Рефераты. Этические проблемы трансплантологии

Этические проблемы трансплантологии

Этические проблемы трансплантологии

В. В. Розанов утверждал: «Смерть также метафизична, как и зачатие». Для

религиозного сознания это очевидно. Для антропоцентризма данное суждение

приобретает смысл лишь в конкретных ситуациях Одна из таких ситуаций —

стремительный выход трансплантации на уровень массовой практики и столь же

стремительный рост деклараций и документов этического характера,

принимаемых профессиональными ассоциациями, инструкций и новых законов,

которые разрабатывает и предлагает современное право и принимают

современные государства Европы и Америки, Азии и Африки. В 1992 году в

России также начинает действовать специально разработанный Закон РФ «О

трансплантации органов и (или) тканей человека».

Нельзя не обратить внимание, что даже такие выдающиеся открытия, как

изобретение, например, шприца и игл, или использование рентгеновского

излучения, или открытия микробиологии и бактериологии и даже формирование

«эры антибиотиков» не сопровождались созданием и принятием новых

законодательных актов. Это свидетельствует о том, что выход трансплантации

на уровень «физического» управления смертью человека является не

узкоспециальным, частным медицинским вопросом, но серьезной социокультурной

проблемой.

В чем заключается это «физическое» управление? Физиологии, философии и

религии давно известно, что естественная смерть есть не мгновенный акт, а

относительно длительный процесс. Биологическая смерть определяется как

«состояние необратимой гибели организма» и традиционно исчисляется

единством трех признаков: прекращением сердечной деятельности (исчезновение

пульса на крупных артериях, прекращением биоэлектрической активности

сердца); прекращением дыхания; исчезновением всех функций центральной

нервной системы. В 1959 году французские невропатологи Моллар и Гулон

описали состояние запредельной комы, что было началом становления концепции

«смерти мозга».

В течение 20 лет вопрос о тождестве понятий «биологическая смерть» и

«смерть мозга» не стоял. Это четко зафиксировано в Большой Медицинской

Энциклопедии: «Понятие «смерть мозга» не идентично понятию «биологическая

смерть», хотя наступление биологической смерти в этих случаях неизбежно». В

80-е годы под влиянием целей и задач трансплантологии начинается процесс

сближения и идентификации этих понятий. Н. В. Тарабарко констатирует, что в

80-х годах «концепция смерти мозга как биологической смерти индивидуума

применительно к задачам трансплантации была законодательно закреплена во

многих странах». Вполне закономерно, что в обществе возникает конкретная

оценка подобного и весьма условного отождествления как «исключительно

прагматической констатации конца жизни». Если общество принимает

«прагматическую смерть мозга», то нет оснований не придерживаться

аналогичной логики и при решении вопроса об искусственном поддержании

умершего в его жизненных функциях до тех пор, пока его органы не станут

необходимы, и лишь после «забора» или «изъятия» (опять же искусственно)

обеспечить смерть, теперь уже биологическую. «Прагматический» исход

трансплантации в значительной степени способствует формированию у медицины,

наряду с традиционно здравоохранительной, новой функции —

смертеобеспечения. А это, в свою очередь, равнозначно принципиальной

переоценке отношения общества к медицине и здравоохранению, пациента к

врачу, переосмыслению традиционного социального доверия к этической

безупречности врачевания.

В настоящее время трансплантация — одно из направлений практического

здравоохранения. По данным IX Всемирного конгресса трансплантологов (1982

г.), пересажено сотни сердец (723), десятки тысяч почек (64000) и т. д.

Пока трансплантологические операции исчислялись единицами и носили

экспериментальный характер, они вызывали удивление и даже одобрение. 1967

год — год, когда К. Бернардом была произведена первая в мире пересадка

сердца. За ней в течение 1968 года была произведена еще 101 подобная

операция. Эти годы называли в прессе временем «трансплантационной эйфории».

Она была вызвана не только профессиональной уникальностью подобных

операций. Пересадка сердца, как никакое другое достижение современной

культуры, с особой остротой поставило перед ней блок философско-

антропологических проблем: что такое человек? что определяет личность? в

чем заключается человеческая самоидентичность?

Расширение практики трансплантологии не снимает антропологическую

«остроту» и сопровождается усилением этико-правовой напряженности вокруг

этого вида медицинской деятельности. Среди многочисленных видов и подвидов

морально-этических вопросов, которые сопровождают буквально каждую

трансплантологическую операцию, можно выделить следующие: можно ли говорить

о сохранении права человека на свое тело после смерти? каков морально-

этический статус умершего человека? возможно ли научно-обоснованное

донорство? морально ли продление жизни одних людей за счет других? обладает

ли смерть этическим смыслом? каковы социокультурные перспективы научно-

практического использования человека? Один из способов нахождения ответов

на эти вопросы заключается в обращении к истории трансплантации.

