Рефераты. Проблемы глобального эволюционизма p>Преодоление телеологической интерпретации сильного АП осуществляется апелляцией к концепции множественности миров на уровне видов реальности. К такому многообразию приводит, например, многомировая интерпретация квантовой меха-ники и следующая из нее космологическая модель12. В новой версии АП гласит: "необходим ансамбль различных вселенных для существования нашей
Вселенной"13. Каждая из таких вселенных не является ни уникальной, ни всеобъемлющей. Мы имеем дело с определенным представителем этого ансамбля - нашей Вселенной.
Множество вселенных возникает в этой версии АП на основе неограниченного континуального или дискретного распределения фундаментальных физических постоянных по различным мирам.
Делается допущение о возможности существования миров, основанных на тех же физических законах, что и "наш", но с другими численными значениями констант. "Перебор" таких объектов, как вселенная, осуществляется варьированием численных значений фундаментальных физических постоянных, которые определяют специфику конкретной единичной Вселенной. По словам П Девиса, в этом подходе природа. потворствует расточительному повторению вселенных14, причем, как замечает
Дж Уилер, эти вселенные никому не нужны, ибо их некому наблюдать15. Известно, что такая концепция многообразия миров, как впрочем и всякая другая, основанная на многообразии видов реальности, является примером количественной, "дурной" бесконечности.

Если даже предположить, что каждая из вселенных, входящих в ансамбль, представляет собой особый объект физики, мо-надо подобную сущность, которая "элементарна" не в смысле своей неделимости, а в плане "предельности", т.е. "всякая попытка воздействия на нее с целью выяснения ее природы выявит вместе с тем некоторые свойства мира в целом"16, то многообразие будет теперь иметь место на уровне монад-вселенных, причем, поскольку с точки зрения внешней рефлексии все монады представляют собой однокачественные объекты, то концепция множественности миров становится воплощенной в виде "дурной" бесконечности видов миров.

Приведенные версии космологического АП являют собой резюме эволюции, генезиса отношений в системе Вселенная-Человек. Однако сам генезис не раскрыт. В этих формулировках отсутствует какое-либо философское обоснование актуализации нашего вида реальности и его уникальности в смысле конкретности не только как логического резюме, но и как естественно- исторического процесса. Апелляция к ансамблю вселенных неудовлетворительна с философской точки зрения еще и потому, что отсутствует указание на внутренний источник механизма реализации нашего экземпляра вселенной. Процесс ветвления не может служить примером конкретного самодвижения, самоорганизации материи, самоосознания ею самой себя через социальную форму движения, как социального оформления Вселенной. Для слабой и сильной версии АП в космологии это закономерно, ибо на уровне видов реальности не может быть раскрыта диалектика качественного-количественного развития Вселенной, а тем самым и процесс
"самоотбора"
(самоорганизации) Вселенной, в который включается и вся деятельность
Человека, в ходе которой происходит констатация результата этого самоотбора. Таким образом, включение в проблематику АП аспекта становления этого принципа в процессе познания требует проведения логико-гносеологического анализа тех теорий, которые сделали возможной его формулировку.
Онтологический статус антропного принципа в космологии может быть выявлен только на этой основе.

II

Переход к философской формулировке антропного принципа мы осуществим на основе предварительного рассмотрения еще одной разновидности космологического АП - так называемого
"антропного принципа участия": "для того, чтобы Вселенная возникла, необходимы наблюдатели"17.
Автор концепции этого принципа Дж.Уилер вкладывает в термин "возникновение" глубокий смысл, ибо он связан с такими понятиями, как эволюция, генезис, самоорганизация, самосоотносимость, саморефлексия.

Анализируя многомировую космологию и так называемую осциллирующую модель
Вселенной (в которой имеется бесконечный ряд последовательных процессов расширения- сжатия Вселенной, и где при каждом последующем коллапсе в конечной сингулярности происходит полная смена физических констант и законов, так что на каком-то этапе осцилляций реализуется наш тип Вселенной), Дж.Уилер заключает, что такого типа космология безразлична к вопросу о том, как возникла Вселенная18. В качестве альтернативы он выдвигает самосоотносящуюся космогонию19, основными чертами которой являются: 1) один цикл эволюции Вселенной (в многомировом подходе это соответствует одному экземпляру Вселенной), 2) законы физики и константы заложены в космологической сингулярности
Большого взрыва, дающего начало циклу эволюции, 3) наличие принципа, согласно которому
Вселенная не могла возникнуть до тех пор, пока случайности эволюции не создали условия для возникновения на некотором конечном промежутке времени сознания,
"сообщающегося сообщества, которое придаст смысл, значение этой Вселенной с начала и до конца"20. Ту же мысль Дж.Уилер проводит в вопросительной форме: "является ли Вселенная в несколько странном смысле своего рода
"самовозбуждающимся контуром"? Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь, Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью?", или "не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как попало собранных вместе, гигантскую
Вселенную со всеми ее величественными закономерностями?"21.

