Рефераты. Астрономические достижения в авторстве Коперника

Астрономические достижения в авторстве Коперника

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ


Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений






Астрономические достижения в учении Коперника

 


(Реферат)





Выполнил:

студентка 1 курса

группы 318

Ростовская Елена


Проверил:

преподаватель

_________________

_________________






ТОМСК – 2005 П Л А Н:


Введение________________________________________________________ 3

1. Новое естествознание____________________________________________ 4

2. Жизнь и творчество Николая Коперника____________________________ 5

3. Астрономические открытия в произведении Коперника "О  вращениях небесных сфер"    10

Заключение____________________________________________________ 13

Литература_____________________________________________________ 14






Введение


В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в  Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область – философия природы.  Философия природы - типичное выражение природы Ренессанса. Ее родиной была Италия, наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно.

Приход философии природы был подготовлен всем  предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к  убеждению своего прочного,  творческого и свободного закрепления в этом мире,  верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека,  идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы, завершающаяся пантеистическим материализмом Бруно.

Философия природы  Ренессанса  исходила  из античного философского наследия - платонизма,  стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления,  аверроистским и неоплатонистским пантеистическим  направлениям.  Характерным  для  философии природы в период Ренессанса является прежде всего  отвращение  к схоластике и схоластическому аристотелизму.

1. Новое естествознание


Параллельно с  философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых  традиций  и предпосылок. Оно  приносит  ряд эпохальных открытий,  становится одним из важнейших  источников  новой  философии.  Отбрасываются господствовавшие в  средние  века философские и методологические основы науки, и создаются  новые. Схоластическое учение о природе, высший  уровень  которого был достигнут парижской и оксфордскими школами в XIV в.,  в сущности никогда не переходило границ теоретических спекуляций.  В  противоположность этому ученые Ренессанса на первый план выдвигают  опыт,  исследование  природы, экспериментальный метод  исследований.  Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки  соответствует  основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519),  Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя,  на котором происходило сражение  между  новым  и старым миром,  между консервативными и прогрессивными силами общества, религией и наукой,  была астрономия. Средневековое религиозное учение  было основано на представлении о Земле как богом избранной планета и о привилегированном  положении  человека  во вселенной. Гениальная  идея древнегреческого астронома Аристарха была полностью забыта (Аристарх из Самоса жил в III в. до н. э., греческий астроном и математик, выступил против геоцентрического учения, противопоставив ему свое,  по сути дела первое в истории европейской астрономии гелиоцентрическое учение.  За это был обвинен в безбожии). Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию.  Его основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории науки. "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и  как  бы  повторило  лютеровское  сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и,  так сказать,  лишь на  смертном одре -  вызов  церковному авторитету в вопросах природы.  Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...",- писали Маркс К., Энгельс Ф. в своих сочинениях.


2. Жизнь и творчество Николая Коперника


Гениальный реформатор естествознания, основатель новой астрономии, Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года  в  польской городке Торуни,  расположенном на Висле. К этому времени Торунь, благодаря своему выгодному  расположению,  стал  крупным торговым центром,  через  который  шла оживленная торговля между странами Западной Европы, Польшей и Венгрией.

Известно, что еще задолго до завоевания этих районов Польши крестоносцами в 30-х годах XIII столетия, на месте нынешнего города было древнее славянское поселение.  В 1233 году магистр ордена крестоносцев выдал ремесленному и купеческому поселку "право города" и,  таким образом,  возник, наряду со старым Торунем, городом купцов и ремесленников,  Новый Город (Новэ Място), заселенный в основном колонистами.  Исключительно благоприятные экономические условия сделали Торунь одним  из  богатейших  городов Польши, в состав которой он вошел в 1454 году.

Отец великого астронома, Николай Коперник старший, уроженец тогдашней столицы  Польши  (наиболее вероятно,  что он родился в 1420 году),  древнего городка Кракова, был видным представителем купеческих кругов.  Около 1460 года руководствуясь, по-видимому, своими торговыми интересами,  он переехал из Кракова  в  Торунь, где и  прожил  остальную  часть  жизни.  В Торуни Николай Коперник-старший женился на дочери председателя городского суда, Варваре Ватзенроде,  происходившей  из богатой старинной торуньской семьи. Бракосочетание состоялось между 1458 и 1463 годами (более точная дата неизвестна). От этого брака появилось четверо детей: старший сын Андрей,  сестры Варвара и Екатерина, младший сын Николай. Наиболее  вероятный год рождения старшего брата,  Андрея, 1464-й. Свое образование он начал в Краковском  университете,  а завершил в Италии. После возвращения на родину занимал должность каноника во Фромбурге,  где и умер в 1518 или 1519 году. Старшая сестра Варвара  постриглась  в монахини и прожила жизнь в Цистерокском монастыре.  Умерла,  по-видимому,  в 1517 году.  Младшая сестра Екатерина  вышла  замуж за купца и члена муниципалитета в Торуни, Бартоломея Гертнера,  после чего переехала  с  семьей  в Краков.    

