Рефераты. Автомобильная травма

Переезд как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко

и исключительно в случаях, когда пострадавший перед происшествием находится

в горизонтальном положении на дороге. Значительно чаще переезды наблюдаются

в сочетании с другими видами автомобильной травмы. В этих случаях принято

говорить о комбинированных видах автомобильной травмы. Особенно часто

переезды наблюдаются в сочетании с травмой от столкновения автомобиля с

пешеходом и травмой от выпадения из движущегося автомобиля. В подобных

случаях переезд колесами автомобиля является конечной фазой травмы.[14]

Повреждения, возникающие у погибших в результате переезда колесами

автомобиля, в большинстве случаев сочетанные, множественные и всегда

значительные и тяжелые. Их преимущественной локализацией является грудная

клетка, области живота и таза. Смертность при травме от переезда очень

высока.

Механизм травмы при переезде человека колесом автомобиля является

сложным и во многом зависит от конструктивных особенностей и вида

автомобиля, импульса его движения, массы, радиуса колеса, свойств почвы и

предмета, способности их к сжатию, веса тела жертвы, коэффициента трения и

многих других условий.[15]

Механизм травмы от переезда колесами состоит из нескольких

последовательно наступающих фаз. Количество последних зависит от того,

является ли переезд самостоятельным видом автотравмы или же составной

частью какого-либо комбинированного вида автомобильной травмы.

Непосредственный переезд возможен лишь в момент, когда жертва будет

находиться на дороге перед движущимся колесом в горизонтальном положении.

Сам по себе переезд может быть полным – колесо полностью перекатывается

через тело жертвы, и неполным – колесо въезжает и останавливается в

определенной точке на теле.

При непосредственном переезде наблюдается следующие фазы. Первоначально

тело жертвы, находясь в горизонтальном положении, получает удар движущимся

колесом. Вслед за этим колесо на некотором расстоянии протаскивает тело,

иногда перекатывает его или отталкивает и лишь затем переезжает и

сдавливает.

При переезде возникают весьма разнообразные повреждения, как по своему

характеру, так и по локализации. Каждой фазе переезда присущи свои

повреждения.

Характеристика повреждений. Кожные повреждения при переезде часто

малозначительны и не соответствуют повреждениям внутренних органов и

костей, которые всегда более обширны, распространеннее и тяжелее. Следы на

коже и повреждения мягких тканей, образующиеся при переезде, могут быть

специфическими, характерными и нехарактерными для переезда. К специфическим

следам и повреждениям кожи относятся отпечатки рельефа протектора колеса.

Они могут быть позитивными, отображающими рисунок выступающих частей

протектора, и негативными, отображающими рисунок углублений протектора.

Позитивные отпечатки на коже могут проявляться либо в виде наслоения

различных веществ – пыли, грязи, краски, либо в виде ссадин и

кровоподтеков. Их происхождение связано с трением выступающих частей

протектора о кожу. Механизм возникновения негативных отпечатков протектора

на коже заключается в следующем. В момент переезда колесом той или иной

области тела выпуклые участки протектора оказывают давление на

соприкасающуюся с ними кожу. Вследствие этого находящаяся в сосудах

сдавливаемой кожи кровь резко вытесняется к несдавливаемым участкам,

которые соответствуют углубленным частям протектора. На этих участках в

результате переполнения сосудов выдавленной кровью внутрисосудистое

давление возрастает, и стенки сосуда разрываются, вследствие чего под кожей

образуются кровоизлияния.[16]

Для подтверждения факта переезда колесом автомобиля большое значение

имеют повреждения, возникающие в фазе перетаскивания и непосредственного

переезда колесом, объединенные в группу характерных для этого вида

травмы:1) ссадины кожи от волочения; 2) широкие ссадины; 3) разрывы кожи от

ее перерастяжения; 4) отслоение кожи от подкожножировой клетчатки и

апоневроза (апоневроз – соединительнотканная пластинка, с помощью которой

фиксируются мышцы) с образованием полостей, заполненных кровью; 5)

отпечатки ткани и частей одежды на коже в виде кровоподтеков или

пергаментных пятен. Указанные повреждения отнесены не к специфическим, а к

характерным потому, что они встречаются не только при переездах колесом

автомобиля, но и при других травмах.

