человека мы обращаем внимание на его лицо. Также надо обращать внимание на
голос и тело. Человек не может контролировать все свои мышцы. Проявление
лжи можно узнать при несоответствии выражения лица словам или жесту.
5 категорий невербального поведения:
1) эмблема – опред.движения, позы, смысл которых можно передать с помощью 2-
3 слов (пожатие плечами и т.л.). Эмблемы показывают намеренно. Если она
показывается ненамеренно, то она может выдать ту инф-цию, которая
скрывается.
1) Иллюстрации – движения дополняющие речь. Они иллюстрируют речь. Если
человек не может подобрать нужное слово, иллюстрация как подсказка. Не
имеет значения отдельно от слов.
2) Выразители аффекта – использование мимических средств.
3) Регуляторы – формы поведения, которые регулируют разговор между 2-мя
индивидами, национальная характерист8ика.
4) Адаптор /манипуляции – все те движения, кото2рые массируют, потирают и
т.д. Они находятся на краю нашего сознания.
Каган: Все виды невербального поведения можно разделить по нескольким
основаниям:
источник невербального поведения – эмоции или содержание процесса общения
осознаваемость или неосознаваемость
продолжительность
На их основе выделено 6 видов невербального поведения.
1) выделение – непродожительные жесты, сопровождающие высказывание, связано
с содержанием.
1) Фассимитация (облегчение) – ускорение коммуникации, облегчение ком-ции
(неосознаваемое поведение)
2) Изображение – осознанные жесты
3) Демонстрация аффекта – использование мимики с целью выражения своего
состояния - это намеренные жесты
4) Осознанное открытие – знаем, что делаем, но что стоит за этим не знаем
5) Неосознанное открытие – жесты, которые отражают поведение характерное
для стрессовых ситуаций.
13. Специфика семиосоциопсихологической теории коммуникации. Категории
«речь», «дискурс», «текст». Трактовка текста как коммуникативно-
познавательной единицы. Понятие «текстовая деятельность». Понимание диалога
как смыслового контакта индивидов, «эффект диалога». Соотношение понятий
«коммуникация», «псевдокоммуникация» и «квазикоммуникация».
ССП подход новый, современный. Его основатель – Г.М. Друдзе (80-90гг). ССП
– новое комплексное направление социально-псих исследований. Оно
акцентирует внимание на знаковом общении как процессе обмена текстуально
организованной смысловой информации. Основной категорией системы Друдзе
является текст. Это система коммуникативно-познават элементов. Они
функционально объединены в единую замкнутую содерж-смысловую структуру при
помощи общего замысла. Это сложный знак наиболее высокого порядка. Он
организован вокруг коммуникативных намерений коммуникаторов. Важная
характеристика текста – намеренность. Т. е. текст возникает намеренно с
возникновением жизненной проблемной ситуации, для ее разрешения (текст –
разрешение пробл жизн ситуац). Третий фактор, порождающий текст –
технология или набор приемов, воплощающих коммуник-познават замысел.
Текстовая деятельность универсальна и интерпретируется по общечеловеческим
законам. Речь (ее единица – речевой акт) – целенаправленное речевое
поведение, кое осуществляется в соответствии с правилами речевого
поведения, принятыми в данном обществе. Ему характерны: 1) намеренность; 2)
целеустремленность (стрем воздействие на адресата); 3) конвенциональность.
Реализуется в высказывании (ситуативность, соц обусловленность,
вариативность, избират неустойчивость). Дискурс – серия высказываний, кои
объединены общей темой, общей ситуацией общения. 3 вида: 1) комплиментарный
– устан получ инфо; 2) координирующий – гл найти истину; компететивный – гл
переубедить. Свойства: 1) тематич связан; 2) ситуативн обусловлен; 3)
динамичность – тема может меняться; 4) соц ориентирован; 5) неоднороден –
неязык и язык факторы; 6) недискретность – сложно определить точные границы
дискурса. «Эффект диалога» - возникает, когда у общающихся есть способность
и стремление адекватно истолковать коммуникативные намерения друг друга.
