Рефераты. Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

человека мы обращаем внимание на его лицо. Также надо обращать внимание на

голос и тело. Человек не может контролировать все свои мышцы. Проявление

лжи можно узнать при несоответствии выражения лица словам или жесту.

5 категорий невербального поведения:

1) эмблема – опред.движения, позы, смысл которых можно передать с помощью 2-

3 слов (пожатие плечами и т.л.). Эмблемы показывают намеренно. Если она

показывается ненамеренно, то она может выдать ту инф-цию, которая

скрывается.

1) Иллюстрации – движения дополняющие речь. Они иллюстрируют речь. Если

человек не может подобрать нужное слово, иллюстрация как подсказка. Не

имеет значения отдельно от слов.

2) Выразители аффекта – использование мимических средств.

3) Регуляторы – формы поведения, которые регулируют разговор между 2-мя

индивидами, национальная характерист8ика.

4) Адаптор /манипуляции – все те движения, кото2рые массируют, потирают и

т.д. Они находятся на краю нашего сознания.

Каган: Все виды невербального поведения можно разделить по нескольким

основаниям:

источник невербального поведения – эмоции или содержание процесса общения

осознаваемость или неосознаваемость

продолжительность

На их основе выделено 6 видов невербального поведения.

1) выделение – непродожительные жесты, сопровождающие высказывание, связано

с содержанием.

1) Фассимитация (облегчение) – ускорение коммуникации, облегчение ком-ции

(неосознаваемое поведение)

2) Изображение – осознанные жесты

3) Демонстрация аффекта – использование мимики с целью выражения своего

состояния - это намеренные жесты

4) Осознанное открытие – знаем, что делаем, но что стоит за этим не знаем

5) Неосознанное открытие – жесты, которые отражают поведение характерное

для стрессовых ситуаций.

13. Специфика семиосоциопсихологической теории коммуникации. Категории

«речь», «дискурс», «текст». Трактовка текста как коммуникативно-

познавательной единицы. Понятие «текстовая деятельность». Понимание диалога

как смыслового контакта индивидов, «эффект диалога». Соотношение понятий

«коммуникация», «псевдокоммуникация» и «квазикоммуникация».

ССП подход новый, современный. Его основатель – Г.М. Друдзе (80-90гг). ССП

– новое комплексное направление социально-псих исследований. Оно

акцентирует внимание на знаковом общении как процессе обмена текстуально

организованной смысловой информации. Основной категорией системы Друдзе

является текст. Это система коммуникативно-познават элементов. Они

функционально объединены в единую замкнутую содерж-смысловую структуру при

помощи общего замысла. Это сложный знак наиболее высокого порядка. Он

организован вокруг коммуникативных намерений коммуникаторов. Важная

характеристика текста – намеренность. Т. е. текст возникает намеренно с

возникновением жизненной проблемной ситуации, для ее разрешения (текст –

разрешение пробл жизн ситуац). Третий фактор, порождающий текст –

технология или набор приемов, воплощающих коммуник-познават замысел.

Текстовая деятельность универсальна и интерпретируется по общечеловеческим

законам. Речь (ее единица – речевой акт) – целенаправленное речевое

поведение, кое осуществляется в соответствии с правилами речевого

поведения, принятыми в данном обществе. Ему характерны: 1) намеренность; 2)

целеустремленность (стрем воздействие на адресата); 3) конвенциональность.

Реализуется в высказывании (ситуативность, соц обусловленность,

вариативность, избират неустойчивость). Дискурс – серия высказываний, кои

объединены общей темой, общей ситуацией общения. 3 вида: 1) комплиментарный

– устан получ инфо; 2) координирующий – гл найти истину; компететивный – гл

переубедить. Свойства: 1) тематич связан; 2) ситуативн обусловлен; 3)

динамичность – тема может меняться; 4) соц ориентирован; 5) неоднороден –

неязык и язык факторы; 6) недискретность – сложно определить точные границы

дискурса. «Эффект диалога» - возникает, когда у общающихся есть способность

и стремление адекватно истолковать коммуникативные намерения друг друга.