Ссадины кожи от волочения представляют собой множественные параллельно

расположенные, линейные, поверхностные царапины, более широкие и глубокие в

месте своего начала и узкие и менее глубокие у своего окончания. Если

смерть наступает быстро, то в результате процесса обезвоживания и

подсыхания кожи отмеченные ссадины пергаментируются и приобретают бурую

окраску. Если период времени между травмой и моментом смерти более

продолжителен, то покрывающая ссадину лимфа подсыхает, образуя нежные,

буровато-желтые возвышающиеся корочки. Локализация ссадин кожи от волочения

самая разнообразная. Более часто они образуются на открытых и обнаженных

частях тела – на лице и верхних конечностях.

Кроме описанных специфических и характерных повреждений, при переезде

колесом машины через тело часто возникают повреждения, нехарактерные для

автомобильной травмы. Среди них преобладают ссадины в сочетании с

кровоподтеками и ранами. Среди последних преобладают ушибленные, ушибленно-

рваные и скальпированные раны с локализацией в области лица, головы, нижних

конечностей и таза. Рваные раны образуются в местах костных выступов от

перерастяжения кожи, особенно часто в области гребня подвздошной кости, на

груди, в области ключиц и в других местах.

Характер и локализация повреждений грудной клетки определяются силой

сдавления, направлением ее действия, положением жертвы в момент

соприкосновения с колесом, а также площадью соприкосновения колеса с телом.

Величина этой площади определяется не только шириной баллона, но и

направлением его движения. Когда колесо переезжает в строго

перпендикулярном по отношению к длинной оси тела направлении, число

повреждений меньше, чем при переезде тела в косом или продольном

направлении.

Для переезда грудной клетки и живота характерно возникновение

малозначительных повреждений кожи и мягких тканей и обширных,

множественных, тяжелых повреждений костного скелета и внутренних органов.

Переломы ребер наблюдаются в подавляющем большинстве случаев переезда

грудной клетки колесами. В происхождении переломов ребер имеют значение два

механизма – удар и сдавление колесом. Наиболее характерными признаками

повреждений ребер при переезде являются следующие:

закрытый характер повреждений;

значительное число переломов, преимущественно V-VIII ребер, выдающихся

наружу;

преимущественно двустороннее их расположение;

множественность переломов на протяжении реберной дуги по двум и более

анатомическим линиям;

сочетание разных по механизму переломов – от удара и сдавления;

более значительные переломы на стороне грудной клетки, на которую колесо

въезжает, чем на противоположной;

изменение конфигурации грудной клетки – ее деформация, обусловленная

значительными переломами ребер и др.[17]

При переезде грудной клетки переломам ребер постоянно сопутствуют

повреждения ключиц, лопаток, грудины, остистых отростков и тел позвонков.

Переломы указанных костей, за исключением остистых отростков позвонков,

ничего характерного не представляют. Их частота, характер и локализация

самые различные, а механизм возникновения связан с давлением колеса.

Переломы ключиц редки. Они, как правило, закрытые, локализуются в средней

ее части, обычно в косом направлении и реже бывают оскольчатыми.

Автомобильная травма нередко сопровождается множественными переломами

таза, приводящими к нарушению целости тазового кольца.[18] Переезд таза

колесом автомобиля может произойти лишь при положении пострадавшего на

животе или спине и исключается при положении его на боку. Переломы костей

таза при переезде возникают от удара вращающимся колесом и главным образом

от сдавления.

В месте удара и въезда колесо затрачивает наибольшую энергию для

преодоления препятствия. В связи с этим на этой стороне образуются более

обширные повреждения мягких тканей и костей, чем на противоположной стороне

таза, с которой колесо скатывается. Колесо может переезжать таз в различных

направлениях – поперечном по отношению к длинной оси тела, в косом и

продольном. Характер и локализация переломов таза определяется многими

причинами: направлением переезда, весом автомобиля, положением

пострадавшего, состоянием грунта, наличие или отсутствие на пострадавшем

плотной одежды и другими моментами.[19]

При переезде колесом через таз могут возникать:

изолированные переломы отдельных костей, не сопровождающиеся нарушением

непрерывности тазового кольца;

множественные переломы костей таза с нарушением непрерывности тазового

кольца.

Изолированные переломы отдельных костей нехарактерны для переезда и

встречаются редко. Они наблюдаются при переезде колесами через жертву,

лежащую на мягком грунте (песке, снегу); в случаях, если на теле плотный

слой одежды; когда автомобиль имеет относительно небольшой вес. Более

характерны для переезда множественные двусторонние переломы костей с

нарушением непрерывности тазового кольца во многих местах. Эти переломы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.