Рефераты. Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

кружка или квадратика либо изображается заштрихованным. Родители, их братья

и сестры располагаются на одной линии, дети также располагаются по

горизонтали, но ниже родителей, а их дедушки, бабушки - выше родителей.

Номера поколений по старшинству считаются сверху вниз.

При доминантном наследовании признака его можно обнаружить у одного

или у обоих родителей, а также у дедушки или бабушки. При рецессивном насле-

довании признак может обнаруживаться только в одном из поколений у 25% его

членов. Доминантный признак в схеме родословной наглядно выступает по вер-

тикали, тогда как рецессивный - только по горизонтали.

Есть признаки, наблюдаемые у лиц определенного пола. Это означает, что

ген, кодирующий такой признак, располагается на одной из половых хромосом.

Если такой ген локализуется на Х - хромосоме, то данный признак будет наблю-

даться только у мальчиков, так как у девочек другая такая же Х - хромосома

мо-

жет нести ген данного признака с иной характеристикой. У женщин признак,

кон-

тролируемый Х - рецессивным геном, не проявляется, но находится в скрытом

со

стоянии, и они передают половине своих сыновей. Признаки, закодированные на

Y - хромосоме, по наследству передаются только мальчикам.

Влияние внешнесредовых факторов на развитие организма ребенка.

Каждый человек отличается от другого многочисленными физическими особен-

- 6 -

ностями, которые формируются уже с самого его зарождения и на протяжении

всей жизни. Однако с момента появления мужской и женской гамет, а затем при

их слиянии и образовании оплодотвореной клетки - зиготы наследственное нача-

ло человека может в определенной степени изменяться под влиянием внешнес-

редовых факторов. При взаимодействии генетических ( наследственных ) и внеш-

несредовых факторов в детском возрасте формируется большое число индивиду-

альных признаков человека.

Внешней средой для ребенка являются прежде всего те условия, которые

создадут его родители и окружающие его люди, различные климатические, геофи

зические и другие факторы. Воздействие среды может существенно изменить ха-

рактер наследственной информации. Она может реализоваться полностью или

частично, от чего будет зависеть выраженность признака. Например, генетичес-

ки обусловлено, что средняя масса ребенка при рождении составляет 3300-3700

грамм, а рост - 49-52 см. Но если во время беременности мать плохо питается

или же из крови матери в кровь ребенка поступает недостаточно питательных

веществ либо что-то мешает их усвоению, то ребенок может родиться с массой

2000- 2500 г и ростом 43- 45 см. Такой новорожденный будет незрелым и по не-

которым другим признакам. Чтобы способствовать наиболее полной реализации

его наследственной информации, родителям и врачам приходится принимать ряд

мер, усиливающий рост ребенка.

Весь комплекс признаков, сформировавшийся во время взаимодействия

наследственных свойств организма - генотипа и внешнесредовых факторов, назы

вается фенотипом. Сумма фенотипических признаков составляет основу консти-

туциональных особенностей ребенка. То, что на характер наследственных приз-

наков можно влиять факторами внешнесредового воздействия, имеет очень важ

ное значение. Это позволяет родителям, медицинским работникам, педагогам и

другим специалистам целенаправленно влиять на развивающийся организм ре-

бенка, формировать у него положительные личностные качества, воспитывать

физически идуховно гармонично развитого человека.

Биологическое и социальное в формировании растущегоорганизма. На любом

этапе своего развития человек является природным существом, а по-

тому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое,

природное есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно

существенно

разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными усло-

виями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения

между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказыва-

ет наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка.

В настоящее время всем хорошо известен феномен акселерации, то есть

- 8 -

рождение детей с большей массой тела, ростом и последующим ускоренным

развитием их в течение всего периода детства. Это явление отмечалось в СССР

до “ перестройки” и во многих других развитых странах. Ученые считают, что

в ос-

нове этого феномена лежало прежде всего улучшение социальных условий суще-

ствования человека, возросшая забота о матери и о ее ребенке, употребление

в пищу полноценных белков, витаминов и других биологических стимуляторов.

Ге-

нетический материал, характерный для человека как биологического вида, оста-

лся прежним, но меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста и

развития работать в ином ритме. Особенно активно можно воздействовать на

растущий организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов,

как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональ-

ное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие про-

цедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может

обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррек-

ции многих дефектов генетического характера.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенст-

вовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и

централь-

ная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закре

плялись в генетическом материале и передовались по наследству. Однако психи

ческое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе вос-

питания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков.

Ес-

ли человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями

мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие

его

как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда де-

ти раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались

искусстве

нной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности

возможно лишьв окружении других людей при активном и пассивном обучении

поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспита-

ния. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с

молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению

первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и

имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого

года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все

новое, в их характере преобладает доброта, cочувствие к другим людям. Во

вто-

ром полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его

людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляет-

- 9 -

ся не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происхо-

дит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более ста-

рших детей. В связи с этим важная роль пренадлежит окружающим условиям.

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, стано-

вится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка,

братья,

сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь

когда

ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о де-

тях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в

этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей мо

жет привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблаго-

приятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопа-

тических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семе-

йная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению

к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преймущественно

строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли

в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официаль-

ность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не

проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым

контролирова-

нием, назидательностью и марализаторством, допускают оскарбления и униже-

ния, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети выраста-

ют неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и

притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только

в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало

преймуществ - у них больше возможности для развития своей активнос-

ти, они чаще проявляют творческий подход , оригинальность, дружеские

чувства,

обнаруживают больше эммоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их

сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

Именно такая семейная микросреда в наибольшей степени способна вызвать у

ребенка “ чувство полной защищенности” ( А. С. Макаренко ), что так важно

для его психического здоровья.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое

влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гар-

моничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации

в семье, разводы родителей, воспитание “ единственного” ребенка и др. В

таких

семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом раз-

витии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация ор-

- 10 -

ганизма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослабле-

нию его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых фа-

кторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физичес-

кие, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние

этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к

аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-пси-

хических растройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения

нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально -

экономическая структура общества, система государственных и медецинских

профилактических мероприятий. Примером тому служил тот факт, что в бывшем

СССР распространенность нервно-психических болезней примерно в 3 раза бы-

ла ниже, чем в развитых капиталлистических странах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Г. И. Герасимович, М. И. Делец, М. П. Дерюгина, Н. А. Дисько

С. П. Самуэль, Е. В. Малашевич, А. Л. Петрашкевич, Н.Е. Савченко

И. Н. Усов, А. К. Устинович, И. П. Ховратович, И. А. Чаховский,

В. Ф. Чигирь, И. П. Шамякин

“ ИНЦИКЛОПЕДИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ” Минск 1987.

- 11 -

- 8 -

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.