Отсюда вытекает, что возникновение Вселенной следует понимать как генезис объективного содержания понятия Вселенная в форме коллективного человеческого сознания.
Таким образом, антропный принцип участия резко отличается по своему философскому статусу от слабой и сильной версий космологического АП. Здесь затронут вопрос не только об объектном аспекте места Человека во Вселенной, но и о познавательном, гносеологическом отношении, о зависимости картины
Вселенной от условий познания и "устройства" познающего субъекта. В таком подходе Вселенная, как определенная самоорганизующаяся, эволюционирующая вместе с Человеком система, выступает уже не просто как конкретный вид реальности, но и как тип реальности. АП выступает здесь как принцип отбора, самоотбора типа реальности.

Для пояснения логики антропного принципа участия рассмотрим вопрос о генезисе такой фундаментальной формы существования реальности, как пространство-время.
Предпосылкой изучения его становления служит тот факт, что оно теряет смысл, вложенный классической физикой
(например, размерность пространства, сигнатура метрики, его кривизна и т.д.) при экстремальных физических ситуациях. "Не было законов физики, которые не требовали бы для своего выражения привлечения понятий пространства и времени. При гравитационном коллапсе
Вселенной теряется основа всего, что называют законом физики"22;

"является ли размерность 3+1 пространства-времени точным или только приближенным описанием действительности? Или является ли Вселенная вечной или время ее существования конечно?"23,
Дж.Уилер считает, что ""да" - это рабочая концепция осциллирующей модели.
"Нет" - должен быть ответ самоотносящейся космогонии"24.

Дж.Уилер считает, что в основании пространства-времени лежит
"суперпространство", каждая точка которого представляет собой трехмерный пространственноподобный срез пространства-времени.
Обычное пространство-время классической физики должно рассматриваться как структура, используемая для представления более примитивной, лежащей в основе реальности структуры
"суперпространства".

Как известно, размерность классического пространства равная трем, является привилегированной в том смысле, что в пространствах другой размерности невозможны устойчивые физические структуры типа атомов, планет, которые являются необходимыми для существования земной формы жизни25.
Т.е. в объектном смысле структура пространства классической физики необходима для существования наблюдателей. Это значит, что структура "суперпространства" является в каком-то смысле тоже привилегированной, т.к. должна предполагать представление себя через 3+1 пространство-время, в котором возможна жизнь наблюдателей. Таким образом, можно утверждать, что антропный принцип участия фиксирует относительно универсальный признак (размерность) атрибута пространства, а в силу самосогласованности системы атрибутов фиксирует тип реальности.
Отождествляя наблюдаемость-участие с представлением Вселенной в виде пространственно- временного явления, возможно дать модифицированную версию антропного принципа участия:

"Простейшая предгеометрическая Вселенная должна быть таковой, чтобы было возможно конструирование пространственно-временного представления ее внутри неё"26.
Отсюда можно вывести, что антропный принцип участия фиксирует не только тип макроскопической реальности, но и все другие типы реальности, онтологически независимые, но, согласно концепции
"суперпространства", лежащие в основе первой. Тем самым получает дальнейшее развитие концепция онтологического негеоцентризма: антропный принцип констатирует отбор содержания относительно универсальных признаков, соответствующих типов реальности, связанных между собой.
Возникновение, генезис Вселенной означает конституирование объективного содержания понятия
Вселенной в форме мышления человеческой цивилизации.

С нашей точки зрения, целесообразно проанализировать еще одну современную научную концепцию, которую, хотя, непосредственно не связывают с космологическим АП, но содержание которой фактически аналогично антроппому принципу участия. Речь идет об идеях
И.Пригожина. являющихся обобщением результатов неравновесной термодинамики и статистической физики.
В данном случае, в отличие от исходной версии антропного принципа участия, где атрибутивной природой были наделены такие понятия, как "наблюдаемость", "представимость в виде пространственно-временного явления", в содержание атрибутов

включены такие понятия, как "необратимость" и "неравновесность".

Приведем характерные высказывания в духе антропного принципа27:
"непреложный
"космологический факт" состоит в следующем: для того, чтобы макроскопический мир был миром обитаемым, в котором живут"наблюдатели", т.е. живым миром, Вселенная должна находиться в сильно неравновесном состоянии". Из факта существования Человека делается вывод о физических свойствах Вселенной. Действительно, если принять как факт, что имеет место результат самоорганизации в системе Вселенная-Человек, то для того, чтобы она произошла, система должна находиться в неравновесном состоянии. Это соответствует результатам экспериментов по наблюдению явлений самоорганизации и образования диссипативных структур в термодинамических, биологических и др. системах.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.