МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 86
РЕФЕРАТ
«Арт-терапия в школе»
Выполнила:
Утробина Анастасия
ученица 11 класса «В»
Проверила:
Ившина Е.А.
Ижевск, 2003 г.
«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что
терапевтично, часто представляет творческий процесс».
Карл Роджерс
Содержание
Введение 4
Экскурс в историю 5
Понятие «Арт-терапия» 6
Особенности учащихся выпускных классов 9
Понятие «Стресс» 9
План проведения занятий по арт-терапии 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение
За красивым словом «АРТ-ТЕРАПИЯ» скрывается гораздо больше серьезных
вещей, нежели принято думать. Обывательская точка зрения на методику
лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь
кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо. Более
информированная часть населения осведомлена о различных художественных
тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих
психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний. Уровень
информированности об этом направлении психротерапии, увы, пока еще
оставляет желать лучшего. А по сути дела, это новый комплекс средств,
позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался
ранее особо талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас АРТ-ТЕРАПИЯ
приобретает всё больший вес.
Огромный контингент врачей начинает осознавать роль и масштабы
природных сил, заложенных в человеке. Потому арт-терапия занимает в
комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека место,
достойное её значимости.
Цель:
Дать определение арт-терапии, познакомить читателя с возможностями арт-
терапии в системе общего образования и арт-терапевтическими техниками,
выступающими в качестве эффективного средства помощи учащимся старших
классов в стрессовых ситуациях.
Задачи:
1) Проанализировать специальную литературу.
2) Составить возможный план проведения групповых занятий по арт-терапии.
Экскурс в историю
Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики,
пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка образов.
Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как
своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии
сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве. Здесь
непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного
бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно
преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал
эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.
Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-
коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего
несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце
XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное
выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности,
само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией
– вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.
Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин
«АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает
лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения
человеком своего психо-эмоционального состояния.
Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при
описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными
больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам
терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия,
танцедвигательная терапия и т.п.).
В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия
начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в
тесной связи с психотерапией.
В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые
способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной
специальности.
В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация,
объединявшая арт-терапевтов – практиков. Подобные ассоциации возникли
впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов),
Голландии, Японии.
1980 – 1990 гг. ознаменовались изменением культурного климата. Мир
столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным
существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких
условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов.
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития
психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия
вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем,
вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и
перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало
причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей,
которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей
стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры
и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук,
президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой
подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии
творчества.
Понятие «Арт-терапия»
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что
оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области
практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной
страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры
различного понимания арт-терапии.
Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде
всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного
творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние
конфликты и, в конечном счете, разрешить их.
Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной
деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от
«болезненных переживаний».
Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных
занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои
страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и
«разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания
своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с
проблемой.
Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том,
что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом
более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие – на том,
что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего,
благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя,
третьи – на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и
давать выход деструктивным тенденциям.
Существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-
терапия, вполне естественно. К тому же арт-терапевтическая изобразительная
работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками,
карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также
журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо
иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания
больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.
«Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет
застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои
переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не
относится.
Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях –
вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка
положительно влияет на человека. Например, мать убаюкивает своего малыша
колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по
силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом
снотворного. Методисты ЛФК проводят занятия под музыкальное сопровождение,
позволяющее усилить лечебно-тренировочный эффект процедуры. Акушеры
применяют музыку на определенных этапах родовспоможения.
Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с
раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:
. развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память,
мышление (когнитивные навыки);
. изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
. научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные,
двигательные, звуковые средства);
. самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
Страницы: 1, 2