Псевдокоммуникация – неудавшийся диалог. Когда попытка диалога не
увенчалась адекватной интерпретацией коммуникативный интенций.
Квазикоммуникация – ритуальное действо, когда реальный диалог отсутствует,
она подменяет действительное общение. Коммуникация – настоящее общение.
Социология комм-й – обмен действиями порождения и интерпретации текстов.
Друдзе говорит о том, что роль коммун-познават деятельности чрезвычайно
высока. Без нее в совокупности с матер-практической деятельностью не
возникло бы ни культуры, ни социальности.
14. Понятие языковой личности. Основные характеристики теоретико-
гносеологической модели языковой личности. Коммуникативная личность и ее
моделирование. Критерии оценки коммуникативной личности.
Языковая личность – это понятие введено и наиб детально разработано
Карауловым. Яз личн – это совокупность способностей человека, кот
обуславливает процессы создания и восприятия текстов. Эти тексты различ по
3 параметрам: 1) степенью структурной языковой сложности; 2) глубиной и
точностью отражения действительности; 3) целевой направленностью. Структура
яз личности имеет 4 уровня: 1) прагматический/мотивационный – связан с
целями, задачами, мотивами, намерениями говорящего. Гл-е целеустановка, то
чего хотим добиться в результате коммуникации, улавливать эти хар-кт
трудно; 2) лингво-когнитивн ур – связан с сознанием, совокупность тех
данных, кот чел-к извлекает из своего познават-го и интеллектуального
опыта. Разные картины мира служат для сравнения; 3) вербально-семантический
– складывается из лексикона индивида, т.е. всего запаса слов и
словосочетаний индивида. Учитывается не только количество слов, но и умение
варьировать, дифференцировать их в связи с нормами, в завис от ситуации,
кажд слово свое означает; 4) нулевой уровень (разраб-л Караулов) – уровень
обыденного языка (как пройти? и тд). По Караулову яз личность начинается по
ту сторону обыденного языка. Эти уровни иерархически организованы, т.е. 0 –
наиболее низкий уровень и тд. Коммуникат личность – понятие шире яз личн,
тк предполагает использование как верб так и неверб средств коммун-ии.
Некоторые характеристики яз и комм личн пересекаются, но это не означает их
тождество – различие: 1) эти характеристики занимают различное место в
структуре языковой коммм личн, 2) их содержательная интерпретация совпадает
лишь частично. Определение комм личн – совокупность индивидуальных свойств
и характеристик личности, кот опред-ся: 1) степенью коммуник потребностей
(мотивация); 2) когнитивным диапазоном (уровень разв сознания, кот сформир-
ся познавательным опытом человека); 3) собственно коммун компетенцией
человека. Компетенция – умение выбора коммуникативного кода,
обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу инфо в
конкр ситуации. Коммун личн – моделируется посредством ее 3-х основных
параметров и того как в ситуации они актуализируются – одновременно
актуализируются эти хар-ки!) (воздействие ситуативных факторов): 1)
функцион-й пар-р. в ситуации общения он реализуется в88 3- направлениях: 1
– уровень владения верб и неверб средствами коммун-ии для выражения 3-х
базовых функций языка (информ, прагм, экспрессивн); 2 – у2мение варьировать
средства в завис от ситуации; 3 – следование нормам использ коммун кода. 2)
когнитивный параметр – уровень развития сознания человека: 1 – адекватное
восприятие информации; 2 – способ воздействовать на собеседника; 3 – оценка
и самооценка человека, знание коммуник норм. 3) мотивацион пар-р – это
центр-й уровень, тк потребность получать или передавать инфо – стимул
коммуник. Это совокупность коммуник потребностей и установок человека.
