Оглавление
Технические аспекты 3
Телефон — телефон 4
Компьютер — компьютер 5
Компьютер — телефон (телефон — компьютер) 5
Качество связи 5
Провайдеры Интернет-телефонии 7
Экономические аспекты 7
IP-телефония в России 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Приложение 12
Технические аспекты
Начнем с того, что попробуем рассеять некоторые распространенные
заблуждения относительно самой технологии.
Во-первых, Интернет-телефония — это не компьютерная телефония. Понятие
компьютерной телефонии предполагает возможность передачи голоса по
компьютерным сетям передачи данных с помощью дополнительных аппаратных и
программных средств, Под это определение попадают тысячи разнообразных
приложений. В этом смысле оно значительно шире, чем просто передача голоса
по Интернету, и охватывает различные офисные системы, центры телефонного
обслуживания, системы регистрации переговоров, а также массу других
приложений. Интернет телефония — лишь одно из них, характеризующееся тем,
что голосовой трафик передается по пакетным сетям передачи данных на основе
протокола IP. Правильнее называть эту область IP-телефонией или службой
пакетных голосовых соединений, что звучит менее броско, зато наиболее точно
отражает суть дела. Важно понимать, что IP-сеть является при этом носителем
телефонного трафика, в то время как разговор происходит между абонентами
городских или офисных АТС. Таким образом, этот процесс, безусловно,
относящийся к области телефонии, в корне отличается от того, что сейчас в
сетях передачи данных называется передачей голоса поверх IP-протокола.
Далее, существует целый ряд разновидностей Интернет-телефонии.
Исторически пальма первенства принадлежит всевозможным Интернет-телефонам,
благодаря которым можно было устраивать голосовые переговоры между двумя
мультимедийными компьютерами. Оцифрованный голос просто упаковывался в IP-
пакеты и пересылался через сеть Интернет без всякой гарантии. Качество было
ужасающим, область применения — неясной.
Наконец, далеко не все из того, что относят к Интернет-телефонии,
строго говоря, ею является. Термин «Интернет-телефония» часто применяют для
обозначения технологий передачи голоса через все сети IP — как публичные,
так и частные. Между тем слово «Интернет» относится именно к публичным
сетям, Тем не менее, можно сказать, что IP-телефония и Интернет-телефония
стали почти синонимами, и именно так мы их и будем использовать, хотя это и
не вполне корректно.
Сейчас под Интернет-телефонией понимают в первую очередь такую
технологию, в которой голосовой трафик частично передается через телефонную
сеть общего пользования, а частично — через Интернет. Именно таким образом
осуществляются звонки с телефона на телефон, с компьютера на телефон, с
телефона на компьютер (здесь вместо номера телефона используется IP-адрес),
а также ставший в последнее время особенно популярным Surf’n'Call — звонок
с Web-браузера на телефон (просматривая какой-нибудь корпоративный Web-
узел, пользователь нажимает мышкой на кнопку Call и получает телефонное
соединение с офисом этой компании).
Условно схему связи двух абонентов Интернет-телефонии можно
представить так:
Ключевым элементом Интернет-телефонии является связка Шлюз — Интернет
— Шлюз. Шлюз представляет собой компьютер-сервер, дополненный специальными
платами расширения и соответствующим программным обеспечением. Он служит
интерфейсом между передающим звук устройством пользователя (телефоном,
компьютером и т.п.) и сетью Интернет. Шлюз обеспечивает прием и
преобразование данных в форму, пригодную для пересылки по Сети (и обратное
преобразование). Абоненту 1 всего лишь нужно связаться с ним тем или иным
способом. Шлюз, имеющий выход в Интернет, передаст по Сети данные на другой
такой же шлюз, ближайший к Абоненту 2, после чего, претерпев обратное
преобразование, звук достигнет цели своего путешествия.
Рассмотрим варианты использования Интернет-телефона и оценим
воздействие Сети на качество звукового сигнала.
.
Телефон — телефон
Если вы еще не разучились пользоваться обыкновенным телефоном, то
звонок через сеть Интернет с помощью телефонного аппарата не вызовет
затруднений. Последовательность действий такова: необходимо набрать
телефонный номер шлюза вашего провайдера Интернет-телефонии; затем,
переключив телефонный аппарат в тоновый режим, набрать номер вызываемого
абонента и свой идентификационный номер. При установлении связи вы даже не
догадаетесь, что говорили через сеть Интернет, пока не сравните два счета:
от телефонной компании и от провайдера Интернет-телефонии. Счет за разговор
через сеть Интернет окажется значительно меньше (в ряде случаев на порядок)
счета за идентичный по времени разговор по традиционному междугородному
телефону!