Коперник-отец умер в 1483 году,  когда будущему ученому пошел всего десятый год. После его смерти забота о семье переходит во властные руки брата матери, Луки Ватзетроде (1447-1512), сыгравшего в жизни Николая Коперника исключительную роль. Он учился в лучших университетах того времени и,  по-видимому,  был незаурядной личностью.

В 1489 году умерла мать Коперника, Варвара Ватзенроде и забота о всех детях стала обязанностью дяди.

Начальное образование Николай Коперник и его брат  получили в торуньской школе,  а несколько позже они были переведены в кафедральную школу во Влоцлавске с целью подготовки для  поступления в Краковский университет, славившийся во всей Европе высоким научным уровнем преподавания и лучшими гуманистическими традициями. На  факультете  свободных искусств,  студентом которого был Коперник на первом году обучения,  преподавались математика, физика, теория музыки. Здесь же он получил и определенные познания в медицине.  Большое внимание в  преподавании  уделялось  учению Аристотеля, литературе Древней Греции и Древнего Рима.  Астрономию читал известный профессор Войцех (Альберт) Бляр  Брудзевский (1445-1497), который  в педагогической деятельности руководствовался лучшей в то время книгой по астрономии "Новые теории  планет", написанной замечательным венским астрономом Пурбахом.

Воспитывая в молодежи глубокое уважение к древним  мыслителям, оставившим грядущим поколениям впечатляющие астрономические результаты, Брудзевский учил сравнивать и сопоставлять различные теории и идти дальше простого освоения достижений древней науки. Эту черту истинного  исследователя  Коперник  пронес  через  всю жизнь. Ко всему этому следует добавить,  что в университете была хорошая инструментальная база (астролябии,  глобусы, армиллярные сферы), дававшая  студентам  возможность усвоить навыки наблюдательной астрономии и овладеть искусством наблюдателя.

По настоятельной  просьбе  Луки Ватзенроде Коперник возвратился в 1495 году из Кракова в Торунь.  В связи с тем, что в это время появилась вакансия каноника Вармийской епархии (в соборном городе этой  епархии,  Фромборке),  Копернику  было   предложено участвовать в  выборах на это место, однако он избран не был. Не исключено, что в этом деле основную роль  сыграло  отсутствие  у Коперника ученой степени,  ибо по традиции каноники должны иметь диплом об окончании университета.

После неудачи,  постигшей  его при баллотировке на вакансию каноника, летом 1496 года Коперник покинул родные края и  отправился в  Италию  для  продолжения своего образования в Болонском университете, где когда-то учился его дядя.  Примерно через  год снова освободилась вакансия каноника Фромборкского собора,  входящего в Вармийскую епархию,  и на этот раз старания дяди-покровителя принесли  свои  плоды.  В  августе 1497 года Коперник был избран каноником с официальным трехлетним отпуском  для  получения ученой степени в Италии.  Место каноника давало ему средства свободно продолжать свои ученые занятия.

Коперник провел в разных городах Италии почти десять лет, в течении которых стал образованным и широко эрудированным ученым. Коперник жил  в эпоху Возрождения и был современником выдающихся личностей, обогативших бесценными достижениями различные области человеческой деятельности.  В  плеяде  этих людей Коперник занял достойное и почетное место благодаря своему бессмертному сочинению "О вращениях небесных тел".

Хотя Коперник был отправлен в Болонью для получения  юридического образования  (в  это время государственное и гражданское право мало чем отличались от церковного права), на деле вышло не так, как было, по-видимому, задумано дядей. Помня беседы по астрономии со своим профессором Брудзевским, Коперник увлекся  астрономическими  наблюдениями и стал помощником известного болонского астронома Доменико Мариа  ди  Новара  (1454-1504),  который также поощрял его посвятить себя астрономии. Первое из  двадцати семи собственных наблюдений, используемых Коперником в  его знаменитом трактате, было сделано именно в болонье 9 марта 1497 года.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.