История трансплантации. Историки медицины не случайно выделяют в истории

трансплантации начало собственно научной трансплантации, датируя его XIX

веком.

Первые исследования по проблемам трансплантации историки медицины

связывают с итальянским доктором Баронио, немецким врачом Райзиндером.

Особое внимание уделяется деятельности по созданию костнопластической

хирургии Н. И. Пирогова. Нельзя не упомянуть и о первой диссертации Пауля

Берта (1865 г.) на тему «О трансплантации тканей у животных».

Исследователи Е. К. Азаренко и С. А. Позднякова разделяют развитие

трансплантологии на два этапа. На первом этапе трансплантация предполагала

удаление хирургическим путем патологических изменений тканей и

аутопластику. Второй этап связан с собственно «гомотрансплантацией», т. е.

заменой утратившего функциональность органа новым (будь то почка, сердце,

легкие). Значимыми вехами второго этапа являются экспериментальные

пересадки почки А. Карреля; первая ксенотрансплантация почки (от свиньи)

Ульмана (1902 г.); первая в мире пересадка кадаверной почки (от трупа, так

называемая аллотрансплантация) Ю. Вороным (1931 г.); первая имплантация

искусственного сердца В. П. Демиховым (1937 г.); первые успешные пересадки

почки от живых доноров в клинике Д. Хьюма (1952 г.); разработка действующей

модели искусственного сердца для клинических целей У. Колффом и Т. Акуцу

(1957 г.); первая в России успешная пересадка почки в клинике Б. Петровским

(1965 г.); первая в мире пересадка сердца от человека к человеку К.

Бернардом (1967 г.); публикация «гарвардских» критериев «смерти мозга»

(1967 г.); организация Евротрансплантата В. Роодом для обмена органами по

тестам гистологической совместимости (1967 г.); создание НИИ трансплантации

органов и тканей АМН СССР Г. Соловьевым (1967 г.); первая в России успешная

пересадка сердца в клинике В. Шумаковым (1986 г.); принятие Верховным

Советом РФ Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992

г.).

Выделение истории научной трансплантации означает признание существования

трансплантации «ненаучной», или точнее, донаучной. Ведущей идеей донаучной

трансплантации, которая остается значимой и для современной медицины,

является идея «переноса жизни». В древних языческих культурах за субстанцию

жизни принималась кровь. Возникновение болезни связывали с ослаблением

жизненных сил в крови, и поддержание этих сил осуществлялось с помощью

вливания «здоровой крови». История врачевания и знахарства полна историями

переливания крови от животных, младенцев людям пожилого возраста с целью

достижения омоложения. У Овидия Медея именно так, вливая старцу Пелию кровь

овцы, возвращает ему юность. Гиппократ полагал, что употребление, например,

злым человеком крови овцы может изменить душевные свойства человека.

Мифо-идеологическое явление вампиризма с его ритуально-сакральными

манипуляциями с кровью послужили основанием для практически 100-летнего

запрещения Ватиканом любых форм переливания крови. Одно несомненно:

переливание крови как научный метод возникает из магии крови. Весьма

характерно в этой связи суждение доктора И. Т. Спасского, который в 1834

году, принимая участие в обсуждении метода переливания крови во время

родов, писал: «Вводимая в сих случаях (потеря крови при родах) в вену

кровь, вероятно, действует не столько своим количеством, сколько

живительными свойствами, возбуждая деятельность сердца и кровеносных

сосудов».

Рассматривая историю трансплантации, мы не случайно останавливаемся на

проблеме переливания крови. Переливание крови, как обеспечение «переноса

жизни», является логическим началом теории и практики пересадки органов и

тканей. Но можно говорить не только о логической связи между

трансплантацией и переливанием крови, но и о связи конкретно-исторической.

Исследователи В. Прозоровский, Л. Велишева, Е. Бурштейн, Ч. Гусейнов, И.

Воронова, А. Сокольский, А. Ульянов констатировали: «Развитию современной

проблемы трансплантации органов послужило оригинальное открытие русских

хирургов — переливание трупной крови. Это явилось толчком к созданию

первого советского законодательства о праве изъятия у трупов крови, костей,

суставов, кровеносных сосудов и роговиц». Первое в мире отделение по

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.