отвечающих требованиям Интернета. По прогнозам специалистов, уже к 2003 г.
в стране будет 9 – 10 млн. компьютеров, а число пользователей услугами
Интернета в России к 2005 г. может возрасти до 6 млн. и к 2010 г. – до 26
млн., при этом уровень интернетизации страны достигнет 18 %.
Таким образом, очевидно, что в ближайшее десятилетие России не удастся
сократить разрыв с передовыми странами по степени развития информационных
технологий и возможности доступа к мировым информационным ресурсам.
В России не существует общенациональной компьютерной сети, однако
достаточно активно действуют отраслевые и локальные информационные сети,
особенно в таких сферах, как банковское дело, внешняя торговля, рынок
ценных бумаг, экология, медицина и др. Интенсивно развивается сегмент рынка
баз данных по российскому законодательству, компьютерной бухгалтерии,
автоматизации торговой деятельности.
3.Глобальные тенденции в развитии
телекоммуникаций
В каждой стране управление телекоммуникационной отраслью имеет свою
специфику. Однако появление цифровых технологий и массовое внедрение услуг
по предоставлению доступа в сеть Интернет привели к тому, что сегодня
практически любой оператор связи работает не только на локальном (
региональном или общенациональном ), но и на мировом рынке
телекоммуникационных услуг.
Развитие новейших технологий. Появление цифровых технологий
способствовало радикальным изменениям в телекоммуникационной отрасли.
Услуги традиционной голосовой связи начали вытесняться интерактивными
услугами, такими, как Интернет, передача данных, мобильная связь.
Демонополизация рынков. Исторически отрасль связи в любой стране
функционировала как естественная монополия, что было обусловлено высоким
уровнем издержек по предоставлению доступа к телефонной сети и оказанию
телеграфных услуг. В то же время социальная значимость названных услуг не
позволяла устанавливать тарифы на уровне, обеспечивающем прибыль, и,
следовательно, государственное регулирование было необходимым.
Массовый спрос на услуги доступа в сеть Интернет и мобильной связи
привёл к существенным изменениям в структуре управления отраслью. Во многих
странах мира порядок выдачи лицензий на предоставление соответствующих
услуг был существенно упрощён, что способствовало бурному росту числа
конкурирующих операторов сотовой связи и провайдеров услуг по доступу в
Интернет и передаче данных. Такие фирмы оказывают услуги в основном через
телефонную сеть общего пользования, т. е. Через сеть общенационального или
регионального оператора – монополиста.
Упрощение порядка лицензирования новых операторов связи привело к тому,
что отраслевые монополии сами стали предоставлять новые услуги. В
результате пришлось осваивать доселе незнакомую конкурентную сферу и
уступить часть рынка не только новейших, но и традиционных услуг
альтернативным операторам.
Необходимо отметить, что естественными монополиями значительной части
рынка не означает постепенного исчезновения потребности в услугах
традиционной проводной связи. Мобильная связь и Интернет не являются
альтернативой традиционным услугам, а только дополняют их. Несмотря на
бурное развитие новейших технологий и видов телекоммуникационных услуг,
традиционная голосовая связь по – прежнему остаётся востребованной и
приносящей доход услугой. В 2000 г. во всём мире объём продаж её услуг
составил около 1 трлн. Долл., увеличившись по сравнению с 1997 г. на 22%.
Либерализация тарифов. В последние годы в развитых странах произошли
резкие качественные сдвиги в системе решулирования тарифов на услуги
традиционной голосовой связи. Если до 1990 – х гг. в мире преобладали
административные меры регулирования, связанные с ограничениями нормы
прибыли монополистов, то в 1990 – е гг. они стали вытесняться методами так
называемого « мотивационного регулирования », направленного на снижение
издержек монополистов. В их числе можно назвать:
? устанавливаемый местными властями предел цен на традиционные услуги;
? социальные программы по предоставлению доступа к телефонной сети и
сети Интернет потребителям с низкими доходами;
? создание фондов универсальных услуг, в которые платят взносы все
операторы, работающие через сеть общего пользования, с целью компенсации
традиционному оператору издержек по предоставлению социально значимых
услуг.
Глобализация национальных рынков услуг связи. Если раньше деятельность
национального оператора – монополиста была ограничена пределами собственной
страны, то теперь крупнейшие телефонные компании предоставляют услуги и за
рубежом. Это становится возможным в основном путём приобретения крупных
пакетов акций иностранных операторов.
Слияния и поглощения телекоммуникаций имели неоднозначные последствия.
С одной стороны, глобализация рынков услуг связи неизбежно приводит к
изменениям в управлении капиталом операторов, с другой – прокатившаяся
«волна» слияний способствовала тому, что компании - «поглотители»
эмитировали слишком много облигаций для финансирования поглощений, что
привело к снижению кредитных рейтингов многих из них и негативно сказалось
на фондовом рынке.
4. Влияние мировых тенденций на отрасль связи в России
За 10 лет реформирования российской экономики в отрасли
телекоммуникаций произошли существенные изменения к лучшему. Она
превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся и обладающих
потенциалом долгосрочного экономического роста отраслей. По оценкам
министерства по связи и информатизации, для того, чтобы обеспечить 1 %
экономического роста в современной России, необходимо достичь 3 % роста в
телекоммуникационной индустрии. В этом случае телекоммуникации не только
будут способствовать развитию общества и укреплению безопасности страны, но
и станут важнейшим источником стабильного экономического роста.
