культурой и спортом.
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются
студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и
нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения
спортивного совершенствования.
На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным
медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера
заболевания и функциональных возможностей организма студентов.
Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного
преподавателя.
Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении
преимущественно направлен на:
укрепление здоровья,
закаливание организма,
повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-
прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными
и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.
Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный
материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-
прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для
устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На
теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного
контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом
отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-
прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных
возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой
прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и
систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных
занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,
доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её
повышение.
Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в
специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.
Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения
приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую
подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были
переведены в подготовительное учебное отделение.
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями
физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов
специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных
занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и
подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по
окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую
группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других
объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты
переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.
Зачётные требования и обязанности студентов
Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому
воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым
студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом
теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты,
полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е.
выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и
нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической
подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных
соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов
определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического
воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются
студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую
подготовку.
Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную
книжку студентов в конце каждого семестра.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:
систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и
практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и
совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому
воспитанию в установленные сроки;
соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься
физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных
мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять
самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и
спортивной подготовкой;
иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь,
соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития их в
«образовательный» период жизни (7 –25 лет) , но и в дальнейший период ( для
людей среднего и пожилого возраста ) , что является вторым этапом в жизни
человека при воспитании физических качеств .
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ТРЕНИРОВКИ
Система физических упражнений, направленных на повышение функционального
состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется
оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная
тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является
повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих
стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и
пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном
обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические
изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику
занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего
подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают
следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип
нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность,
периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность
интервалов отдыха между занятиями.
ТИП НАГРУЗКИ
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде
всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной
тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной
избирательной направленностью:
1 тип -- циклические упражнения аэробной направленности, способствующие
развитию общей выносливости;
2 тип -- циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной
направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;
3 тип -- ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако
оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и
сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на
развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это положение особо
подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной
медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей
среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения,
аэробной на- правленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А. Виру,
1988,идр.).
Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором,
определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является
именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК .
В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для
развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в .нагрузках
скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений).
Кроме того, у .лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение
факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального
давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений
аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип
Страницы: 1, 2, 3