Рефераты. Естественно-научное познание: структура и динамика. Основы методологии естественно-научного познания...

Это – анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, систематизация классификация. Применяя данную группу методов, исследователь работает уже  с самим знанием, не обращаясь непосредственно к событиям действительности, упорядочивая полученные данные, стремясь обнаружить закономерные отношения, высказать предположения о существовании этих отношений.

Изучение научных фактов начинается с их анализа. Анализ - метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части. Разложение имеет целью переход от изучения целого к исследованию его частей и осуществляется посредством абстрагирования от связей частей друг с другом, т.е. от структуры объекта.

Но анализ не является конечной целью научного исследования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутреннюю структуру, характер его функционирования, закон его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим синтезом.

Синтез - метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов сложного явления и постижении целого в единстве. Анализ и синтез имеют свои объективные основы в строении и закономерностях самого материального мира. В объективной действительности существуют целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и создания. Во всех науках осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, при этом в естествознании она может осуществляться не только мысленно, но и практически.

Анализ и синтез взаимно предполагают и дополняют друг друга. В конечном счете, анализ предполагает синтез, а синтез невозможен без предварительного анализа системы.

Простое разложение каких-либо объектов на отдельные части, не имеющее целью понимание объекта как целого, строго говоря, не является аналитическим процессом. Ребенок, разбивающий игрушку для того, чтобы выяснить, что у нее внутри, не осуществляет анализа, а делает возможным только доступ к объекту познания. Иное дело, когда исследователь осуществляет расчленение образца для изучения, скажем, его химического состава. Состав образца выступает уже как целостная его характеристика. В этом случае уместно говорить о процессе анализа.

По своей сущности анализ всегда выступает как метод познания целого, а не просто отдельных его элементов. Поэтому он не только невозможен без синтеза, но с самого начала его предполагает. Изучение же отдельных элементов есть только момент в процессе познания целого.

Сам переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя друг друга, составляют содержание этого сложного скачка. Одним из таких методов является индукция - метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. Характерным для опытных наук методом исследования является индукция. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения.

Непосредственная основа индуктивного умозаключения - повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. В индукции использовано положение о том, что во всяком научном явлении есть нечто общее, выступающее как объективная закономерность. Индуктивный вывод направлен на выявление этой закономерности.

Принято различать полную и неполную индукцию. В свою очередь, последняя подразделяется на следующие виды: 1) индукция через простое перечисление (популярная индукция); 2) индукция через отбор фактов из общей массы по определенному правилу; 3) научная индукция, осуществляемая на основе знания причинных связей явлений в рамках изучаемого класса.

В полной индукции общий вывод строится на основании исследования всех предметов (явлений) данного класса. Поскольку изучению подлежит полный набор предметов из заданного класса, то полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода.

Метод неполной индукции в форме популярной индукции применяется в слабо формализованных научных дисциплинах. Суть популярной (перечислительной) индукции заключается в следующем: общий вывод строится на основании наблюдения ограниченного множества фактов, если среди последних нет таких, которые противоречат индуктивному обобщению. Поэтому достигнутая таким путем истина неполна, ибо всегда остается возможность натолкнуться на факт, опровергающий вывод.

Индукция через отбор фактов по заранее заданному правилу находит широкое применение в статистических методах оценки. Так, при оценке качества партии товаров, как правило, нет необходимости проверять все изделия, входящие в партию. Для этого по определенным правилам формируют некоторую контрольную группу и по результатам ее изучения судят о качестве всей партии изделий.

Как бы ни были развиты методы индукции, научное познание не может обойтись без дедуктивного метода, состоящего в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам - следствиям. Умозаключение по дедукции построено по следующей схеме: все предметы класса М обладают свойством Р, а предмет m относится к классу М, значит, m обладает свойством Р.

