Рефераты. Яндекс - основные сведения по популярному индексу

Яндекс - основные сведения по популярному индексу

Введение

История компании "Яндекс" началась в 1990 году с разработки поискового

программного обеспечения в компании "Аркадия". За два года работ были

созданы две информационно-поисковые системы - Международная Классификация

Изобретений, 4 и 5 редакция, а также Классификатор Товаров и Услуг. Обе

системы работали под DOS и позволяли проводить поиск, выбирая слова из

заданного словаря, с использованием стандартных логических операторов.

В 1993 году "Аркадия" стала подразделением компании CompTek. В 1993-1994

годы программные технологии были существенно усовершенствованы благодаря

сотрудничеству с лабораторией Ю. Д. Апресяна (Институт Проблем Передачи

Информации РАН). В частности, словарь, обеспечивающий поиск с учетом

морфологии русского языка, занимал всего 300Кб, то есть целиком грузился в

оперативную память и работал очень быстро. С этого момента пользователь мог

задавать в запросе любые формы слов.

На основе новой технологии в 1994 году был создан "Библейский компьютерный

справочник" (информационно-поисковая система, обеспечивающая работу с

Синодальным переводом Ветхого и Нового Заветов). В 1995 году стартовал

проект "Академическое издание классиков на CD ROM", разрабатываемый

совместно с НТЦ "Информрегистр" и ИМЛИ им. М.Горького РАН при поддержке

Роскоминформа. Для этого проекта была создана универсальная технология

"Аргонавт", которая включала как средства разметки и отображения текстов,

так и средства навигации, а так же различные поиски - и текстовые, и

атрибутные. На основе этой технологии вышло 3 издания - справочник

стандартов "Информ - Норматив", электронное научное издание "А.С.

Грибоедов" и "Пушкин. Электронный фонд русской классической литературы".

Также был создан словарь языка Грибоедова.

В начале 1996 года был разработан алгоритм построения гипотез. Отныне

морфологический разбор перестал быть привязан к словарю - если какого-либо

слова в словаре нет, то находятся наиболее похожие на него словарные слова

и по ним строится модель словоизменения.

В это время Интернет в России только начинался...

1. История Yandex.Ru

Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997

года на выставке Softool. Основными отличительными чертами Yandex.Ru на тот

момент были проверка уникальности документов (исключение копий в разных

кодировках), а также ключевые свойства поискового ядра Яndex, а именно:

учет морфологии русского языка (в том числе и поиск по точной словоформе),

поиск с учетом расстояния (в том числе в пределах абзаца, точное

словосочетание), и тщательно разработанный алгоритм оценки релевантности

(соответствия ответа запросу), учитывающий не только количество слов

запроса, найденных в тексте, но и "контрастность" слова (его относительную

частоту для данного документа), расстояние между словами, и положение слова

в документе.

Чуть позже в разделе «Сказки» (наблюдения за содержанием русского

Интернета) появилась первая сказка Рунета — «Web – гуманизм или чернуха?».

А в разделе «Числа» — первая оценка объема Рунета, 5 тысяч серверов и 4Гб

текстов.

Через два месяца, в ноябре 1997 года, был реализован естественно-языковый

запрос. Отныне к Yandex.Ru можно обращаться просто «по-русски», задавать

длинные запросы, например: «где купить компьютер», «генетически

модифицированные продукты» или «коды международной телефонной связи» и

получать точные ответы. Средняя длина запроса в Yandex.Ru сейчас — 2,7

слова. В 1997 году она составляла 1,2 слова, тогда пользователи поисковых

машин были приучены к телеграфному стилю.

В 1998 году на Yandex.Ru появилась возможность «найти похожий документ»,

список найденных серверов, поиск в заданном диапазоне дат и сортировка

результатов поиска по времени последнего изменения. За этот год «объем»

Русского Интернета удвоился, что привело к необходимости оптимизации

поисковых механизмов. И тогда, и сейчас (при объеме в 200 Гб) скорость

поиска на Yandex.Ru — доли секунды.

За 1999 год Рунет вырос на порядок, как в объемах текстов, так и в

количестве пользователей. Это был год бурного развития и для Yandex.Ru.

Новый поисковый робот позволил оптимизировать и ускорить обход сайтов

Рунета. Сегодня поисковая база Yandex.Ru вдвое больше, чем у ближайших

конкурентов.

Новый робот позволил предоставить пользователям новые возможности – поиск

по разным зонам текста (заголовкам, ссылкам, аннотациям, адресам, подписям

к картинкам), ограничение поиска на группу сайтов, поиск по ссылкам и

изображениям, а также выделять документы на русском языке. Появился поиск в

категориях каталога и впервые в Рунете было введено понятие «индекс

цитирования» — количество ресурсов, ссылающихся на данный.

