Рефераты. Этические проблемы искусственного оплодотворения

Этические проблемы искусственного оплодотворения

Министерство здравоохранения РФ

Российский государственный медицинский университет

Кафедра философии

Реферат

Дисциплина: Биомедицинская этика

Тема: Этические проблемы

искусственного оплодотворения

Преподаватель Силуянова И.В.

Выполнен Кукайло Н.В.

Группа 692

Москва-1999

Вопросы этики искусственного оплодотворения — это проблемы отношения к

началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают

в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней,

недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения, это отношение

не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее

начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация — это борьба с

возникновением человеческой жизни, то, искусственное оплодотворение — это

борьба за возможность ее возникновения.

Показательно, что в этой «борьбе» искусственный аборт и искусственное

оплодотворение тесно связаны между собой: практика искусственного аборта

поставляет пациентов для практики искусственного оплодотворения. Так, по

некоторым данным, распространенность искусственного аборта как одного из

способов планирования семьи ведет к росту вторичного (приобретенного)

бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является

осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия

остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его

структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия .

Таким образом, очевидно, что исторически потребность в искусственном

оплодотворении вырастает отнюдь не только из потребностей борьбы с

собственно бесплодием вообще, сколько из потребностей борьбы с трубным

бесплодием — эпифеноменом медицинской деятельности и либеральной идеологии.

Эпидемия абортов 2-ой половины XIX века исторически и логически связана с

разработкой методик искусственного оплодотворения. Проф. И. Мануйлова

констатирует: медицинская рекомендация к «экстракорпоральному

оплодотворению, как правило, является следствием анатомических нарушений в

маточных трубах вследствие искусственного аборта».

Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного

оплодотворения: «новая технология размножения», «техногенное производство

людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия: «избирательный

аборт», «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения»,

«суррогатное материнство» и т. п. Каждое из этих понятий — реальная единица

«этического минного поля», которое новые репродуктивные технологии создают

для современной культуры. Как быть с эмоционально-психологическим миром

личности, рожденной «в пробирке», ее моральным самосознанием, ее

юридическими правами, социальным статусом в конце концов? А как отнестись к

такой тенденции — «в полной семье сегодня детей рождается меньше, а вне

брака — больше, чем 30 лет назад».

Давно уже перестали рассматриваться на уровне фантастики идеи

искусственного оплодотворения спермой «генетически полноценных доноров».

Сегодня понятие «полноценность» предполагает подбор донора в смысле цвета

глаз, волос, национальности и «этнических особенностей реципиентки». Далеко

ли от так понимаемой «полноценности» до заманчивой идеи о получении с

помощью генетических манипуляций на эмбриональном уровне человеческого

существа с заранее заданными свойствами? Тем более, что уже сейчас наука

располагает возможностью управления выбором пола.

Идея «управления» на уровне эмбрионального материала неразрывно связана с

искусственным оплодотворением, как бы ни хотели многие закрывать на это

глаза. Симптоматично, что в трех фундаментальных типологических моделях

искусственного оплодотворения оно никогда не являлось самоцелью, но всегда

выступало лишь средством для решения другой задачи — задачи

совершенствования человека. Эта задача ставится и в селекционно-

зоотехнической модели. Эта задача стоит и в научно-мифологической

(фантастической) модели (создание искусственного человека — гомункула,

искусственного интеллекта и т. п.). Для цели совершенствования и таким

образом спасения человека совершается и непорочное зачатие Богородицы.

Очевидно, что для реализации идеи «управления» особенностями человека

технологически, этически и политически еще далеко. Сейчас же врачей и

общественность беспокоит здоровье «пробирочных детей».