Не совсем верно сводить дедуктивный метод лишь к дедуктивному заключению. Направленность мысли от общего к частному может характеризовать целую систему научных исследований. Так, вся классическая механика с ее приложениями к явлениям природы и техники построена на основе трех законов И. Ньютона,

Под дедукцией понимают метод перехода от общих суждений к частным, а также необходимое следование из одних высказываний - посылок - других высказываний с помощью законов и правил логики. Необходимый характер следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным.

Возрастание роли дедукции в научном познании связано с тем, что научное исследование все чаще сталкивается с явлениями, недоступными непосредственному восприятию (микромир, метагалактики, минувшие эпохи в развитии человечества и т.д.). В процессе исследования такого рода явлений все чаще обращаются к постулированию каких-либо общих положений, выдвижению различного рода научных гипотез и теорий с тем, чтобы дедуктивно выводимые из них следствия можно было сопоставить с наблюдаемыми или экспериментально устанавливаемыми фактами, В подобных случаях дедукция незаменима. Она выгодно отличается от других методов познания тем, что при истинности исходного знания, представленного в форме посылок, она дает возможность получить новое истинное знание.

Хотя в современном научном познании наблюдается расширение сферы применения дедуктивных методов, их роль не следует преувеличивать, равно как и роль индуктивных методов. Роль дедуктивных методов ограничена тем, что они не позволяют получить содержательно нового знания. В дедуктивном выводе, по сути дела, нет ничего такого, что не содержалось бы уже в посылках. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания некоторой системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания принятых посылок.

В процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно связаны. Индуктивные методы имеют большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктивные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках как. средство их логического упорядочения и построения, как методы объяснения и предсказания.

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются классификационные методы. Классификация позволяет решать целый ряд познавательных задач: свести много­образие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т.д.); выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов; обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете, - эмпирические закономерности, подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами.

"Хорошей" классификацией принято считать ту, которая объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках, является устойчивой и гибкой для своего сохранения в условиях появления новых объектов исследования. Одновременно она должна быть удобна в обращении и обеспечивать сравнительно легкий поиск нужных объектов или нужной информации о них.

Классификации выражаются в виде текстов на естественном языке, различного рода таблиц, схем. Значение классификации велико в науках, связанных с многообразием исследуемых объектов (биология, география, геология и т.д.). С помощью классификации фиксируются закономерные связи между классами объектов для определения места объекта в системе, обобщаются результаты в развитии определенной области знания, осуществляется переход от эмпирического этапа в развитии науки к теоретическому, предсказываются свойства еще не найденных в действительности элементов. Яркий пример -периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, которая дала возможность предсказать свойства еще не открытых химических элементов.

Одним из методов научного познания является аналогия, посредством которой достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение).

Применение метода аналогии в познавательном процессе требует определенной осторожности. Четкое выявление условий его эффективного функционирования не так просто. История науки свидетельствует о различном отношении к заключению по аналогии как методу получения новых знаний со стороны исследователей. Одни из них видели в нем надежное средство получения достоверных знаний, тем более, что сталкиваться с аналогией, по сути дела, приходится в любом научном исследовании.

Другие исследователи отказывали заключению по аналогии в роли надежного средства познания, Отрицательное отношение к нему обусловлено отсутствием жестких процедур, позволяющих осуществить перенос знания с одного сравниваемого объекта на другой. Возможность их разработки для любых познавательных ситуаций представляется проблематичной и поныне.

Аналогия находится в основании метода моделирования. Модель есть аналог своего прототипа и при переносе знания с модели на прототип, по сути дела, используется умозаключение по аналогии.

В тех случаях, когда возможна разработка четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, умозаключение по аналогии обретает доказательную силу. В качестве таковой системы правил в технических науках широко используется теория подобия. Поэтому в ряде областей знания, применительно к определенным типам задач, метод аналогии может быть строгим и достоверным. В общем же случае этого сказать нельзя, но необходимо стремиться выявлять условия аналогии, при которых корректность вывода по аналогии повышается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.