Рефераты. НЛО - миф современной культуры

“Кинодебют” марсиан состоялся в 1953 году в фильме Джорджа Пала “Война миров”.  Это был одни из первых фантастических фильмов, целиком построенный на спецэффектах. Может быть, сегодняшнему зрителю они покажутся примитивными, но в то время огромные летающие тарелки и механические лебеди-убийцы потрясали воображение зрителей. Кроме того, фильм вышел в самый разгар “холодной войны”,  и простому американцу очень легко было поверить в возможность скорой войны - если не с Советским Союзом, то с марсианами.

После быстрого успеха “Войны миров” экраны американских кинотеатров заполонили фильмы о пришельцах из космоса. В основном, это была дешевая продукция, и каждый начинающий режиссер стремился снять “кино о марсианах”. Все эти работы были оценены по достоинству лишь в середине 90-х, когда режиссеры “серьезного кино” принялись черпать вдохновение в “киномусоре” тридцатилетней давности. Большим ценителем кинофантастики 50-х, к примеру, оказался английский рок-певец Дэвид Боуи. Его ролик “Hello Spaceboy” (“Привет, Звездный мальчик!”) смонтирован из фрагментов этих фильмов. Более того, Дэвид Боуи создал себе в семидесятых годах имидж легенду, о том, что он инопланетянин Зигги Стардаст (Зигги Звездная Пыль), некий звездный мальчик, вне возраста, вне пола, вне земного добра и зла, холодный андрагин. Он появлялся на сцене безбровый, с волосами морковного цвета, в сверкающем комбинезоне, в туфлях на очень высокой платформе. В 72 году Боуи записал пластинку The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars.  Еще раньше Боуи также обращается к  другому оттенку космического мифа. В 69 году в песне Space Oddity речь шла о майоре Томе, который, не обращая внимание на приказы с Земли вернуться, направил свой корабль в открытый космос. Таким образом, в творчестве растиражированной массовой культурой миф об инопланетянах, о космических путешествиях превращается в миф о том, как скучно, безрадостно и неуютно тонко чувствующим натурам (Зигги, майор Том) в вульгарном и пошлом мире вокруг них. Боуи снабдил миф массовой культуры своим особым, граничащим с манерностью эстетизмом, превратил увлечение летающими тарелками из увлечения современных мещан в увлечение уставших от  неромантичного течения жизни интеллектуалов. “Простые увлечения - последнее прибежище сложных натур”, - так говорил еще Оскар Уайльд, кстати, автор сказки о холодном и бессердечном мальчике, пришельце со звезды. Обращение к исследованию инопланетян для современной культуры в некоторой степени аналогично обращению к мистике, спиритизму, исследованию мира духов в эпоху декаданса (конец ХIX - начало XX века).

Помимо Боуи группа “Куин” ("Queen") записала целый альбом музыки к фильму “Флеш Гордон. Величайшее из приключений”, в котором традиционный миф несколько видоизменяется. Главный герой, олимпийский чемпион Флеш Гордон, находясь в Варшаве в 1939 году - город подвергается жестокой бомбежке гитлеровцев - заходит к своему другу, который, умирая, произносит имя некоего доктора Заркоффа. Флеш Гордон отправляется к нему и оказывается в одном самолете с красивой девушкой-журналисткой, которой заказано интервью с доктором. Неожиданно самолет попадает в метеоритный дождь, и разбивается, но Флеш и его новая подруга успевают спрыгнуть с парашютом и оказываются у пещеры, где находится тайная лаборатория Заркоффа. От попавшего в него метеорита живописно взрывается вулкан и лава затопляет лабораторию. Спасающиеся от раскаленной лавы герои успевают найти доктора и улетают на разработанном им секретном космическом корабле. Они выходят в открытый космос и в результате долетают до планеты Манго, траектория движения которой случайно пересеклась с земной орбитой, то есть Манго и Земля должны столкнуться. На планете существуют много рас: в том числе, раса первобытных людей и высокоорганизованная технически развитая раса, подчиняющаяся императору Мингу. К нему в плен и попадают Флеш, журналистка и доктор. В результате многих приключений они уничтожают армию Минга и попав в секретную залу изменяют орбиту Манго, спасая тем Землю от неминуемой гибели. Они герои, поскольку пожертвовали собой - ведь Манго все более удаляется от Земли и они никогда не смогут вернуться домой. В решающем поединке Флеш убивает двойника Минга, а сам злой император таинственно исчезает. Таким образом, в этом фильме миф об НЛО видоизменяется: не пришельцы приносят свой благой закон и знания на Землю, а наоборот Земляне избавляют другую планету от тирана. Образ Минга имеет ряд параллелей с Гитлером (вплоть до того, что сам Минг показывает находящемуся у него в плену Заркроффу кадры с речью Гитлера и говорит, что Гитлер - его тайный союзник на Земле). Таким образом, фантастический фильм наполняется еще и социальным значением.

