Рефераты. Ноосферное будущее p> Красной линией по всей конференции прошла мысль о непреходящем, неизменном единстве Земли и Человечества, о том, что они составляют единый организм. Их противостояние - поверхностное, недалекое предположение. Все беды человечества со стороны Земли есть ни что иное, как отражение бед самого человечества сегодня. Земля лишь чутко реагирует на них, поскольку невидимо и неразрывно связана с человеком, с его жизнью и даже с его настроением.

Эпидемия ВИЧ, наркомания, экстремизм, беспризорность, депрессия сегодня стали приемлемой нормой жизни как нечто, данное "сверху", как начальные условия человеческого существования. Может ли не реагировать на это Земля, как невольный участник этих явлений? Установлено, что Земля находится в очень неустойчивом равновесном состоянии и в любой момент может произойти то, что называют магнитным хаосом или сменой полюсов Земли. От незначительного воздействия, будь то гравитационная сила планет, метеоритов или комет, землетрясение или техногенный взрыв, Земля может изменить положение своих полюсов. Это означает, что поднимется ветер, который пронесется по планете со скоростью в тысячи километров в час и просто сдует человечество с поверхности. Анализируя психологическую подоплеку вышеназванных аномалий человеческого общества, заключающуюся в разочаровании в собственной жизни, приходишь к выводу, что в этом случае
Земля лишь честно реализовала бы бессознательную программу человечества.

Но этого не происходит. Что-то удерживает от такого исхода, а значит, что-то обнадеживающе уравновешивает человеческую безысходность. А значит, кто-то видит в человечестве больший смысл, чем оно само теперь.
Исследования в областях новейших направлений физики показывают, что феномен жизни состоит из удивительного соединения множества других феноменов, каждый из которых сам по себе может быть назван чудом. Всем со школы известно, какую роль в жизни всего живого играет вода, являясь участником почти всех биохимических реакций. Однако мало кто знает, что феномен инерции, без которой вся материя от малейшего движения сгорала бы, - это отдельный феномен, реализуемый самостоятельными законами, реализация которых было отдельной задачей Творца. Благодаря другому феномену, сохраняющему стабильность структуры вещества, для нас возможна повторяемость создаваемых объектов по единому проекту, то есть серийный выпуск, для которого достаточно создать лишь один проект. Не говоря уже о, возможно, наиболее значимом феномене - времени, отдельном мерном пространстве, привносящем в нашу жизнь столь очевидное, но далеко не тривиальное упорядочивающее начало, откладывающее свершение неизбежного, чем давая нам шанс его изменить. Если бы не время, два разных объекта, находящихся в одном и том же месте пространства, являлись бы одним, а такая сущностная характеристика жизни, как движение, была бы невозможной, не говоря уже о самой жизни.

Многие участники конференции с удивлением обнаруживали, что не они одни физически ощущают зыбкость положения человечества сегодня. Мы принимаем жизнь, существующую на стыке соединения этих разнородных феноменов, как несомненную данность, все более активно перенагружая живую среду Земли техногенной махиной цивилизации, и до грани излома перенапрягая чуждым знанием собственную природу, поставленную нами первой на службу.

Программу самоуничтожения на бессознательном уровне сегодня может реализовать и само человечество. Установлено, что существует некое критическое число рационально необъяснимых смертей людей, которое неизбежно вызывает эпидемию суицида среди всех, кто узнает об этих смертях.
Срабатывает психический механизм, который можно назвать коллапсом нравственности - необъяснимость смерти рядом с собой взрывает в человеке механизм отчетности и выводит из-под контроля рассудка реликтовую совесть.
Она оборачивается против человека и убивает его осознанием его же собственной греховности, относительность которой стала теперь ею неприемлема. Те моральные допуски, которые под натиском цивилизации человек позволял себе всю свою жизнь, теперь, приумноженные друг другом, требуют своего оправдания, обоснования от человека и становятся непреодолимым препятствием для продолжения жизни, если его не находится или оно оказывается сомнительным. Цивилизация, которая сформировала человека таким, которая в заботе о нем заместила собой его рассудок, даже не заметит его теперь, с пометкой "Срочно!" пуская в эфир все новые убийственные данные об очередных жертвах эпидемии.

Когда я только услышал о готовящейся конференции, я не был вдохновлен ее названием. Действительно, зачем спасать то, что фактически обрекло на погибель? В обществе широко представлен весь спектр отношений к цивилизации
- от "она сама спасет себя" и до "это вообще не цивилизация". Как минимум, это говорит о том, что понятие цивилизации размыто, а значит и угрозы человечеству, живущему в жестком контексте цивилизации, не могут быть восприняты адекватно. Наиболее ярким примером в этом смысле для нас стал ответ из редакции одного общероссийского телеканала на предложение сделать программу по теме конференции. В нем было сказано, что реклама у них запрещена, а тематику конференции никак нельзя считать актуальной и подавно
- перспективной. Теперь, по прошествии конференции, я понял существенность всей фразы целиком - Единая Цивилизация Планеты. Сегодня человек неотделим от цивилизации, а значит, ее нельзя рассматривать как нечто самостоятельное, отдельное, не имеющее прямого отношения к тебе. Судьбы человечества и цивилизации крепко связаны и именно это, более широкое понятие в полной мере отражает эту связь. Рядом с его всеохватным смыслом отступают любые споры, поскольку в нем заложено целостное историческое рассмотрение - в нем заложен интуитивный посыл считать цивилизацией лишь то, что хочется сохранить, развитие чего хочется увидеть, перспективу чего хочется считать и своей перспективой. Столь четко разграничивая созидательные и деструктивные аспекты цивилизации, этот смысл позволяет ясно увидеть все угрозы человечества в их первопричине, что открывает поистине невиданные перспективы на данном этапе нашего развития.

