Рефераты. Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

нерав-во. 3 ошибки социобиологии (по Р. Бхаскару): 1) социальные стр-ры в

отличие от природных не существуют независимо от видов деятельности,

направляемых ими; 2) социальные стр-ры в отличие от природных не существуют

независимо от понимания деятелями того, что они совершают, осуществляя свою

деятельность Бурдье возражает в смысле: люди тоже принимают легитимность

власти бессознательно); 3) социальные стр-ры в отличие от природных могут

быть лишь относительно устойчивыми (возражает Аутвейт – природные тоже).

Гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения

предмета исследования) аспект социальной коммуникации. Гносеология (греч.

gnosis "познание" + logos "учение") — теория познания, коя применительно к

изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы,

содержит с-му доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии

истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать

предмет исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины,

которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов:

1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость

коммуникативных стр-р от социальных). 2 Определение функции социальной

коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи инф-ции и

воздействия посредством этой инф-ции на индивида или общество).

3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. (Данная единица должна не

просто представлять инф-цию, а сообщать её.) 4. Понимание социальной

информации (инф-ция д. б. социально значимой). 5. Обоснование социальных

категорий коммуникации. (К социальным категориям, существенным для

коммуникации, обычно относят социальный статус коммуникантов, их социальные

роли, ситуацию, установку и оценку.)

Методологический (связанный с обоснованием подхода или принципов научного

анализа) аспект социальной коммуникации. Методологию (греч. methodos "путь

исследования, познания" + logos "слово, учение") иногда противопоставляют

теории. В отеч. научной традиции методика понимается как совокупность

приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с

фактологическим материалом. Методология понимается как с-ма 2научных

принципов, на основе коих строится исследование и определяется выбор

способов научного познания — методов и приемов исследования. Она

складывается из теории социального познания, с-мы методов социального

познания и анализа коммуникативных с-м, актуализируемых в обществе.

3. Моделирование коммуникации. Структурные и описательные модели.

Социологические доминанты коммуникации. Виды социологических доминант и их

характеристика.

Социологическая доминанта – это соц-но обусловленная и доминирующая хар-ка

к-ции, коя нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус

категории. Доминанты можно представить в 4 группах: 1) стратификационной,

2) ситуативной, 3) оценочной и 4) функциональной. В 1) группу входят

доминанты, обусловл-ые социологич фактором – соц стратиф-ей общества и

языка (соц статус коммун-ов, соц дифф-ия, интерация и интерференция). Ко 2

группе относят 4 осн категории – ком-ая роль, комм-ая сфера, комм-ая

ситуация и комм-ая установка. 3 (оцен доминанты) -- явл-ся сопряженными

категориями, в комм-ом процессе они проявл-ся одновременно и в совок-ти

предст-ют оценочную ориент-ию комм-ов. 4 -- выделение категорий основ-ся на

выделении функций соц-ой комм-ции. (3 осн ф-ции: информ-ой, прагматич-ой и

экспрессивной; специализир-ые ф-ции (их группы): контактоустанавл-ая, ф-ия

самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизьявит-ая, регул-ая,

ритуалн, перформативная).

4. Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Взаимосвязь и

взаимообусловленность ситуативных доминант. Коммуникативное поведение как

особая категория социальной коммуникации.

К этой группе относятся четыре основных категории — коммуникативная роль,

коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная

установка.

1) Коммуникативная роль как социологическая доминанта сопряжена с

категорией социального статуса. Её признаки: "лидер -- рядовой". Между

ролью и статусом существует двусторонняя связь.

2) Коммуникативная сфера -- социально обусловленная область коммуникативной

деятельности ч-ка, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными

потребностями — необходимостью сообщить или получить некую информацию. Они

связаны с общественной деятельностью людей, в основе коей лежат духовные

связи и производственная деятельность разнообразного характера.

Коммуникативная сфера актуализируется в сложной коммуникативной единице --

дискурсе. Особенностью коммуникативной сферы является ее динамичность --

способность многократного изменения тематического поля дискурса в

зависимости от мотивированности коммуникантов.