Потребителями подобной фантастической кинопродукции оказались в первую очередь подростки. Рассчитывая на спрос у этой аудитории в 1962 году компания “Bubbles Inc.” Выпустила специальную жевательную резинку “Mаrs Attacks”. К ней прилагались специальные вкладыши, нарисованные художниками Вэлли Вудом и Нормом Сандерсом. Эти картинки настолько шокировали учителей и родителей, что вскоре продажу жевательной резинки пришлось прекратить. Создатели изобразили марсиан крайне жестокими существами, главной задачей которых было истребление землян. Для достижения своих целей пришельцы использовали оружие, чем-то напоминающее напалм, и не щадили при этом ни стариков, ни детей, ни домашних животных. Самая жестокая карточка, вокруг которой и разгорелся скандал, изображала уничтожение марсианином собаки. Помимо марсиан убивали и их помощники - специально созданные ими гигантские муравьи и пауки-мутанты. Но землянам все-таки удалось оказать марсианам достойное сопротивление, и финальные карточки посвящены торжеству человеческого разума: американские солдаты разбивают головы пришельцам и выигрывают последнее сражение за Землю.

В 1962 году карточки “Mаrs Attacks” продавались по 5 центов. В 1996 году их стоимость возросла во много раз - теперь за отдельные экземпляры коллекционеры готовы заплатить до 2000 долларов. Режиссер новых “Mаrs Attacks”  Тим Бартон заявил в интервью, что в детстве был большим любителем этих вкладышей, и решил снять фильм после того, как увидел карточку “Destroying a Dog” (“Уничтожение собаки”). Во всемирной компьютерной сети Интернет открыт специальный сайт “Mаrs Attacks” (http://www. Mаrsattacks.com).

Индустрия компьютерных игр нашла в мифе об НЛО неисчерпаемый источник для создания все новых и новых программ. Это могут быть как стратегические игры, где  предлагается руководить высадкой Землян на некую планету и освоением ее или наоборот нужно быть главнокомандующим земных сил в борьбе против инопланетян, так и игры, позволяющие непосредственно участвовать в бою с пришельцами. Образы инопланетян дают волю вычурной фантазии художников, которые могут создать инопланетный мир со своими законами, руководствуясь своими вкусами и фантазией.

Все сказанное позволяет утверждать, что вокруг НЛО уже сложился целый круг легенд. Сегодня в нашем распоряжении есть обширная библиотека на данную тему, состоящая из работ “за” и  ”против”, лживых и серьезных, - и это не считая тысяч газетных статей. Наблюдения показывают, что на самом феномене это не отразилось. Как бы то ни было, ясно одно: возник современный миф. Рождается легенда, и мы видим, как в мрачную эпоху развития человечества создается фантастическое повествование о попытке вторжения или, по меньшей мере, о приближении внеземных сил; все это происходит в момент, когда человеческое воображение занято возможностями межпланетных путешествий. Люди попали на Луну, мечтают попасть на Марс; одновременно, как утверждает миф, жители других планет хотят увидеть нас. Жажда сенсации и приключений, упоение техническим прогрессом, интеллектуальное любопытство могут показаться непосредственными мотивами для подобных фантазий.

Безусловно, даже при всем сказанном нельзя говорить, что феномен НЛО проявился только в наши дни. НЛО были известны и в прошлом, но тогда представляли собой редкое явление и, в лучшем случае, вызывали пересуды в сравнительно узком кругу. Лишь в нашу просвещенную эпоху этому феномену довелось стать мифом в коллективном, всеобщем масштабе. Фантазии на тему конца света, игравшие важную роль и получившие широчайшее распространение в конце первого тысячелетия не нуждались в привлечении НЛО для дополнительного обоснования. Вмешательство со стороны неба соответствовало философии и мировоззрению того времени.

Интересно то, что в современном мире образы НЛО часто наполняются некоей религиозной символикой. То есть если апокалиптические настроения конца 1-го тысячелетия не выходили за пределы традиционных религиозных воззрений, то в наше время они начинают выполнять квазирелигиозную роль. Есть множество людей, которые не верят в Бога, но верят в НЛО, в то, что земная раса людей произошла от инопланетян и так далее. НЛО в большинстве случаев описываются круглыми. Во все времена символы округлой формы играли  существенную роль.  Круг - символ целостности, вечности, Бога... Форма НЛО является символом, компенсирующим беспорядочность современной жизни.  


В работе над рефератом была использована следующая литература:

1.    К. Г. Юнг. О современных мифах

2.    Энциклопедия символов

3.    Ф. Мелоун. Феномен НЛО.

4.    Журнал о кино “CINEMA” (материал по фильму Тима Бартона)

5.    Альбом с репродукциями Ива Танги.

Видеоматериалы:

1.    Роланд Эммерих. День Независимости.

2.    Флеш Гордон. Величайшее из приключений.

3.    Сборник видеоклипов Дэвида Боуи.

4.    Орсон Уэллс. Фальшивки. (Документальный фильм)


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.