Рефераты. Арт-терапия в школе

Арт-терапия в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 86

РЕФЕРАТ

«Арт-терапия в школе»

Выполнила:

Утробина Анастасия

ученица 11 класса «В»

Проверила:

Ившина Е.А.

Ижевск, 2003 г.

«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что

терапевтично, часто представляет творческий процесс».

Карл Роджерс

Содержание

Введение 4

Экскурс в историю 5

Понятие «Арт-терапия» 6

Особенности учащихся выпускных классов 9

Понятие «Стресс» 9

План проведения занятий по арт-терапии 12

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

За красивым словом «АРТ-ТЕРАПИЯ» скрывается гораздо больше серьезных

вещей, нежели принято думать. Обывательская точка зрения на методику

лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь

кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо. Более

информированная часть населения осведомлена о различных художественных

тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих

психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний. Уровень

информированности об этом направлении психротерапии, увы, пока еще

оставляет желать лучшего. А по сути дела, это новый комплекс средств,

позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался

ранее особо талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас АРТ-ТЕРАПИЯ

приобретает всё больший вес.

Огромный контингент врачей начинает осознавать роль и масштабы

природных сил, заложенных в человеке. Потому арт-терапия занимает в

комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека место,

достойное её значимости.

Цель:

Дать определение арт-терапии, познакомить читателя с возможностями арт-

терапии в системе общего образования и арт-терапевтическими техниками,

выступающими в качестве эффективного средства помощи учащимся старших

классов в стрессовых ситуациях.

Задачи:

1) Проанализировать специальную литературу.

2) Составить возможный план проведения групповых занятий по арт-терапии.

Экскурс в историю

Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики,

пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка образов.

Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как

своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии

сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве. Здесь

непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного

бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно

преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал

эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.

Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-

коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего

несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце

XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное

выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности,

само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией

– вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.

Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин

«АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает

лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения

человеком своего психо-эмоционального состояния.

Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при

описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными

больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам

терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия,

танцедвигательная терапия и т.п.).

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия

начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в

тесной связи с психотерапией.

В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые

способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной

специальности.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация,

объединявшая арт-терапевтов – практиков. Подобные ассоциации возникли

впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов),

Голландии, Японии.

1980 – 1990 гг. ознаменовались изменением культурного климата. Мир

столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным

существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких

условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов.

В нашей стране последние годы стали временем бурного развития

психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия

вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем,

вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и

перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало

причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей,

которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей

стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры

и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук,

президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой

подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии

творчества.

Понятие «Арт-терапия»

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что

оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области

практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной

страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры

различного понимания арт-терапии.

Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде

всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного

творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние

конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной

деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от

«болезненных переживаний».

Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных

занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои

страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и

«разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания

своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с

проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том,

что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом

более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие – на том,

что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего,

благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя,

третьи – на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и

давать выход деструктивным тенденциям.

Существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-

терапия, вполне естественно. К тому же арт-терапевтическая изобразительная

работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками,

карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также

журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо

иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания

больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.

«Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет

застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои

переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не

относится.

Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях –

вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка

положительно влияет на человека. Например, мать убаюкивает своего малыша

колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по

силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом

снотворного. Методисты ЛФК проводят занятия под музыкальное сопровождение,

позволяющее усилить лечебно-тренировочный эффект процедуры. Акушеры

применяют музыку на определенных этапах родовспоможения.

Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с

раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

. развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память,

мышление (когнитивные навыки);

. изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

. научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные,

двигательные, звуковые средства);

. самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.