Рефераты. Мировые тенденции в развитии телекоммуникационной отрасли

отвечающих требованиям Интернета. По прогнозам специалистов, уже к 2003 г.

в стране будет 9 – 10 млн. компьютеров, а число пользователей услугами

Интернета в России к 2005 г. может возрасти до 6 млн. и к 2010 г. – до 26

млн., при этом уровень интернетизации страны достигнет 18 %.

Таким образом, очевидно, что в ближайшее десятилетие России не удастся

сократить разрыв с передовыми странами по степени развития информационных

технологий и возможности доступа к мировым информационным ресурсам.

В России не существует общенациональной компьютерной сети, однако

достаточно активно действуют отраслевые и локальные информационные сети,

особенно в таких сферах, как банковское дело, внешняя торговля, рынок

ценных бумаг, экология, медицина и др. Интенсивно развивается сегмент рынка

баз данных по российскому законодательству, компьютерной бухгалтерии,

автоматизации торговой деятельности.

3.Глобальные тенденции в развитии

телекоммуникаций

В каждой стране управление телекоммуникационной отраслью имеет свою

специфику. Однако появление цифровых технологий и массовое внедрение услуг

по предоставлению доступа в сеть Интернет привели к тому, что сегодня

практически любой оператор связи работает не только на локальном (

региональном или общенациональном ), но и на мировом рынке

телекоммуникационных услуг.

Развитие новейших технологий. Появление цифровых технологий

способствовало радикальным изменениям в телекоммуникационной отрасли.

Услуги традиционной голосовой связи начали вытесняться интерактивными

услугами, такими, как Интернет, передача данных, мобильная связь.

Демонополизация рынков. Исторически отрасль связи в любой стране

функционировала как естественная монополия, что было обусловлено высоким

уровнем издержек по предоставлению доступа к телефонной сети и оказанию

телеграфных услуг. В то же время социальная значимость названных услуг не

позволяла устанавливать тарифы на уровне, обеспечивающем прибыль, и,

следовательно, государственное регулирование было необходимым.

Массовый спрос на услуги доступа в сеть Интернет и мобильной связи

привёл к существенным изменениям в структуре управления отраслью. Во многих

странах мира порядок выдачи лицензий на предоставление соответствующих

услуг был существенно упрощён, что способствовало бурному росту числа

конкурирующих операторов сотовой связи и провайдеров услуг по доступу в

Интернет и передаче данных. Такие фирмы оказывают услуги в основном через

телефонную сеть общего пользования, т. е. Через сеть общенационального или

регионального оператора – монополиста.

Упрощение порядка лицензирования новых операторов связи привело к тому,

что отраслевые монополии сами стали предоставлять новые услуги. В

результате пришлось осваивать доселе незнакомую конкурентную сферу и

уступить часть рынка не только новейших, но и традиционных услуг

альтернативным операторам.

Необходимо отметить, что естественными монополиями значительной части

рынка не означает постепенного исчезновения потребности в услугах

традиционной проводной связи. Мобильная связь и Интернет не являются

альтернативой традиционным услугам, а только дополняют их. Несмотря на

бурное развитие новейших технологий и видов телекоммуникационных услуг,

традиционная голосовая связь по – прежнему остаётся востребованной и

приносящей доход услугой. В 2000 г. во всём мире объём продаж её услуг

составил около 1 трлн. Долл., увеличившись по сравнению с 1997 г. на 22%.

Либерализация тарифов. В последние годы в развитых странах произошли

резкие качественные сдвиги в системе решулирования тарифов на услуги

традиционной голосовой связи. Если до 1990 – х гг. в мире преобладали

административные меры регулирования, связанные с ограничениями нормы

прибыли монополистов, то в 1990 – е гг. они стали вытесняться методами так

называемого « мотивационного регулирования », направленного на снижение

издержек монополистов. В их числе можно назвать:

? устанавливаемый местными властями предел цен на традиционные услуги;

? социальные программы по предоставлению доступа к телефонной сети и

сети Интернет потребителям с низкими доходами;

? создание фондов универсальных услуг, в которые платят взносы все

операторы, работающие через сеть общего пользования, с целью компенсации

традиционному оператору издержек по предоставлению социально значимых

услуг.

Глобализация национальных рынков услуг связи. Если раньше деятельность

национального оператора – монополиста была ограничена пределами собственной

страны, то теперь крупнейшие телефонные компании предоставляют услуги и за

рубежом. Это становится возможным в основном путём приобретения крупных

пакетов акций иностранных операторов.

Слияния и поглощения телекоммуникаций имели неоднозначные последствия.

С одной стороны, глобализация рынков услуг связи неизбежно приводит к

изменениям в управлении капиталом операторов, с другой – прокатившаяся

«волна» слияний способствовала тому, что компании - «поглотители»

эмитировали слишком много облигаций для финансирования поглощений, что

привело к снижению кредитных рейтингов многих из них и негативно сказалось

на фондовом рынке.

4. Влияние мировых тенденций на отрасль связи в России

За 10 лет реформирования российской экономики в отрасли

телекоммуникаций произошли существенные изменения к лучшему. Она

превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся и обладающих

потенциалом долгосрочного экономического роста отраслей. По оценкам

министерства по связи и информатизации, для того, чтобы обеспечить 1 %

экономического роста в современной России, необходимо достичь 3 % роста в

телекоммуникационной индустрии. В этом случае телекоммуникации не только

будут способствовать развитию общества и укреплению безопасности страны, но

и станут важнейшим источником стабильного экономического роста.