Псевдокоммуникация – неудавшийся диалог. Когда попытка диалога не

увенчалась адекватной интерпретацией коммуникативный интенций.

Квазикоммуникация – ритуальное действо, когда реальный диалог отсутствует,

она подменяет действительное общение. Коммуникация – настоящее общение.

Социология комм-й – обмен действиями порождения и интерпретации текстов.

Друдзе говорит о том, что роль коммун-познават деятельности чрезвычайно

высока. Без нее в совокупности с матер-практической деятельностью не

возникло бы ни культуры, ни социальности.

14. Понятие языковой личности. Основные характеристики теоретико-

гносеологической модели языковой личности. Коммуникативная личность и ее

моделирование. Критерии оценки коммуникативной личности.

Языковая личность – это понятие введено и наиб детально разработано

Карауловым. Яз личн – это совокупность способностей человека, кот

обуславливает процессы создания и восприятия текстов. Эти тексты различ по

3 параметрам: 1) степенью структурной языковой сложности; 2) глубиной и

точностью отражения действительности; 3) целевой направленностью. Структура

яз личности имеет 4 уровня: 1) прагматический/мотивационный – связан с

целями, задачами, мотивами, намерениями говорящего. Гл-е целеустановка, то

чего хотим добиться в результате коммуникации, улавливать эти хар-кт

трудно; 2) лингво-когнитивн ур – связан с сознанием, совокупность тех

данных, кот чел-к извлекает из своего познават-го и интеллектуального

опыта. Разные картины мира служат для сравнения; 3) вербально-семантический

– складывается из лексикона индивида, т.е. всего запаса слов и

словосочетаний индивида. Учитывается не только количество слов, но и умение

варьировать, дифференцировать их в связи с нормами, в завис от ситуации,

кажд слово свое означает; 4) нулевой уровень (разраб-л Караулов) – уровень

обыденного языка (как пройти? и тд). По Караулову яз личность начинается по

ту сторону обыденного языка. Эти уровни иерархически организованы, т.е. 0 –

наиболее низкий уровень и тд. Коммуникат личность – понятие шире яз личн,

тк предполагает использование как верб так и неверб средств коммун-ии.

Некоторые характеристики яз и комм личн пересекаются, но это не означает их

тождество – различие: 1) эти характеристики занимают различное место в

структуре языковой коммм личн, 2) их содержательная интерпретация совпадает

лишь частично. Определение комм личн – совокупность индивидуальных свойств

и характеристик личности, кот опред-ся: 1) степенью коммуник потребностей

(мотивация); 2) когнитивным диапазоном (уровень разв сознания, кот сформир-

ся познавательным опытом человека); 3) собственно коммун компетенцией

человека. Компетенция – умение выбора коммуникативного кода,

обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу инфо в

конкр ситуации. Коммун личн – моделируется посредством ее 3-х основных

параметров и того как в ситуации они актуализируются – одновременно

актуализируются эти хар-ки!) (воздействие ситуативных факторов): 1)

функцион-й пар-р. в ситуации общения он реализуется в88 3- направлениях: 1

– уровень владения верб и неверб средствами коммун-ии для выражения 3-х

базовых функций языка (информ, прагм, экспрессивн); 2 – у2мение варьировать

средства в завис от ситуации; 3 – следование нормам использ коммун кода. 2)

когнитивный параметр – уровень развития сознания человека: 1 – адекватное

восприятие информации; 2 – способ воздействовать на собеседника; 3 – оценка

и самооценка человека, знание коммуник норм. 3) мотивацион пар-р – это

центр-й уровень, тк потребность получать или передавать инфо – стимул

коммуник. Это совокупность коммуник потребностей и установок человека.