В течение всего года продолжалась работа по количественному и качественному

анализу Рунета. Был открыт НИНИ-индекс (индекс «Непостоянства Интересов

Населения Интернет»), показывающий динамику изменения интересов

пользователей Интернета. Открылся поисковый Форум и новый сервис — подписка

на запрос, то есть можно оставить свой запрос на Yandex.Ru и регулярно

получать по электронной почте информацию о появлении новых и/или измененных

документов, соответствующих этому запросу. К началу учебного года был

открыт «Семейный Яndex», фильтрация результатов поиска от мата и

порнографии.

2. Яндекс — 2000

В этом году образовалась компания "Яндекс". "Яндекс" был учрежден

акционерами CompTek - компании, создавшей и в течение долгого времени

развивавшей проект Яndex. Компания ru-Net Holdings инвестировала 5

миллионов 280 тысяч долларов и получила в новой компании долю в 35,72%. В

число акционеров входят также менеджмент и ведущие разработчики поисковой

системы. Генеральным директором стал Аркадий Волож.

В новообразованную компанию перешли все права на торговую марку Яndex и

сайт www.yandex.ru, а также на поисковую технологию Яndex и семейство

одноименных программных продуктов. Кроме того, в "Яндекс" был передан

недавно стартовавший проект www.narod.ru.

В апреле на канале НТВ прошла рекламная кампания Яндекса, в которой впервые

был озвучен слоган "Найдется все!".

В июне открытием нового дизайна сайта Yandex.Ru началась "неделя Яндекса",

каждый день которой был посвящен одному из проектов. Тогда были открыты

Почта Яндекса, Яндекс.Новости, Яндекс.Открытки и Яндекс.Закладки, а также

"аскетический Яндекс" - для тех, кто торопится. Завершилась неделя

праздником Яндекса.

В этом же году Яндекс стал искать не только по веб-страницам, но и по

специализированным ("параллельным") массивам данных - новостям и товарам.

Был открыт свой собственный каталог c новым (фасетным) принципом описания

ресурсов. Его концепция и принципы классификации были разработаны

специалистами Яндекса.

3. Яндекс — 2001

Новый 2001-й год Яндекс ознаменовал акцией «Новогоднее обращение Народа

России к Президенту» и переездом в новый офис с собственной серверной.

В этом году Яндекс стал лауреатом Национальной Интел Интернет Премии,

получив призы в следующих номинациях:

Лучший сайт в области «Сетевые сервисы»

Лучший сайт в области «Рубрикаторы, поисковые системы, каталоги товаров и

услуг»

Человек Года: Аркадий Волож

Гран-при Российской академии Интернета

Специальный приз прессы (присуждается журналистским сообществом)

Веб Выбирает Вас (результат общего голосования пользователей Рунета)

Две последние номинации - особые. "Специальный приз прессы" присуждается

журналистским сообществом (400 анкет было разослано региональным

журналистам). "Веб Выбирает Вас" - результат общего голосования

пользователей Рунета.

В апреле Яндекс учредил новое интернет-соревнование — Открытый Кубок России

по поиску в интернете. В чемпионате могут принять участие все желающие,

владеющие русским языком и клавиатурой. Никаких ограничений на

использование инструментов поиска нет. Официальный сайт Кубка —

kubok.yandex.ru.

Первый розыгрыш Кубка прошел весной. Более 1000 человек состязались за

звание «Человек, который нашел все», и более 60.000 человек наблюдало за

играми. Второй розыгрыш Кубка состоялся осенью, сайт посетило более 100

тысяч человек.

Летом этого года Яндекс впервые вышел на первое место в Рунете по объему

аудитории, согласно данным исследовательских компаний Комкон-2 и Gallup

Media.

4. Яндекс — 2002

2002-й год Яндекс встретил информационной компанией новой европейской

валюты, за что получил первый в России наличный евро.

Яндексом был опубликован рейтинг потребительских торговых марок «Выбор

интернета 2001».

По решению Совета директоров был приближен срок выхода на самоокупаемость с

первой половины 2003 года на четвертый квартал 2002, в итоге уже в августе

2002 года было достигнуто превышение доходов над расходами, и в ноябре

Яндекс рапортовал о досрочном выходе на самоокупаемость.

Весной Яндекс зафиксировал объем русского интернета, равный одному

терабайту (2 в 40 степени байт).

Летом Яндексу был делегирован домен yandex.com, отобранный у

недобросовестного владельца. Это послужило началом борьбы Яндекса с

киберсквотингом.

«Яндекс» и группа компаний PayCash вывели на рынок новую систему цифровой

наличности Яндекс.Деньги, задачей которых стало создание в российском

интернете универсальной платежной среды.

Был внедрен новый сервис Яндекс.Почты - фильтрации массовых рассылок (bulk

mail).

В октябре на Яндексе был открыт официальный сайт проекта «Фабрика звезд»

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.