Рефераты. Строение и эволюция звезд и планет

Но в мире планет мы не встретим даже двух, совершенно похожих друг на друга. Разнообразие физических условий на планетах очень велико. Расстояние планеты от Солнца (а значит, и количество солнечного тепла, и температура поверхности), её размеры, напряжение силы тяжести на поверхности, ориентировка оси вращения, определяющая смену времён года, наличие и состав атмосферы, внутреннее строение и многие другие свойства различны у всех девяти планет Солнечной системы.

Как показывает изучение условий, при которых возможно зарождение и дальнейшее развитие живой материи, только на планетах мы можем искать признаки существования органической жизни. Вот почему изучение планет, помимо общего интереса, имеет большое значение с точки зрения космической биологии.

Изучение планет имеет большое значение, кроме астрономии, и для других областей науки, в первую очередь наук о Земле-геологии и геофизики, а также для космогонии-науки о происхождении и развитии небесных тел, в том числе и нашей Земли.  

Современные представления о планетах сложились не сразу. Для этого понадобилось много веков накопления и развития знаний и упорной борьбы новых, прогрессивных знаний  с взглядами старыми, отживающими.

В древних представлениях о Вселенной Земля считалась плоской, а планеты рассматривались лишь как светящиеся точки на небесном своде, отличавшиеся от звёзд только тем, что они перемещались между ними, переходя из созвездия в созвездие. За это планеты и получили название, означающее  «блуждающие». Наблюдателям древности, было, известно пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

Даже после того как была установлена шарообразная форма Земли, и были впервые определены её размеры (Эратосфеном в III в. до н. э.), после того как стала очевидна ограниченность Земли в пространстве, о природе планет ни чего не было известно. И всё же во взглядах выдающихся мыслителей древности: Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция мы встретим идеи о материальности и бесконечности Вселенной, заполненной бесчисленным количеством миров, подобных нашему, причём многие из них могут быть населены живыми существами. Эти мыслители высказывали весьма интересные идеи и о природе небесных тел.

 

 

Образование планет.

  .Вернемся к спутникам нашего Солнца, к тем обрывкам туманности, которые оторвались от центрального сгустка под действием центробежной си­лы и начали кружиться вокруг него. Именно здесь создаются условия, спо­собствующие разделению легких и тяжелых частиц туманности. Происходит нечто похожее  на наш древний способ добычи золота промывкой из золо­тоносного песка или на просеивание зерна в молотилках. Струя воды  или воздуха уносит  легкие частицы, оставляя тяжелые. Облака-спутники нахо­дятся на очень разных расстояниях от Солнца. Далекие оно почти не гре­ет. Зато в  близких  - его жар испаряет все способное испариться. А его ослепительный ярчайший свет, работая как своеобразный "ветер",выдувает из них  все испарившееся, вообще все легкое, оставляя лишь то, что потя­желее, что "не сдвинешь с места".Поэтому здесь почти не остается лег­ких газов  -  водорода и гелия, основной составляющей газо-пылевой ту­манности. Мало остается и других "летучих"  веществ. Все  это  уносится горячим "ветром"  вдаль. В результате через некоторое время химический состав облаков-спутников становится совершенно разным. В далеких -  он почти не  изменился. А в тех, что кружатся вблизи источающего жар и свет Солнца, остался лишь "прокаленный" и "обдутый" материал  -  выделенная "драгоценная жизненно  важная примесь" тяжелых элементов. Материал для создания обитаемой планеты готов. Начинается процесс превращения  "ма­териала" в  "изделие", частиц  туманности  - в планеты.

Этап первый - слипание частиц.  В далеких облаках - спутниках много­численные молекулы легких газов и редкие легкие пылинки понемногу со­бираются в огромные рыхлые шары малой плотности. В дальнейшем это планеты группы  Юпитера. В  облаках-спутниках, близких к Солнцу, тяжелые пы­линки слипаются в плотные каменистые комки. Они объединяются в  огром­ные массивные скалистые глыбы, чудовищными серыми угловатыми громадами плывущие по орбитам вокруг своей звезды. Двигаясь по разным, иногда пе­ресекающимся орбитам, эти "астероиды",  размером в десятки километров каждый, сталкиваются. Если на небольшой относительной  скорости, то  как бы "вдавливаются" один в другой,"нагромождаются",  "налипают" один на другой. Объединяются в более крупные. Если на большой скорости, то мнут, крошат друг друга, порождая новую "мелочь",бесчисленные обломки, оскол­ки, которые вновь проходят долгий путь объединения. Сотни миллионов лет идет этот  процесс  слияния  мелких частиц в крупные небесные тела. По мере увеличения своих размеров они становятся все более шарообразны­ми. Растет масса - возрастает сила тяжести на их поверхности.  Верхние слои давят на внутренние. Выступающие части оказываются  грузом  более тяжелым и  постепенно  погружаются в толщу нижележащих масс, раздвигая их под собой. Те, отходя в стороны, заполняют собой впадины. Грубый "ком" постепенно сглаживается. В  результате  вблизи  Солнца образуются нес­колько сравнительно небольших по размеру, но очень плотных, состоящих из очень тяжелого материала, планет земной группы. Среди них - Земля. Все они резко отличаются от планет группы Юпитера богатством  химического состава, обилием тяжелых  элементов, большим удельным весом. Теперь пос­мотрим на Землю. На звездном фоне, освещенный с  одной  стороны  яркими солнечными лучами, плывет  перед  нами огромный каменный шар. Он ещё не гладкий  не  ровный. Ещё  торчат  кое-где  выступы  слепивших   его глыб. Еще "читаются"  не полностью заплывшие "швы" между ними. Пока это еще "грубая работа".Но вот что интересно. Уже есть атмосфера. Чуть мут­новатая, очевидно, от пыли, но  без облаков. Это выдавленные из недр пла­неты водород и гелий, которые в свое время прилипли к каменистым  час­тицам и каким-то чудом уцелели, не были "сдуты" солнечными лучами. Пер­вичная атмосфера Земли. Долго она не  продержится."Не  мытьем, так  ка­таньем" Солнце  уничтожит её. Легкие подвижные молекулы водорода и ге­лия под действием нагрева солнечными лучами будут постепенно улетучи­ваться в космос. Этот процесс называется "диссипацией"