3) Социальная коммуникативная ситуация - совокупность условий, в кои

включены субъект и объект социальной деятельности и кои оказывают влияние

на эту деятельность. В коммуникативном контексте социальная ситуация может

быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации

коммуникации, кои способствуют или ограничивают взаимодействие

коммуникантов и их взаимное воздействие. Для социальной ситуации

определяющи 3 условия — место коммуникации, временная продолжительность и

ориентация коммуникации и участники коммуникации, как непосредственные, так

и окружающие, наблюдающие.

4) Коммуникативная установка обусловлена социопрагматическими факторами

социальной коммуникации — воздействием на партнера с той или иной целью.

Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются

социальной ситуацией. Она может быть выражена эксплицитно, то есть явно,

непосредственно при помощи вербальных средств, или имплицитно — неявно,

намеком при помощи стереотипного высказывания и невербальных средств.

Коммуникативное поведение -- поведение индивида, направленное на передачу

или прием информации посредством различных средств коммуникации.

5. Когнитивизм. Когнитивный подход в современной науке. Когнитивная

деятельность индивида. Категория социального познания. Характеристики

социального познания (социальный характер субъектов, социальное

происхождение, социальная разделенность). Влияние социального контекста и

культурной среды на социальное познание.

Когнитивизм пытается объяснить социальное поведение при пом. описания

преимущественно познавательного процесса отдел. ч-ка. Формируется в

психологии 50-х гг. Это отказ от традиционных принципов бихевиоризма с

его примитивными попытками объяснить человеческое поведение через «стимул-

реакция». Долго считали, что поступки человека – это отражение его

сознания.

Когнитивизм – взгляд в науку, согласно коей ч-ческая деятельность должна

изучаться как с-ма переработки инф-ции, а поведение ч-ка должно объясняться

в терминах его внутреннего состояния: получение инф-ции, переработка,

хране8ние, мобилизация инф-ции для решения конкретных возникающих задач.

2Когнитивная деятельность – это деятель2ность, в результате коей ч-к

приходит к определенному решению или знанию (мыслительная деятельность, коя

приводит к пониманию или интерпретации чего-либо)

Составляющие когнитивной системы разума: Память, внимание, воображение,

восприятие, мышление – самостоятельные механизмы обработки инф-ции.

Когнитивная деятельность – составная часть человеческого сознания.

Человеческое сознание: - когнитивная деятельность

компетенция – способность интерпретировать акты сознания

конкретное знание / результат когнитивной деятельности

Социальное познание – познание которое имеет:

1) социальное происхождение (решающую роль в нем играет коммуникация, оно

возникает в результате взаимодействия)

1) социальный характер субъектов - человек, группы, социальная общность,

которые находятся во взаимодействии – социальные срезы (несколько

интерпретаций): - экологическая среда обитания,

многочисленные социальные группы

языковая среда

межгрупповые отношения

2) познание социально разделено (его результаты являются общими для

определенной группы или общества). Познание неповторимо: нет 2-х людей,

которые имели бы одинаковые результаты познания, но мы получаем общие

представления благодаря коммуникациям, т.е. образ социального мира

выстраивается нами сообща.

5 типов индивидуального познания:

1. Рациональный человек – жесткое различие между доводами и эмоциями,

познает мир по логике, не поддаваясь эмоциям, смысл познания – привести в

порядок свои когнитивные структуры.

1. Наивный психолог – основывается на наборе стандартных характеристик

(молодые а легкомысленные)

2. Производитель данных на основе только той инф-ции, которая к нему

поступает.

3. Когнитивный скупец – стремится сэкономить свои суждения, не помнит всех

характеристик и поэтому часто ошибается.

4. Когнитивно-аффективный - в своих оценках опирается на эмоции.

6. Типология объектов социального познания. Понятие «социальная среда» и

его интерпретации. Теории когнитивного соответствия (теория структурного

баланса Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория

контруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума, теория когнитивного диссонанса

Л.Фестингера).

Интеракция – обмен инф-цией, энергией и веществом между человеком и

окружающей средой. Основные составляющие этого обмена (фокусы человеческой

активности) - интеракция, ассоциирование, питание, различение полов,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.