Для связи в режиме «телефон — телефон» не нужен ни компьютер, ни
модем. Подключение к сети Интернет и связанные с этим расходы тоже не
потребуются. До шлюза сигнал добирается наравне с рядовыми телефонными
звонками. При этом в него (как и в любой другой телефонный сигнал) могут
примешаться помехи. С другой стороны, любые задержки на «последней миле»
полностью отсутствуют. На уровень задержек, а следовательно, на
комфортность и качество разговора в режиме «телефон — телефон» влияние
оказывает лишь пропускная способность линий связи провайдера Интернет-
телефонии и загруженность сети Интернет на маршруте следования пакетов.
Проблема качества звука может решаться путем оптимизации задержек на пути
следования сигнала. Из нескольких возможных маршрутов система выбирает
наименее загруженные, а там, где это допустимо, повышает приоритет
голосовых пакетов. За счет этих мер паузы в разговоре удается сделать
практически незаметными даже в часы максимальной загрузки.
Если в непосредственной близости от абонента шлюза все-таки не
оказалось, звонок отправляется по обычным телефонным маршрутам. Однако и в
этом случае его стоимость оказывается существенно ниже стоимости прямой
телефонной связи.
Провайдеры Интернет-телефонии уже добавляют к списку своих услуг и
режим «факс — факс». Сама по себе передача факсов по сети Интернет проблемы
не составляет. Однако факсовый сигнал несколько отличается от голосового, и
способы его передачи тоже разнятся. Это требует от провайдера некоторых
дополнительных затрат, в частности, выделения для факсов отдельной
телефонной линии.
Компьютер — компьютер
Два компьютера, подключенные к сети Интернет, могут общаться без
посредников:
Из общей схемы исчез шлюз, поскольку необходимость преобразования
сигнала отпала (если быть более точным, в качестве шлюза выступает некая
программа — Интернет-телефон, запущенная на обоих компьютерах). Данные
сразу передаются по стандартным протоколам Интернета, поэтому помехи
проникнуть в пакет данных не могут. Все, на что помехи способны, — это
задержать пакеты в пути.
Будучи многофункциональным устройством, компьютер легко снимает
ограничения на способы общения, которые присущи обыкновенному телефону. При
разговоре можно не только слышать собеседника, но и видеть его. Если
компьютер оснащен цифровой видеокамерой, образ появится на экране
компьютера. Но и это не все! Компьютеры позволяют обмениваться текстовой
информацией, вместе рисовать на «грифельной доске», пересылать друг другу
файлы и звуковые письма. Связь «компьютер — компьютер» позволяет обойтись
вовсе без услуг провайдера Интернет-телефонии. Однако в этом случае вы
лишаетесь ряда полезных функций. Например, ни вы не сможете позвонить на
обыкновенный телефон, ни вам невозможно будет позвонить с обычного
телефона.
Компьютер — телефон (телефон — компьютер)
Установив на свой компьютер программу Интернет-телефонии. вы не
утратите возможность связаться с человеком, у которого компьютера нет.
Компьютер расширит ваши возможности и облегчит дозвон: теперь будет
достаточно ввести лишь телефонный номер абонента в поле ввода программы или
еще проще — выбрать его имя из телефонной книги. Чтобы в полной мере
использовать возможности Интернет-телефона, необходимо подписаться на
услуги провайдера Интернет-телефонии.
Качество связи
Задержки являются главной проблемой Интернет-телефонии. Причин их
возникновения несколько. Одни связаны с принципом построения сетей TCP/IP и
особенностями коммутации пакетов, другие зависят от общей загрузки сети,
качества линии связи и скорости модема, Если задержка превышает 250 мс, она
становится заметной. Поскольку программа в суть разговора не вникает, паузы
вклиниваются в беседу случайным образом — чаще на полуслове. Окончание
слова возникает в наушниках или колонках после секундного затишья. Впрочем,
к такому диалогу можно быстро привыкнуть. Повысить качество звука можно,
лишь купив более быстрый модем и выбрав провайдера с мощными каналами
связи. Рекомендуется также вести разговор в часы с наименьшей загрузкой
(ночь-утро), ограничивая к тому же использование видеоизображений, и
задержки досаждать не будут. Однако проблемы с качеством делают перспективы
Страницы: 1, 2, 3, 4