Этап второй-разогревание. 0Внутри планеты, в смеси с другими оказы­ваются зажатыми,"запертыми"   радиоактивные  вещества. Они  отличаются тем, что непрерывно выделяют тепло, чуть заметно нагреваются. Но в толще планеты этому  теплу  некуда  выйти, нет вентиляции, нет омывающей вла­ги. Над ними - мощная "шуба" из вышележащих  слоев. Тепло  накапливает­ся. От этого радиоактивного разогрева начинается размягчение всей толщи планеты. В размягченном виде вещества, в свое время хаотично, бессистемно             

слепившие её, начинают теперь распределятся по весу Тяжелые посте­пенно опускаются, тонут к центру. Легкие выдавливаются  ими, поднимаются выше, всплывают все ближе к поверхности. Постепенно планета приобретает строение, подобное теперешней нашей Земле,- в центре, сжатой чудовищным весом навалившихся сверху слоев, тяжелое ядро. Оно окружено "мантией" ­толстым слоем вещества полегче весом. И  наконец, снаружи  совсем  тон­кая, толщиной всего  в  несколько десятков километров,"кора",состоящая из наиболее легких горных пород. Радиоактивные вещества в основном со­держатся в легких породах. Поэтому теперь они скопились в "коре", гре­ют её. Основное тепло с поверхности планеты уходит в космос,- от  пла­неты "чуть  повеяло  теплом". А  на  глубине десятков километров тепло сохраняется, разогревая горные породы.

           Этап третий - вулканическая деятельность. 0 В некоторых местах недра планеты накаляются докрасна. Потом даже больше. Камни  плавятся, превра­щаются в раскаленную, светящуюся оранжево-белым светом огненную кашу ­"магму".В толще коры ей тесно. В ней полно сжатых газов, которые готовы были бы  взорвать, разбросать  всю эту  магму во все стороны огненными брызгами. Но сил для этого не хватает. Слишком крепка и тяжела окружающая и  придавившая  сверху кора планеты. И огненная магма, пытаясь хоть как-нибудь вырваться наверх, на свободу, нащупывает между сжимающими её глыбами слабые места, протискивается в щели, подплавляя их стенки сво­им жаром. И понемногу  с годами, столетиями набирая  силу, поднимается  из глубин к поверхности  планеты. И вот победа!  "Канал" пробит!  Сотрясая скалы, с грохотом вырывается из недр  столб  огня. Клубы  дыма  и  пара вздымаются к  небу. Летят  вверх  камни и пепел. Огненная магма, которая называется теперь "лава",выливается на поверхности планеты, растекает­ся в  стороны. Происходит  извержение  вулкана. Таких "пробитых изнутри дырок" на планете много. Они помогают молодой планете "бороться с  пе­регревом".Через них  она  освобождается от накопившейся огненной маг­мы,"выдыхает"распирающие её горячие газы в основном углекислый  газ и водяной пар, а с ними - разные примеси, такие, как метан, аммиак. Посте­пенно в атмосфере почти исчезли водород и гелий, и она стала  состоять в основном  из вулканических газов. Кислорода в ней пока нет и в поми­не. Для жизни эта атмосфера совершенно непригодна. Очень важно, что вул­каны выбрасывают  на  поверхность большое количество водяного пара. Он собирается в облака. Из них на поверхность планеты  льются  дожди. Вода стекает в низины, накапливается. И понемногу на планете образуются озе­ра, моря, океаны, в которых может развиться жизнь.


Образование солнечной системы

Вот уже два века проблема происхождения Солнечной системы волнует выдающихся мыслителей нашей планеты. Этой проблемой занимались, начиная от философа Канта и математика Лапласа, плеяда астрономов и физиков XIX и XX столетий.