Тайное оружие ноосферы

Вопрос об эффективности государственного управления стоит давно.
Сложность его решения, очевидно, заключена в том, что это многоуровневая задача: государственное управление начинается с формы областного, районного и даже деревенского управления и кончается политическим типом государственного устройства. Однако каков бы ни был принцип управления на любом из этих уровней, всегда все решает и делает конкретный человек, поэтому вопрос об эффективности управления следует рассматривать именно в этой плоскости. Среди сегодняшних управляющих субъектов, будь то директор фирмы, губернатор или любой руководитель, есть и такие, для кого стало очевидно, что любая структура, любая управленческая система жива людьми, ее составляющими. Сама же голая система способна создавать лишь видимость управления, неизбежно превращаясь в депрессивный фактор, "развращающий" людей и вырождающий эффективность надструктуры. Именно это воплощает в себе извечная проблема "удаленности власти от народа". У руководителей, осознающих этот секрет сегодня, как правило, есть команда молодых людей, вдохновленных единой целью, единым пониманием общего дела и, прежде всего, самим этим единством. Их эффективность уже ограничивается исключительно их собственным ощущением своего предела, то есть честолюбивой амбицией, опирающейся на опыт успеха.

Трудно сказать, чему мы в большей степени обязаны тем, что наша конференция состоялась: то ли новому космическому микроклимату, то ли специфике той новой, информационной среды, ставшей венцом творения цивилизации на сегодняшний день, то ли энтузиазму команды оргкомитета.
Возможно, всему в равной степени. Очевидно одно - мечта главного инициатора и идеолога конференции, мечта ученого и общественного деятеля, наконец, мечта просто женщины - Гординой Любовь Сергеевны - сбылась. Феномен этой женщины, задумавшей и провернувшей столь грандиозное мероприятие, стоит отдельных слов.

Достигнув успеха на научном поприще - став лауреатом государственной премии, обладая живым умом, Любовь Сергеевна не остановилась на достигнутом, ибо сама жизнь сегодня поставила перед всеми нами задачу более значительную и глобальную, выходящую за рамки какой-либо из наук. Чутко реагируя на человеческую боль, ставшую сегодня неизбежным компонентом общественного устройства, Любовь Сергеевна вдохновилась идеей определения простых и понятных всем критериев, соблюдение которых позволило бы человеку просто сохранять свой человеческий облик. Ведь не секрет, что все безнравственные поступки допускаются только примитивизированным представлением человека о самом себе, когда их разрушительность просто не может быть постигнута, не ощущается им. Сам человек сегодня остается самой неисследованной частью реальности, а провозглашенная в масс-медиа извечная данность социальных проблем, увы, никак не облегчает, но лишь оправдывает положение.

В ситуацию с эфемерным существованием человека сегодня теперь активно вмешивается еще и сама цивилизация, претендующая вынести свое определение человеку, не желающему признавать себя активной стороной жизни, и земная природа, претерпевающая космическую трансформацию. Человек сегодня все более вынуждается преступать рамки нравственности, пренебрегать своей сущностью, входить в навязываемый ему образ, чтобы просто выжить. А значит, если он сам не определит свою позицию, не осознает себя полноправным участником этих процессов, то обречен оставаться третьей стороной в столкновении космических сил.

Сегодня все более активизируются новые физические факторы, влияния и проявления, непредусмотренные нашей технологией, неучтенные нашей техникой и непризнанные нашей традиционной наукой. Ставшие регулярными авиа- и другие техногенные катастрофы - это первые признаки изменяющихся физических характеристик природы, к которым мы привыкли и к которым приспособили нашу цивилизацию. Эти изменения все более касаются и самого человека, а значит, пора серьезно задумываться о зависимости человека от цивилизации, которая однажды может стать неработоспособной. Значит необходимо четко регламентировать отношения человека с техносферой, чтобы он не оказывался заложником собственного порождения.

Необходим срочный пересмотр отношений человека не только с техникой, но и с социумом, поскольку общественные отношения сегодня основаны на тех же технократических, формализованных принципах. Окруженный искусственной средой, перегруженный мертвым знанием, современный человек целиком и полностью обусловлен цивилизацией, а значит, физическая трансформация может застать врасплох и его самого. Жесткая привязка сознания ко вторичной, искусственной среде обитания может сокрушить его вместе с ней, бескомпромиссно вскрыв глубокую биологическую дезадаптированность человека как живого существа, рожденного в неволе. Это может выглядеть как спонтанное погружение человечества в состояние сновидения, когда бодрствующему человеку будет казаться, что он спит и не может проснуться. В таком состоянии в сознании стираются все стереотипы, на основании которых происходит восприятие и выстраивается рефлексивное поведение. Человек теряет адекватность, прерывается его связь с реальностью, на мотивационном уровне разрушается схема привычного образа действия - он впадает в глубокий ступор. Нетрудно представить, в какой хаос превратится тогда цивилизация, целиком и полностью зависимая от людей, но не подчиняющаяся им.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.