По данным диссертационного исследования Бахтиаровой В. О. «Состояние

здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения

и искусственного осеменения», из 82 пробирочных детей — 44 имели

неврологическую симптоматику. Среди наиболее часто встречающихся

расстройств: «задержка внутриутробного развития — 29,3% (от общего числа

исследованных детей, зачатых методом ЭО), 28,3% (от общего числа

исследованных детей, зачатых методом ИО)», «асфиксия при рождении — 89,4%

(ЭО), 90,5% (ИО)», «неврологические изменения — 53,6% (ЭО), 38,3% (ИО)»

К опасениям общего характера, высказанных автором, относятся:

1. В какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин,

способствуют повышению генетического груза в популяции за счет рождения

детей с врожденной и наследственной патологией?

2. Каково влияние медикаментозных средств, длительно используемых при

лечении бесплодия (особенно гормонов) на плод?

3. Какова генетическая опасность использования спермы донора при

искусственном оплодотворении?

К этим опасениям можно добавить и следующие вопросы:

не станет ли метод искусственного оплодотворения косвенной поддержкой

тенденции «асексуального размножения» и в итоге основанием принципиальных

сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Можно ли опасаться

культурологических, демографических сдвигов в результате изменения

структуры семейно-брачных, родственных отношений? Ответы на эти вопросы

предполагают освещение истории и динамики создания технологий

искусственного оплодотворения.

История вопроса. Идея «непорочного зачатия» стара как мир. Степень и мера

ее влияния на возникновение идеи искусственного оплодотворения вряд ли

может быть определена точно. Но очевидно, что в основе попыток разработать

методы искусственного оплодотворения лежит принцип — «для искусственного

оплодотворения совокупление не существенно и не необходимо». Тем более

аналогия оплодотворения без совокупления в животном мире у рыб, например,

есть. Неудивительно, что метод искусственного оплодотворения начинает

использоваться впервые в ветеринарии.

Первый известный науке опыт искусственного оплодотворения на собаках был

произведен в конце XVIII века (1780 г.) аббатом Спаланцани. С 1844 г. метод

искусственного оплодотворения начинает использоваться для оплодотворения

кобыл и коров. Так, публикации в журнале «Вестник конозаводства» за 1902

год свидетельствует, что метод искусст. оплодотворения в случаях сужения

канала шейки матки кобыл вполне испытан и вошел в общее употребление.

Среди пионеров-разработчиков этой методики в России известен И. И.

Иванов. С 1899 года он начинает публиковать свои работы по искусственному

оплодотворению над различными видами животных. Исследователи именно ему

отдают пальму первенства в выдвижении идеи о возможности оплодотворения в

искусственной среде. Основываясь на многочисленных экспериментах над

животными, он опровергает мнение о необходимости секретной деятельности

придаточных половых желез при акте оплодотворения.

В конце XIX века идеи искусственного оплодотворения начинают

использоваться и для «борьбы с женским бесплодием». В 1917 году доктор

Ильин Ф. констатирует, что к 1917 году наука располагает 69 описанными и

успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего

мужа.

Благодаря изданию «Пол, секс, человек» (Пер. с фран., изд-во «Мир», 1993

г.), российская общественность узнала о существовании «скандальной»

диссертации Ж. Жерара (1885 г.) «Вклад в историю искусственного

оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)», которая получила

во Франции в свое время большой общественный резонанс. И это неудивительно.

Во 2-ой половине XIX века интимная жизнь супругов (т. е. то, что входит

сегодня в понятие репродуктивной медицины — контрацепция, бесплодие) не

находилась еще в компетенции медицины. Работа Ж Жерара была своеобразным

вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в

Бордо в суде по аналогичному поводу было принято решение, что

«искусственное осеменение противно законам природы».

Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. В 1884 году во

Франции принимается закон о разводе, что становится серьезным социальным

основанием не только для продолжения дебатов об искусственном

оплодотворении, но и социальным «мотивом» продолжения научных разработок

этого направления. Показательно, что в 1925 году доктор Шорохова А. А. в

своем докладе на VI съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров в

Ташкенте рассматривает искусственное оплодотворение не только как метод

преодоления бесплодия (который в случае искусственного осеменения спермой

донора или мужа (ИОСДиМ) связан, как правило, с мужским бесплодием), но как

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.