И все же мы до сих пор довольно далеки от решения этой проблемы. Но за последние три десятилетия прояснился вопрос о путях эволюции звезд. И хотя детали рождения звезды из газово-пылевой туманности еще далеко не ясны, мы теперь четко представляем, что с ней происходит на протяжении миллиардов лет дальнейшей эволюции.

Переходя к изложению различных космогонических гипотез, сменявших одна другую на протяжении двух последних столетий, начнем с гипотезы великого немецкого философа Канта и теории, которую спустя несколько десятилетий независимо предложил французский математик Лаплас. Предпосылки к созданию этих теорий выдержали испытание временем.

Точки зрения Канта и Лапласа в ряде важных вопросов резко отличались. Кант исходил из эволюционного развития холодной пылевой туманности, в ходе которого сперва возникло центральное массивное тело - будущее Солнце, а потом планеты, в то время как Лаплас считал первоначальную туманность газовой и очень горячей с высокой скоростью вращения. Сжимаясь под действием силы всемирного тяготения, туманность, вследствие закона сохранения момента количества движения, вращалась все быстрее и быстрее. Из-за больших центробежных сил от него последовательно отделялись кольца. Потом они конденсировались, образуя планеты.

Таким образом, согласно гипотезе Лапласа, планеты образовались раньше Солнца. Однако, несмотря на различия, общей важной особенностью является представление, что Солнечная система возникла в результате закономерного развития туманности. Поэтому и принято называть эту концепцию “гипотезой Канта-Лапласа”.

Однако эта теория сталкивается с трудностью. Наша Солнечная система, состоящая из девяти планет разных размеров и масс, обладает особенностью: необычное распределение момента количества движения между центральным телом - Солнцем и планетами.

Момент количества движения есть одна из важнейших характеристик всякой изолированной от внешнего мира механической системы. Именно как такую систему можно рассмотреть Солнце и окружающие его планеты. Момент количества движения можно определить как “запас вращения” системы. Это вращение складывается из орбитального движения планет и вращения вокруг осей Солнца и планет.

Львиная доля момента количества движения Солнечной системы сосредоточена в орбитальном движении планет-гигантов Юпитера и Сатурна.

С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно. В эпоху, когда от первоначальной, быстро вращающейся туманности отделилось кольцо, слои туманности, из которых потом сконденсировалось Солнце, имели (на единицу массы) примерно такой же момент, как вещество отделившегося кольца (так как угловые скорости кольца и оставшихся частей были примерно одинаковы). Так как масса последнего была значительно меньше основной туманности (“протосолнца”), то полный момент количества движения кольца должен быть много меньше, чем у “протосолнца”. В гипотезе Лапласа отсутствует какой-либо механизм передачи момента от “протосолнца” к кольцу. Поэтому в течение всей дальнейшей эволюции момент количества движения “протосолнца”, а затем и Солнца должен быть много больше, чем у колец и образовавшихся из них планет. Но этот вывод противоречит с фактическим распределением количества движения между Солнцем и планетами.

Для гипотезы Лапласа эта трудность оказалась непреодолимой.

Остановимся на гипотезе Джинса, получившей распространение в первой трети текущего столетия. Она полностью противоположна гипотезе Канта-Лапласа. Если последняя рисует образование планетарных систем как единственный закономерный процесс эволюции от простого к сложному, то в гипотезе Джинса образование таких систем есть дело случая.

Исходная материя, из которой потом образовались планеты, была выброшена из Солнца (которое к тому времени было уже достаточно “старым” и похожим на нынешнее) при случайном прохождении вблизи него некоторой звезды. Это прохождение был настолько близким, что его можно рассматривать практически как столкновение. Благодаря приливным силам со стороны налетевшей на Солнце звезды, из поверхностных слоев Солнца выброшена струя газа. Эта струя останется в сфере притяжения Солнца и после того, как звезда уйдет от Солнца. Потом струя сконденсируется и даст начало планетам.

Если бы гипотеза Джинса была правильной, число планетарных систем, образовавшихся за десять миллиардов лет ее эволюции, можно было пересчитать по пальцам. Но планетарных систем фактически много, следовательно, эта гипотеза несостоятельна. И ниоткуда не следует, что выброшенная из Солнца струя горячего газа может сконденсироваться в планеты. Таким образом, космологическая гипотеза Джинса оказалась несостоятельной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:





1. И. С. Шкловский. Звезды: их рождение, жизнь и смерть


2. П. И. Бакулин. Курс общей астрономии


3. Ю. Н. Ефремов. В глубины Вселенной


4.Энцеклопедический 0 словарь юного астронома,М.:Педагогика,1980 г. Астрономия: Учеб. для 11 кл. сред шк ., М:Провсещение,1990 г.

5.Клушанцев П.В. 2" 0Одиноки ли мы во вселенной? 2" 0:Дет.лит.,1981г. Эврика-89 ,М:Мол.гвардия,1991 г.

Поиски жизни в Солнечной системе: Пер.с англ. М.:Мир,1988 г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.