Экономические показатели развития отрасли. В настоящее время уровень

телефонной плотности в России составляет немногим более 20 телефонов на 100

жителей, что значительно ниже соответствующих показателей в большинстве

индустриально развитых стран. Доля номерной ёмкости электронных ( цифровых

) АТС в стране не достигает 20 %, в то время как остальные 80 % приходятся

на функционально и морально устаревшие аналоговые станции. Несмотря на

высокие темпы внедрения современных технологий, процент охвата населения РФ

новыми видами связи, такими как сотовая связь, пейджинг, Интернет остаётся

низким. В России на конец 2000 г. число пользователей сети Интернет

составляло менее 3 млн. человек.

Наиболее динамично развивается сотовая связь. Только за один 1999 г.

число её абонентов возросло почти на 80 %. Это обусловлено постепенным

ростом платёжеспособного спроса населения, а также политикой снижения

тарифов, проводимой крупнейшими компаниями сотовой связи. По прогнозам

западных экспертов к 2004 г. пользователей услуг мобильной связи будет

столько же, сколько и абонентов телефонных сетей общего пользования.

Либерализация рынков. В 1999 – 2000 гг. значительно упростились

механизмы лицензирования, сертификации и выделения частотного ресурса новым

операторам связи. В результате число альтернативных операторов,

предоставляющих услуги связи, увеличилось. Практически все традиционные

операторы проводной связи также оказывают услуги сотовой и пейджинговой

связи и предоставляют доступ в Интернет.

Однако реформы пока не затронули сферу тарифов на услуги местной связи

для населения. За 10 лет рыночных преобразований не произошло изменений в

установлении тарифов на услуги связи, которые для каждого региона

назначаются федеральным центром. У большинства операторов связи тарифы на

услуги местной связи для населения покрывают около 70 % их себестоимости.

Низкорентабельные услуги местной телефонной связи окупаются только

благодаря их перекрёстному субсидированию за счёт услуг междугородной и

международной связи.

Глобализация российского рынка телекоммуникаций. Отечественный рынок

услуг связи остаётся достаточно замкнутым. С одной стороны это обусловлено

огромными масштабами территории страны, благодаря которым формируются

основные доходы операторов связи. С другой – Россия пока находится вне

мирового рынка международного трафика, что до сих пор было следствием

недостаточно высокого уровня цифровизации магистральных каналов и более

низкого качества связи по сравнению с мировыми стандартами. Однако к 2000

г. качество междугородной связи в стране существенно улучшилось, и её роль

в международном транзите телекоммуникационных услуг стала возрастать.

Поскольку Россия только начинает осваивать мировой телекоммуникационный

рынок, до участия наших операторов в международных слияниях и поглощениях

дело ещё не дошло. Однако стремление к «глобализации по–российски» уже

начинает проявляться в том, что правительство с 2000 г. приступило к

реализации не знающего аналогов в мире плана объединения 87 региональных

операторов – монополистов в 7 крупных межрегиональных компаний. Основная

роль в его осуществлении принадлежит крупнейшему государственному

телекоммуникационному холдингу – ОАО « Связьинвест ».

5. Перспективы российской индустрии связи

Телекоммуникации становятся одним из ключевых факторов развития России

в 21 веке. Предстоит создать основы нового информационного общества,

обеспечить интеграцию страны в глобальную инфотелекоммуникационную

инфраструктуру и реализацию прав граждан на доступ к достижениям

цивилизации, в том числе к мировым информационным ресурсам, дистанционному

образованию, телемедицине, мировому рынку труда, электронной коммерции,

культурным ценностям.

Создание российской информационно – телекоммуникационной инфраструктуры

следует рассматривать как важнейший фактор подъёма национальной экономики,

роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета

страны в глобальном масштабе. Опережающее развитие телекоммуникаций –

необходимое условие развития инфраструктуры бизнеса, формирования

благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, решения

вопросов занятости населения.

В перспективе российская индустрия средств связи, которая сейчас

способна производить лишь отдельные виды телекоммуникационного

оборудования, используемого в мире, должна полностью обеспечить внутренние

потребности в средствах связи для различных сетей телекоммуникаций.

Россия имеет потенциальные возможности по развитию процесса

компьютеризации и информатизации, а также интеграции в мировое

информационное пространство, обладает уникальным сочетанием благоприятных

факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и

информационных систем.

Удовлетворение огромного спроса на услуги в области оффшорного

программирования может стать важным источником доходов страны. Экспорт

интеллекта способен приносить стране не меньше доходов, чем вывоз

невосполнимых природных ресурсов.

6. Список используемой литературы.

1. Мильчакова Н. Телекоммуникации в России:структурные реформы и

повышение капитализации компаний//Вопросы экономики, 2001, №7

2. Адрианов В. Россия в мировом процессе развития средств связи,

компьютеризации и информатизации//Экономист, 2001, №8

3. Нижегородцев Р. Об информационной экономике //РЭЖ, 1994, №4

4. Сидоров А., Байнев В. Информация как экономическая

категория//ЭКО, 2000, №8

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.