Экономические показатели развития отрасли. В настоящее время уровень
телефонной плотности в России составляет немногим более 20 телефонов на 100
жителей, что значительно ниже соответствующих показателей в большинстве
индустриально развитых стран. Доля номерной ёмкости электронных ( цифровых
) АТС в стране не достигает 20 %, в то время как остальные 80 % приходятся
на функционально и морально устаревшие аналоговые станции. Несмотря на
высокие темпы внедрения современных технологий, процент охвата населения РФ
новыми видами связи, такими как сотовая связь, пейджинг, Интернет остаётся
низким. В России на конец 2000 г. число пользователей сети Интернет
составляло менее 3 млн. человек.
Наиболее динамично развивается сотовая связь. Только за один 1999 г.
число её абонентов возросло почти на 80 %. Это обусловлено постепенным
ростом платёжеспособного спроса населения, а также политикой снижения
тарифов, проводимой крупнейшими компаниями сотовой связи. По прогнозам
западных экспертов к 2004 г. пользователей услуг мобильной связи будет
столько же, сколько и абонентов телефонных сетей общего пользования.
Либерализация рынков. В 1999 – 2000 гг. значительно упростились
механизмы лицензирования, сертификации и выделения частотного ресурса новым
операторам связи. В результате число альтернативных операторов,
предоставляющих услуги связи, увеличилось. Практически все традиционные
операторы проводной связи также оказывают услуги сотовой и пейджинговой
связи и предоставляют доступ в Интернет.
Однако реформы пока не затронули сферу тарифов на услуги местной связи
для населения. За 10 лет рыночных преобразований не произошло изменений в
установлении тарифов на услуги связи, которые для каждого региона
назначаются федеральным центром. У большинства операторов связи тарифы на
услуги местной связи для населения покрывают около 70 % их себестоимости.
Низкорентабельные услуги местной телефонной связи окупаются только
благодаря их перекрёстному субсидированию за счёт услуг междугородной и
международной связи.
Глобализация российского рынка телекоммуникаций. Отечественный рынок
услуг связи остаётся достаточно замкнутым. С одной стороны это обусловлено
огромными масштабами территории страны, благодаря которым формируются
основные доходы операторов связи. С другой – Россия пока находится вне
мирового рынка международного трафика, что до сих пор было следствием
недостаточно высокого уровня цифровизации магистральных каналов и более
низкого качества связи по сравнению с мировыми стандартами. Однако к 2000
г. качество междугородной связи в стране существенно улучшилось, и её роль
в международном транзите телекоммуникационных услуг стала возрастать.
Поскольку Россия только начинает осваивать мировой телекоммуникационный
рынок, до участия наших операторов в международных слияниях и поглощениях
дело ещё не дошло. Однако стремление к «глобализации по–российски» уже
начинает проявляться в том, что правительство с 2000 г. приступило к
реализации не знающего аналогов в мире плана объединения 87 региональных
операторов – монополистов в 7 крупных межрегиональных компаний. Основная
роль в его осуществлении принадлежит крупнейшему государственному
телекоммуникационному холдингу – ОАО « Связьинвест ».
5. Перспективы российской индустрии связи
Телекоммуникации становятся одним из ключевых факторов развития России
в 21 веке. Предстоит создать основы нового информационного общества,
обеспечить интеграцию страны в глобальную инфотелекоммуникационную
инфраструктуру и реализацию прав граждан на доступ к достижениям
цивилизации, в том числе к мировым информационным ресурсам, дистанционному
образованию, телемедицине, мировому рынку труда, электронной коммерции,
культурным ценностям.
Создание российской информационно – телекоммуникационной инфраструктуры
следует рассматривать как важнейший фактор подъёма национальной экономики,
роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета
страны в глобальном масштабе. Опережающее развитие телекоммуникаций –
необходимое условие развития инфраструктуры бизнеса, формирования
благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, решения
вопросов занятости населения.
В перспективе российская индустрия средств связи, которая сейчас
способна производить лишь отдельные виды телекоммуникационного
оборудования, используемого в мире, должна полностью обеспечить внутренние
потребности в средствах связи для различных сетей телекоммуникаций.
Россия имеет потенциальные возможности по развитию процесса
компьютеризации и информатизации, а также интеграции в мировое
информационное пространство, обладает уникальным сочетанием благоприятных
факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и
информационных систем.
Удовлетворение огромного спроса на услуги в области оффшорного
программирования может стать важным источником доходов страны. Экспорт
интеллекта способен приносить стране не меньше доходов, чем вывоз
невосполнимых природных ресурсов.
6. Список используемой литературы.
1. Мильчакова Н. Телекоммуникации в России:структурные реформы и
повышение капитализации компаний//Вопросы экономики, 2001, №7
2. Адрианов В. Россия в мировом процессе развития средств связи,
компьютеризации и информатизации//Экономист, 2001, №8
3. Нижегородцев Р. Об информационной экономике //РЭЖ, 1994, №4
4. Сидоров А., Байнев В. Информация как экономическая
категория//ЭКО, 2000, №8
Страницы: 1, 2