Критерии оценки комм личн – ими явл эффект выполнения человеком основных

соц значимых функций – 2 вида: функция взаимодействия и воздействия. В

зависимости от этого критерия люди делятся на 2 категории – личность как

индивид и личность как индивидуальность. Личность-индивидуальность обладает

2 хар-ми: коммуникабельность и харизма. Коммуникабельность – способность

человека легко и по собственной инициативе устанавливать контакт в любой

сфере общения и умело поддерживать контакты. Это реальная функция

взаимодействия. Харизма – обаяние, притягат личн, кот обусловл внешн и

внутр характ-ми чел-ка. Это дар убеждать: реализация функции воздействия.

15. Виды коммуникации: межличностная коммуникация. Функции, категории,

условия актуализации межличностной коммуникации. Особенности межличностной

коммуникации и условия ее эффективности. Механизмы межличностного

восприятия. Проблемы адекватности речевого восприятия.

Если брать за основание классиф масштабность то тип комм – массовая

ограниченная ( в рамках большой соц группы), внутригрупп (в малой группе) –

межличностн и внутриличностн. Межличностн комм – процесс одновременного

речевого взаимодействия 2- индивидов и их воздействие друг на друга. 3

Функции: базовые функции коммуник (информ, прагматич-я, экспрессивная) + 2

социально значимые функции: взаимодействие и воздействие. Они

актуализируются в частных функциях. В основе этих частных функций лежит

мотивационный принцип. Мотивационные теории 2-х групп [см Конецкая стр 182-

183]: мотив-е теории равновесия (баланса- дисбаланса) (теория Ф.Хейдера о

когнитивном балансе; теория Фестингера когнитивного диссонанса; Э.Гоффман

теория «управление впечатлением») и мотив теории удовлетворения

потребностей (А.Маслой теория потребностей; Дж.Хоманс и Р.Эмерсон теория

социального обмена). Особен межл комм: 1) неизбежность. Человек не может

жить без общения. Общение одно из важн-х потр-й чел-ка. 2) необратимость –

слово не воробей. 3) непосредственная обратная связь. 4) межличностные

отношения – они складываются в результате деловых и творческих контактов

(офиц, неофиц, в рез спос-ти людей эмоц воспринимать др друга – эмпатии).

Наряду с психол-м и соц-м факторами, большую роль в межл отн играет эмоцион-

й фактор – поэтапность: 1) этап познания (сбор инфо, изучение), 2)

начальное общение, 3) взаимное изучение (больше инфо), 4) интенсификация

отнош, 5) близость. Разрыв: 1) топтание на месте (теряется жизн смысл), 2)

ослабл отношений, 3) индивидуализация, 4) отделение, 5) послесловие. + на

межл отн оказ влияние условия, в кот происходит общение. Еще один

особенность межл комм – многоканальность передачи инфо (видим, слышим,

нюхаем, трогаем, чувствуем и тд). Условия эффективн мелж комм – то,

насколько эффективно прошла комм-я можно определить по результатам

актуализации 2-х основных функций: взаимодействие и воздействие. Они

зависят от 3-х условий: 1) типы комм-х личностей, 2) восприят смысловой и

оценочной инфо, 3) целенаправл воздействие собеседников друг на друга. Комм-

я наиболее эффективна при след вариантах реализации данных условий: 1)

совместимость – гл образом когнитивных параметров личности, 2) адекватность

восприятия смысловой и оценочной инфо, 3) воздействие через убеждение.

16. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Этические

принципы межличностной коммуникации. Этические дилеммы и конфликты

моральных ценностей. Основные аспекты исследования этики при коммуникации в

малых группах. Этическая ответственность получателя и отправителя

информации.

Межл комм-ция в малых группах – данной проблемой занимался Крысин. К малым

группам он причисляет – группы числ-тью 3-15 чел – семья, коллектив, круг

друзей. В группах наличествует речевая сплоченность. Она тем сильнее, чем

соц однороднее группа, чем она сплоченнее и чем дольше она существует и чем

чаще они встречаются. У них вырабатываются значимые шаблоны – слова и

словосочетания, характерные только для данной группы и только в ней

понятные.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.