Критерии оценки комм личн – ими явл эффект выполнения человеком основных
соц значимых функций – 2 вида: функция взаимодействия и воздействия. В
зависимости от этого критерия люди делятся на 2 категории – личность как
индивид и личность как индивидуальность. Личность-индивидуальность обладает
2 хар-ми: коммуникабельность и харизма. Коммуникабельность – способность
человека легко и по собственной инициативе устанавливать контакт в любой
сфере общения и умело поддерживать контакты. Это реальная функция
взаимодействия. Харизма – обаяние, притягат личн, кот обусловл внешн и
внутр характ-ми чел-ка. Это дар убеждать: реализация функции воздействия.
15. Виды коммуникации: межличностная коммуникация. Функции, категории,
условия актуализации межличностной коммуникации. Особенности межличностной
коммуникации и условия ее эффективности. Механизмы межличностного
восприятия. Проблемы адекватности речевого восприятия.
Если брать за основание классиф масштабность то тип комм – массовая
ограниченная ( в рамках большой соц группы), внутригрупп (в малой группе) –
межличностн и внутриличностн. Межличностн комм – процесс одновременного
речевого взаимодействия 2- индивидов и их воздействие друг на друга. 3
Функции: базовые функции коммуник (информ, прагматич-я, экспрессивная) + 2
социально значимые функции: взаимодействие и воздействие. Они
актуализируются в частных функциях. В основе этих частных функций лежит
мотивационный принцип. Мотивационные теории 2-х групп [см Конецкая стр 182-
183]: мотив-е теории равновесия (баланса- дисбаланса) (теория Ф.Хейдера о
когнитивном балансе; теория Фестингера когнитивного диссонанса; Э.Гоффман
теория «управление впечатлением») и мотив теории удовлетворения
потребностей (А.Маслой теория потребностей; Дж.Хоманс и Р.Эмерсон теория
социального обмена). Особен межл комм: 1) неизбежность. Человек не может
жить без общения. Общение одно из важн-х потр-й чел-ка. 2) необратимость –
слово не воробей. 3) непосредственная обратная связь. 4) межличностные
отношения – они складываются в результате деловых и творческих контактов
(офиц, неофиц, в рез спос-ти людей эмоц воспринимать др друга – эмпатии).
Наряду с психол-м и соц-м факторами, большую роль в межл отн играет эмоцион-
й фактор – поэтапность: 1) этап познания (сбор инфо, изучение), 2)
начальное общение, 3) взаимное изучение (больше инфо), 4) интенсификация
отнош, 5) близость. Разрыв: 1) топтание на месте (теряется жизн смысл), 2)
ослабл отношений, 3) индивидуализация, 4) отделение, 5) послесловие. + на
межл отн оказ влияние условия, в кот происходит общение. Еще один
особенность межл комм – многоканальность передачи инфо (видим, слышим,
нюхаем, трогаем, чувствуем и тд). Условия эффективн мелж комм – то,
насколько эффективно прошла комм-я можно определить по результатам
актуализации 2-х основных функций: взаимодействие и воздействие. Они
зависят от 3-х условий: 1) типы комм-х личностей, 2) восприят смысловой и
оценочной инфо, 3) целенаправл воздействие собеседников друг на друга. Комм-
я наиболее эффективна при след вариантах реализации данных условий: 1)
совместимость – гл образом когнитивных параметров личности, 2) адекватность
восприятия смысловой и оценочной инфо, 3) воздействие через убеждение.
16. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Этические
принципы межличностной коммуникации. Этические дилеммы и конфликты
моральных ценностей. Основные аспекты исследования этики при коммуникации в
малых группах. Этическая ответственность получателя и отправителя
информации.
Межл комм-ция в малых группах – данной проблемой занимался Крысин. К малым
группам он причисляет – группы числ-тью 3-15 чел – семья, коллектив, круг
друзей. В группах наличествует речевая сплоченность. Она тем сильнее, чем
соц однороднее группа, чем она сплоченнее и чем дольше она существует и чем
чаще они встречаются. У них вырабатываются значимые шаблоны – слова и
словосочетания, характерные только для данной группы и только в ней
понятные.
Страницы: 1, 2, 3, 4